Цели: Опираясь на имеющиеся знания, ввести понятия: неравномерное движение, мгновенная скорость, ускорение, равноускоренное движение. Учить ребят рассуждать, опираясь на имеющиеся знания, логически мыслить, делать выводы, приводящие в итоге к осознанию совершенно нового материала. Учить устанавливать зависимости между величинами, работать с графиками физических величин, отвечать на поставленные вопросы, в том числе, опираясь на умения «считывать» информацию с графиков.
Воспитывать трудолюбие, терпимость, усидчивость.
Развивать счетные навыки, умение применять знания законов математики при решении физических задач.
Оборудование: учебник [1], презентация «Равноускоренное движение» [2].
Ход урока:
- Оргмомент. Подготовка квосприятию нового материала [2, слайд № 2]
Мы подробнейшим образом рассмотрели с вами особенности равномерного прямолинейного движения, познакомились с его графическим представлением, знаем, что графики «несут» всю необходимую информацию, выучили формулы, устанавливающие связи между различными физическими величинами.
Сегодня будем вести речь о другом виде движения, при котором скорость тела может изменяться. А, т. к., скорость — величина векторная, то она может изменяться как по модулю, так и по направлению, или сразу и по модулю, и по направлению.
Далее приводятся известные детям формулы и ставится цель — на основе изучения особенностей нового вида движения, посмотреть, какой вид примут эти формулы. Кроме того, акцент делается на осознание уч-ся того, что именно необходимо узнать, чтобы достичь цели.
- Изучение нового материала
– Понятие мгновенной скорости, формула, определение, направление [2, слайд № 3]
– Акцентируется внимание на том факте, что для достижения поставленной цели необходимо научиться определять мгновенную скорость в любой момент времени [2, слайд № 4].
– Далее вводится понятие равноускоренного движения и на основе аналогии между равномерным и равноускоренным движением, учащиеся «подводятся» к осознанию того, что необходима такая величина, как ускорение (рис. 1).
Рис. 1
Подробно: Ребята! При изучении равномерного прямолинейного движения перед нами вставал вопрос — как научиться определять координату в любой момент времени, а сейчас вопрос в том, чтобы научиться определять скорость в любой момент времени.
Для выполнения поставленной задачи при изучении равномерного движения мы вводили величину, характеризующую быстроту изменения координаты, которая называлась «скорость». Напрашивается вывод: для равноускоренного движения, нам необходимо ввести величину, которая бы характеризовала быстроту изменения скорости. Такая величина в физике есть — она называется «ускорение»
Изменение координаты, отнесенное ко времени — не что иное, как скорость, поэтому, очевидно, что ускорение — это отношение изменения скорости ко времени.
– Дается определение ускорения, формула для расчета ускорения, единица в СИ, физический смысл величины и рассматриваются 2 примера на закрепление физического смысла ускорения, как быстроты изменения скорости [2, слайд № 5].
– Отработка умения видеть, как изменяется численное значение скорости тела, в зависимости от направления векторов скорости и ускорения и знаков их проекции [2, слайд № 6].
Обязательно следует сделать акцент на том, что равномерное движение — это лишь частный случай равноускоренного движения с ускорением, равным нулю.
– Вывод формулы проекции скорости тела в любой момент времени.
Исследование зависимости вида полученной формулы от знаков проекций векторных величин, входящих в формулу (рассматриваются разные случаи) [2, слайд № 7].
– Рассматриваются отличительные особенности графиков ускорения и проекции ускорения, учащиеся должны обязательно усвоить эти различия [2, слайд № 8].
– Работа с графиком зависимости проекции скорости от времени [2, слайд № 9].
ОБЯЗАТЕЛЬНО! Сделать акцент на том, что известный ранее график зависимости координаты от времени имеет тот же вид, что и изучаемый график, именно по этой причине их постоянно путают. Работу с графиком ВСЕГДА надо начинать со взгляда на вертикальную ось — именно она несет в себе информацию о физической величине, зависимость которой от времени рассматривается.
– Рассматривается последовательность решения графических задач.
(график № 3 остается для работы дома) [2, слайд № 10].
– Вывод формулы для проекции перемещения с опорой на график зависимости проекции скорости от времени (для произвольного вида движения и движения из состояния покоя). Получение формулы для расчета координаты тела, в том числе, и для случая, когда начальная скорость равна нулю [2, слайд № 11].
– Вывод (на основе анализа зависимости между величинами, входящими в формулы) важных соотношений между величинами путей (перемещений) и промежутков времени [2, слайд № 12].
– Знакомство с часто встречающейся при решении задач формулой пути без учета времени.
– Далее, подводя итог, мы сопоставляем два вида движения: равномерное и равноускоренное, как простейший вид неравномерного движения, анализируя формулы и графики зависимостей [2, слайд № 13].
- Закрепление изученного материала. Фронтальная работа склассом по вопросам [2, слайд № 14]
Класс отвечает на вопросы по изученному материалу, причем ответ, если это требуется, должен комментироваться. Неполные ответы дополняются желающими.
- Задание на дом: §§ 11, 13, 14; Упр. 3, № № 2, 3, графическая задача № 3.
- Подведение итогов урока.
Литература:
- Мякишев Г. Я. Физика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. — 19 изд. — М.:Просвещение, 2010
- Презентация «Равноускоренное движение тел» [Электронный ресурс]: Персональный сайт учителя физики Бахтиной Ирины Владимировны. URL:https://bakhtinairina.ucoz.ru/load/prezentacii_10_klass/ravnouskorennoe_dvizhenie_tel/16–1–0–16 (дата обращения: 27.07.2019).