Нейропсихологические занятия с детьми по методу замещающего онтогенеза с элементами занятий, направленных на развитие межполушарного взаимодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 05.08.2019

Статья просмотрена: 6251 раз

Библиографическое описание:

Калашникова, О. А. Нейропсихологические занятия с детьми по методу замещающего онтогенеза с элементами занятий, направленных на развитие межполушарного взаимодействия / О. А. Калашникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 131-134. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61871/ (дата обращения: 16.11.2024).



Пояснительная записка

В настоящее время большое количество детей демонстрирует задержки и искажение двигательного развития. Двигательное развитие ребёнка в младенчестве должно проходить в правильной последовательности:

– Рождение ребёнка (ребёнок проходит родовые пути);

– Лежит на спине;

– В положении на животе поднимает голову и охватывает глазами пространство;

– Поворачивается на один бок, на другой, на живот;

– Ползает по-пластунски;

– Поднимает руки, упирается;

– Садится;

– Ползает на четвереньках;

– Встаёт сначала с помощью рук, потом без;

– Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Если ребёнок развивается, не нарушая этой последовательности, то правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших механизмов работы мозга. Конкретному определённому возрасту соответствуют определённые двигательные навыки.

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками ПЭП (перинатальной энцефалопатии) — перинатального поражения центральной нервной системы, которые объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему развивающегося плода. В дальнейшем у ребёнка в медицинской карте могут появиться диагнозы: СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), гипертензионный синдром (повышенное внутричерепное давление), ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания).

Самыми характерными признаками детей с подобными диагнозами являются такие изменения в поведении ребёнка, как трудности обучения в школе, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики, различные виды невротических реакций (нарушение сна, страхи, тики, энурез, заикание, повышенная тревожность), эмоциональная неустойчивость, сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Изменение поведения таких детей сводятся к чрезмерной активности, причём она не имеет определённой цели, ничем не мотивирована и часто зависит от ситуации (наступает в новой, незнакомой обстановке, при стрессовых воздействиях). Часто ребёнок не может сосредоточиться, фиксировать своё внимание, постоянно отвлекается. Таким детям так же свойственны быстрая смена настроения, раздражительность, импульсивность, плаксивость. В любую минуту у такого ребёнка может возникнуть ярость и даже агрессия.

Они предпочитают играть с детьми более младшего возраста, выбирают примитивные игры, иногда отрицательно относятся к окружающим. Дети потом трудно поддаются обучению в школе (чтению, письму, счёту), но это связано не с задержкой развития или снижением интеллекта, а с нарушением восприятия, главным образом пространственных взаимоотношений.

Занятия по нейропсихологической коррекции рекомендуются детям, имеющим следующие проблемы:

– Родовая травма;

– Рождение с помощью кесарева сечения;

– Повышенный или пониженный тонус;

– Травмы головы;

– В анамнезе — ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;

– Мало ползал или вообще не ползал;

– Гиперактивен или излишне медлителен;

– Импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми;

– Не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь;

– Имеет задержку формирования мелкой моторики рук;

– С трудом высиживает 15 минут на одном месте;

– Невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;

– Часто отвлекается, не может сосредоточиться;

– Неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.

В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребёнка (Семенович, Умрихин, Цыганюк, 1992; Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович. 1997; Семенович, Воробьёва, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2008), предпочтение отдаётся телесно-ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) — базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.

«Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А. Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.

В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребёнка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базовым для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса предпочтение отдаётся двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создаётся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

В свою очередь межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга — частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга…» (А. В. Семенович).

Многие особенности развития ребёнка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.

Программа нейропсихологического сопровождения развития детей представляет собой цикл занятий для детей от 4 до 7 лет с моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений и формирование межполушарных связей.

Особенности организации занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю

Длительность занятий 30 минут.

Программа нейропсихологического сопровождения развития детей по методу замещающего онтогенеза с элементами занятий, направленных на развитие межполушарного взаимодействия состоит из четырёх основных блоков упражнений:

– Дыхательные упражнения;

– Глазодвигательные упражнения;

– Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия;

– Упражнения двигательного репертуара.

Задачи на Iи II полугодие

  1. Дыхательные упражнения снабжают кислородом все органы и ткани организма, оптимизация тонуса мышц, снижение возбудимости, улучшение общего состояние организма.
  2. Глазодвигательные упражнения расширяют объём зрительного восприятия, что влияет на такие психические функции как речь, внимание, память.
  3. Развитие межполушарного взаимодействия способствует слаженной работе полушарий мозга, что облегчает обучение.
  4. Активизация визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия;
  5. Упражнения двигательного репертуара способствуют оптимизации и стабилизации тонуса, что является одним из самых важных задач коррекции и сопровождения развития ребёнка.

Примечание: все поставленные задачи решаются на протяжении всех занятий.

Прогнозируемые результаты работы

  1. Оптимизация тонуса мышц, снижение возбудимости;
  2. Расширение объёма зрительного восприятия;
  3. Включённость в работу обоих полушарий головного мозга, улучшение взаимодействия и синхронизации работы правого и левого полушарий;
  4. Способность к расслаблению, релаксации;
  5. Способность к саморегуляции (произвольный самоконтроль).

Ограничения ипротивопоказания

  1. Дети с повышенной эпилептической готовностью;
  2. Дети с психиатрическими синдромами;
  3. С осторожностью выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьёзной сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.

Планирование нейропсихологических занятий сэлементами развития межполушароного взаимодействия сдетьми 4–7 лет.

Занятие 1

  1. «Дыхательные упражнения»

«Вдох— выдох»

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены, ребёнок не должен шевелить ногами.

Во время команды взрослого «вдох» ребёнок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), затем во время команды взрослого «выдох» ребёнок делает выдох через широко открытый рот (шумно). Выполнять 5 раз.

  1. «Глазодвигательные упражнения»

Лёжа. Спомощью взрослого. Рот закрыт.

И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, рот закрыт. Руки лежат вдоль туловища, ладони прижаты к полу, пальцы рук не шевелятся. Ноги выпрямлены и не перекрещены.

Ручка располагается на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Взрослый располагает ручку над глазами ребёнка (над переносицей) и плавно перемещает ручку над глазами ребёнка вправо и обратно к середине; влево и обратно к середине; вверх и обратно к середине; вниз и обратно к середине; к переносице и от переносицы.

Глаза ребёнка следят за кончиком ручки, при этом голова не двигается. Необходимо на 1–2 секунды задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ, у переносицы), ребёнок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.

  1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

«Ночь»

Вспомогательные материалы: цветные карандаши, фломастеры.

Объясняет взрослый: Приближалась ночь. Два маленьких ежонка спешили домой по лесной тропинке.

Возьми цветные карандаши и аккуратно раскрась ежат, стараясь не выходить за контур рисунка, сначала правой рукой, затем левой. Теперь возьми два карандаша и одновременно двумя руками нарисуй на спинках ежат иголочки.

Хотя ежата и торопились, но ночь застала их в пути. В лесу стало очень темно.

Возьми в правую и левую руку синие карандаши и закрась все пространство листа, изобразив ночь. При закрашивании меняй силу нажима на карандаш. Внизу листа сила нажима на карандаш должна быть сильнее, чем вверху.

Ежата недовольно зафыркали: «Ах, как же стало темно!»

«Пофыркай вместе с ежатами, выполни такое упражнение: и. п. сидя, спина ровная, закрой левую ноздрю, прижав её указательным пальцем правой руки (перекрёстное движение), затем выполни шумный вдох. Не выдыхая, поменяй позицию рук на противоположную, т. е. закрой правую ноздрю левым указательным пальцем и выполни «шумный» выдох, затем снова вдох. Повтори упражнение 3–4 раза.

  1. Упражнение двигательного репертуара

«Лодочка»

И. п. Ребёнок лежит на животе. Руки вытянуты вперёд, параллельно друг другу. Ноги прямые.

Ребёнок приподнимает прямые руки и ноги, прогибается и качается на животе вперёд — назад. Выполнять 5–6 раз.

Если у ребёнка не получается самостоятельно выполнить упражнение, взрослый поддерживает ноги ребёнка под коленями (чуть выше сгиба), а руки под сгибом локтей, и помогает ребёнку в освоении этого движения. Это упражнение можно сделать по частям, а затем переходить к качанию.

По команде взрослого «раз» ребёнок поднимает только прямые руки, держит их поднятыми 3–5 секунд и опускает (ноги не поднимает). По команде взрослого «два» ребёнок поднимает прямые ноги, держит их поднятыми 3–5 секунд и опускает (руки не поднимает). По команде взрослого «три» ребёнок поднимает прямые руки и ноги, держит их поднятыми 3–5 секунд, затем качается.

Литература:

  1. В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова, «Нейропсихологические занятия с детьми», в 2-х частях 2015г., 2017 г.
  2. Т. П. Трясорукова, «Право — лево» ориентируемся в пространстве, рабочая тетрадь, серия «Школа развития», издание 2-е, 2016г.
  3. Т. П. Трясорукова, «Развитие межполушароного взаимодействия у детей» прописи, серия «Школа развития», издание 2-е, 2017г.
  4. Т. П. Трясорукова, «Развитие межполушароного взаимодействия у детей» рабочая тетрадь, серия «Школа развития», издание 3-е, 2017г.
  5. Т. П. Трясорукова, «Развитие межполушароного взаимодействия у детей» раскраска с заданиями, серия «Школа развития», 2018г.
  6. https://multiurok.ru/files/doklad-na-tiemu-bazovaia-nieiropsikhologhichieskai.html
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, ребенок, взаимодействие, двигательный репертуар, замещающий онтогенез, нога, рука, двигательное развитие, зрительное восприятие, левое полушарие.


Похожие статьи

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Организация межпредметных связей на занятиях по развитию движений с детьми со сложной структурой дефекта

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Развитие навыков мелкой моторики у детей с ОВЗ через изобразительную деятельность с пластичными материалами

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ

Похожие статьи

Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Организация межпредметных связей на занятиях по развитию движений с детьми со сложной структурой дефекта

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Развитие навыков мелкой моторики у детей с ОВЗ через изобразительную деятельность с пластичными материалами

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ

Задать вопрос