Занятия с учащимися специальной медицинской группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 06.08.2019

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Серебрянская, О. Д. Занятия с учащимися специальной медицинской группы / О. Д. Серебрянская, Г. И. Ченцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61901/ (дата обращения: 16.11.2024).



I четверть

Важное место в системе физического воспитания детей отводится урокам физической культуры. Уроки со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводятся до и после учебных занятий два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут.

Для школьников этой группы должен быть создан не режим щадящих упражнений, а режим постепенного нарастания нагрузок, которые выполняются микродозами.

Основным показателем к дифференцированному подходу в физическом воспитании школьников специальной медицинской группы должна быть реакция их сердечно-сосудистой и дыхательной систем на физическую нагрузку. Группы для занятий физическими упражнениями нужно комплектовать с учётом функционального состояния организма детей, а не по видам заболеваний. Такая организация групп позволяет рациональнее строить занятия и добиваться более высоких результатов в физической подготовке учеников. Поэтому, проводя занятия, необходимо в первую очередь определить способность организма переносить физическую нагрузку и уровень двигательной подготовленности учащихся по тестам. Основным направлением в работе является дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей школьников, в соответствии с которыми дозируется нагрузка на уроке.

Дифференцированный подход можно осуществлять, применяя следующие приемы:

а) построение учащихся на уроке не по росту, а по степени физической работоспособности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом — менее. Это позволяет относительно точно дозировать упражнения (например, ученики на правом фланге продолжают приседания, на левом отдыхают и т. д.)

б) перед каждым уроком у школьников определяется частота пульса превышает 80 ударов в минуту, ставят на левый фланг;

в) при проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, сделав два повторения, менее подготовленные — одно и т. д.;

г) при проведении игр слабоподготовленные ученики заменяются через каждые 2–3 минут;

д) в I четверти рекомендуется 5–7 минут основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий.

В занятиях с учениками специальной медицинской группы, особенно в I четверти, не следует допускать появления даже первых признаков переутомления. На следующих уроках можно использовать кратковременные относительно высокие нагрузки (частота пульса 120–140 ударов в минуту), вызывающие чувство приятной усталости. Критерием правильности дозирования нагрузки на уроке служит изменение частоты пульса.

Необходимо осуществлять систематический контроль за уровнем физической подготовленности учащихся, учитывать данные медицинских осмотров и результаты педагогических наблюдений, разучить элементарные правила самоконтроля, правильно сочетать дыхание с движением. Эти задачи решаются соответствующим подбором и дозировкой физических упражнений совместно со школьным врачом, которому следует присутствовать на первых уроках.

Примерные разработки уроков с учащимися специальной медицинской группы.

Урок 1. Задачи. Ознакомить учащихся с задачами уроков на I четверть. Научить находить пульс и подсчитывать частоту пульса. Разучить комплекс упражнений.

I. Беседа (не более 5 мин.) о значении систематических занятий физическими упражнениями. Нахождение и подсчёт пульса по команде учителя. Частота пульса подсчитывается за 15 сек. в положении стоя. Построение. Понятие о строе, направляющих и замыкающих. Ходьба медленная — 1 мин., чередование медленной ходьбы с ускоренной, скорость движения изменяется через 30сек.(2 раза)

II. Общеразвивающие упражнения без предметов. Комплекс № 1.

1) И.п.- сидя на гимнастической скамейке, руки на коленях. 1- руки вперед, пальцы врозь; 2- сжать пальцы в кулак; 3- пальцы разжать; 4- и.п. 4 раз.

2) То же, но и. п.- руки вверх. 3 раза.

3) И.п.- то же. 1- поворот направо, руки в стороны; 2 — и.п.; 3-то же в другую сторону;4-и.п.3раза в каждую сторону.

4) И.п.- тоже. 1–2–3- выход, с произношением «у», плечи свести, голову наклонить; 4- пауза; 5–6- глубокий вдох, плечи развести. 2–3 раза.

5) И.п- руки на пояс. 1-наклон назад; 2- и.п.; 3- наклон вперед; 4-и.п. 2 раза.

6) И.п.- сидя на скамейке, ноги прямые, руки на коленях. 1–4 — круговые движения стоп вправо; 5–8-то же влево. 4 раза в каждую сторону.

7) И.п.- основная стойка. 1- руки вперед; 2- вверх; 3-в стороны; 4-и.п. 4 раза.

8) И.п.- основная стойка, руки на пояс. 1- поднять правую ногу, согнутую в колене; 2- и.п.; 3–4- то же с другой ноги. 4 раза.

9) И.п.- левую руку на грудь, правую на живот в область подреберья. 1–3-глубокий выдох (правая рука давит на область живота); 4- пауза; 5–6- глубокий выдох. 2–3 раза.

10) И.п.- руки на пояс. 1-встать на носки; 2- полуприсед, спина прямая; 3- встать на носки; 4-и.п. 4 раза.

11) И.п. — то же. 1- руки в стороны; 2- вверх; 3- вперед; 4- и.п. 3 раза.

12) И.п.- основная стойка. 1-наклон вперед, расслабить мышцы рук; 2- выпрямиться, руки вверх; 3- расслабляя мышцы, «уронить» руки, дать им свободно покачаться; 4- и.п. 4 раза.

Дыхательные упражнения (4) выполнять после каждых 2–3 упражнений. Упражнения на расслабление (11,12). Подсчёт пульса. Упражнения в равновесии. Ходьба на носках, руки в стороны по линии (не менее 10 м.) — 2 раза; то же с закрытыми глазами — 1 раз.

III. Ходьба медленная — 1 мин., 2–3 дыхательных упражнения. Отдых сидя — 2 мин. Задание на дом научиться быстро находить пульс и подсчитывать частоту пульса, записать показания пульса в дневник — утром после сна, до и после школы, перед сном.

Урок 2. При тёплой безветренной погоде урок проводится на спортивной площадке. Задачи. Определить реакцию детей на физическую нагрузку урока, проводимого на воздухе. Разучить технику ходьбы с преодолением препятствий.

I. Ходьба умеренная в чередовании с ускоренной — 3 мин. Общеразвивающие упражнения в движении.

1) На каждый шаг руки вперед, вверх, в стороны, вниз; — 4 раза.

2) 1–2 присесть, руки вперед, 3- спина прямая, 4- встать, 4 обычных шага 5 раз.

3) 1- шаг правой, 2- приставить левую, 3–4- наклон вперед; 4 обычных шага 5 раз.

4) 1- шаг правой, 2- приставить левую, руки на пояс, 3- наклон вправо, 4- и.п., 5- наклон влево, 6-и.п., 7- встать на носки руки в стороны, 8- о.с. 4 раза.

5) 1–3–3 шага с правой ноги, 4- приставить левую, руки на пояс, 5- поднять согнутую в колене, правую ногу, 6-выпрямить, 7- согнуть,8- опустить. 4 раза каждой ногой.

6) 4 шага на носках, руки вверх, — 30 сек.

7) 3 шага с небольшим наклоном туловища вперед, выдох с произношением звука «у», пауза, 2 шага — вдох, руки в стороны — вверх,2 обычных шага 3 раза. Ходьба с переходом на бег в темпе ходьбы — 15 сек. Спокойная ходьба.

II. Упражнения в равновесии (детей делят на две группы).

  1. Ходьба с перешагиванием через 3 набивных мяча, лежащих на расстоянии 1 м. друг от друга. 1–2 раза.
  2. Ходьба по набивным мячам, расположенным в одну линию на расстоянии 30–40 см.(7–9 мячей) или по кругу. 2–3 раза.
  3. Эстафета: ходьба с перешагиванием через мячи, обратно пройти по мячам, коснуться направляющего, встать в конец колонны. Оценивается техника выполнения.

III. Спокойная ходьба, дыхательные упражнения и на расслабление. Отдых сидя. Беседа «Свежий воздух укрепляет здоровье».

Урок 3. Задача. Разучить броски мяча двумя руками от груди и ловлю.

I. 1. Расчёт на первый- второй 2. Противоходы дугами. 3. Приставной шаг, скрестный шаг. 4. Общеразвивающие упражнения в движении.

II.Передача баскетбольного мяча двумя руками от груди. В 1,5 м. от стены проводится линия, на стене круги диаметром 60 см. на уровне 100–120 см. от пола. Ученики становятся около линии по два напротив каждого круга (и.п.- одна нога впереди), один выполняет броски мяча в круг двумя руками от груди, затем после отскока от стены ловит мяч двумя руками. Основное внимание обратить на правильное положение рук и исходное положение. Каждый выполняет по 3–5 бросков и передаёт следующему. Выполнить по 20–25 бросков.

Эстафета. Игроки делятся на две команды и становятся в колонны, у направляющих по баскетбольному мячу. В 10–12 м. обозначена линия броска. По сигналу первые добегают до линии выполняют бросок мяча вкруг, ловят, бегут обратно и передают мяч из рук в руки следующему. Оценивается качество передач и быстрота. Повторить 2–3 раза. Ходьба, дыхательные упражнения, отдых сидя.

III. Спокойная ходьба, дыхательные упражнения. Ходьба с мешочком на голове.

Основные термины (генерируются автоматически): раз, рука, III, упражнение, частота пульса, специальная медицинская группа, урок, дифференцированный подход, правая нога, спокойная ходьба.


Задать вопрос