Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 05.08.2019

Статья просмотрена: 12045 раз

Библиографическое описание:

Носова, К. В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей / К. В. Носова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61906/ (дата обращения: 19.12.2024).



Проблема сиротства является одной из актуальнейших социальных трудностей современной российской действительности. Это связано с тем, что сложившаяся политическая, социальная и экономическая ситуация в стране способствует увеличению количества сирот в стране.

Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же, как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Сиротство — социальное явление, обусловленное нахождением в обществе детей-сирот по причине их смерти, объявления их без вести пропавшими, признания родителей недееспособными, лишения их родительских прав и прочее. К таким детям также употребляется понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей». В эту категорию детей также можно включить детей — инвалидов, которых родители оставили на попечение государства [3].Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детeй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159 дает наиболее четкие определения категории таких детей:

− дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель;

− дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, вследствие лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей ограниченно дееспособными или полностью недееспособными, отбывания ими наказания в учреждениях лишения свободы, признания родителей безвестно отсутствующими, объявлeния их умершими;

− лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, в том случае, когда они находились в возрасте до 18 лет и лишились одного или обоих родителей. Такая категория лиц имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке [1].

Известный современный философ и социолог Тюгашев Е. А. в своих научных трудах выделил следующие виды сиротства:

− собственно сироты. Дети, которые лишились одного или обоих родителей в раннем возрасте;

− домашние сироты. У таких детей есть родители, которые не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. В подобных ситуациях ребенок бывает, как правило, либо предоставлен сам себе, либо находится в антагонистических отношениях с родителями, чем обуславливается его социально-опасное положение;

− интернатские сироты. Такие дети, которые воспитываются в интернате и, чьи родители по факту не занимаются их воспитанием;

− «отказники». Категория детей, чьи родители отказались от своих родительских прав и оставили своего ребенка на попечение государства;

− «лишенцы». Дети, родители которых лишены родительских прав [4].

В научной литературе уделяется особое внимание социальному сиротству. Социальное сиротство-такое явление в обществе, при котором несовершеннолетний имеет биологических родителей, но по какой-либо причине они не уделяют достаточного внимания воспитанию ребенка или исполняют это ненадлежащим образом.

В настоящее время отмечаются негативные тенденции в динамике сиротства, проявляющиеся в увеличении среди сирот числа детей и подростков со сложными, комплексными видами отклонений, с задержкой в развитии, трудностями в обучении и отклоняющимся поведением. Обозначилось новое явление — «скрытое» социальное сиротство. Оно распространяется в результате падения нравственных устоев общества, обесценивания института семьи, а также в результате ухудшения условий жизни значительной части семей. Как правило, дети, попадающие под понятие «скрытых» социальных сирот, проживают в условиях беспризорности и безнадзорности [2].

Беспризорность, безнадзорность являются «социальными болезнями» наравне с социальным сиротством. Беспризорные дети — дети, лишившиеся государственного или родительского попечения, развивающего воспитания и обучения, а также постоянного места проживания, соответствующего необходимым санитарным требованиям. Причинами беспризорности являются отсутствие связи с государственными организациями попечения, нарушение и утеря контактов с семьей(ее нет; ребенок убежал из семьи; семья оказывает негативное влияние на ребенка), отсутствие педагогического воспитания и обучения. Таким образом, наблюдается разрыв таких социальных связей: ребенок государство, ребенок — семья, ребенок — педагог.

Среди ученых существует и такая точка зрения, что разрушение современной семьи связано с теми трансформационными процессами, охватившими Россию в начале 90-х годов прошлого столетия. События, связанные с реформами времен распада СССР, называют третьей волной сиротства, которая по численности сирот перекрыла вторую волну — сиротство после Великой Отечественной войны [3].

К основным причинам сиротства, а также социального сиротства в России можно отнести следующие:

− смерть или неизлечимая болезнь единственного или обоих родителей;

− добровольный отказ (как правило матери) от ребенка, чаще- это отказ от новорожденного в родильном доме;

− асоциальный образ жизни родителей, чаще всего связанный с употреблением алкоголя и наркотических средств;

− тяжелое финансовое положение семьи;

− рождение ребенка с патологией (сюда относят детей с неизлечимыми заболеваниями, детей-инвалидов);

− нежелательная беременность (чаще всего такая беременность возникает у несовершеннолетних, рано вступивших в половую жизнь);

− нахождение родителей в местах лишения свободы;

− признание родителей ограничено дееспособными или абсолютно недееспособными;

− жестокое обращение с детьми;

− уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей.

Лишение родительских прав является основной причиной, по которой дети в России лишаются попечения родителей. В 2018 году было выявлено около 40000 граждан, лишенных родительских прав. Из них 29000 были лишены за уклонение от обязанностей по воспитанию детей, 5 % из этого число лишены из-за злоупотребления родительскими правами, 12 %- в связи с алкоголизмом и наркоманией родителей.

Судьбы воспитанников детских учреждений для сирот всегда привлекали общественное внимание. В последние 10–15 лет это внимание было направлено на эффективность работы данных учреждений, соблюдение и реализация прав воспитанников, а также на отношения преподавателей к таким детям. Для ребенка- сироты наилучшим вариантом является семейная форма устройства, но не всегда удается устроить его именно таким образом, а приходиться направлять в определенное государственное учреждение. В связи с этим продолжается модернизация, улучшение, совершенствование сети детских учреждений, которые принимают на себя обязанности по заботе, защите, воспитанию и обучению сирот.

На сегодняшний день получается успешно социализироваться лишь у 10 % выпускников интернатных учреждений. По данным статистики, из 15 тыс. выпускников в течение года, 5 тыс. попадают на скамью подсудимых, 3 тыс. становятся бомжами, а 1,5 тыс. кончают жизнь самоубийством. К сожалению, это происходит по причине того, что ребенка не смогли подготовить к реальной жизни, привить ему определенные социальные нормы и ценности, выходящие за рамки учреждения для детей — сирот.

Выделяются следующие последствия сиротства:

− медицинские последствия. Среди последствий медицинского характера можно обозначить: отклонения в физическом и психическом здоровье сирот, болезни органов дыхания, болезни желудочно-кишечного тракта, рахит, гипотрофия, анемия, заболевания гепатитом «С» или «В», а также сифилисом (детям эти болезни передаются от родителей, являющимися их носителями). У детей- сирот часто выявляются хронические патологии, отставания в интеллектуальном развитии; неврозы, обусловленные психологическими травмами и т. д.;

− последствия социального характера. В первую очередь сюда следует отнести социальный статус ребенка-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей, состоят на полном иждивении у государства, они привыкают к постоянному покровительству взрослых. На выходе из специализированного учреждения, где они воспитывались они часто бывают не способны к самостоятельной жизни, нести за нее ответственность.

− экономические последствия. Учреждения, куда направляются дети-сироты, обязуются обеспечить их всем необходимым для полноценного развития. Детям предоставляются предметы первой необходимости, обувь, одежда, питание, школьные принадлежности. Также после выхода из интернатного учреждения ребенку-сироте государство должно выделить ему определенное жилье, обеспечить возможностью поступления в ВУЗ и пр. Все это создает дополнительную нагрузку на бюджет страны.

− психологические последствия. Можно отметить недостаток внимания к ребенку со стороны взрослых, так как внимание педагогов должно быть направлено на целую группу. Отсутствие привязанности к кому-либо из взрослых дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность, ненужность. Такие дети могут стать агрессивными и имеют ограниченный круг общения. Подобные обстоятельства создают трудности в психическом развитии личности, затрудняется процесс его социализации в общество [3].

Как показывает реальная жизнь, воспитанники интернатов живут сегодняшним, не имеют далеко идущих планов, а если они и есть, то не заполнены реальным содержанием. Немало важным в воспитательном процессе является формирования у ребенка желаний, стремлений, надежд, для того, чтобы он научился строить планы на самостоятельное будущее. В результате того, что дети-сироты привыкли, что за них все решают преподаватели, государство у них возникает боязнь внешнего мира, недоверие к нему.

Образование в интернатных учреждениях является малоэффективным и носит посредственный характер. В результате чего многие дети получают его в неполной мере, их кругозор недостаточно широк. Отсутствие строгой дисциплины, недостаточное стимулирование к стремлению лучшего в учреждениях, где содержатся дети, делают невозможным их дальнейшее интеллектуальное развитие. Воспитанники не видят потребности в получении высшего образования, что значительно сужает спектр их возможностей трудоустройства.

Дети-сироты, воспитывающиеся в специальных детских учреждениях, по выходе из него сталкиваются с проблемой жилищного вопроса, особенно если от родителей в наследство не перешла во владение жилая площадь. В таком случае государство должно взять на себя ответственность по обеспечению жильем выпускника интернатного учреждения. Но здесь возникают трудности так, как пригодных помещений для жилья не всегда хватает, по этой причине приходится ждать своей очереди в получении жилья.

Сиротство в России принимает угрожающие масштабы. Особенно тревожным явлением для общества становится распространение социального сиротства. Как уже отмечалось, последствия сиротства достаточно плачевны- из интернатов выходят молодые люди, неприспособленные к самостоятельной жизни, не имеющие правильного образца поведения в жизни общества, и лишенные представления о принятых за образец семейных ценностях. Как правило, заводя семью выпускники — интернатов оставляют своих детей на попечение государства, так как не имеют представления о том, как необходимо воспитывать детей, так как сами были воспитаны чужими людьми. Для того, чтобы остановить распространение социального сиротства необходимо осуществлять ряд мероприятий по возрождению ценности семьи, по повышению морально-нравственного воспитания молодого поколения.

Литература:

  1. Асильдерова М. М. Социально- правовая защита детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: [учебное пособие] / М. М. Асильдерова, Б. Г. Явбатырова; — Махачкала: Из-во Алеф, 2013. 188 с.
  2. Большакова Н. Л. Сиротство как социальная проблема современной России: [монография]/ Н. Л. Большакова, Ю. В. Мигунова, Садыков Р. М.; Башкирский гос. ун-т. — Уфа: РИЦ БашГу, 2014. 200 с.
  3. Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России: [учебное пособие] / Г. И. Климантова; — Москва: Изд-во Дашков и К, 2012. 236с.
  4. Тюгашев А. Е. Семьеведение: [учебное пособие] / А. Е. Тюгашев, Попкова Т. В.; Новосибирский гос.ун-т. — Новосибирск: РИЦ НовГУ, 2013. 112с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, социальное сиротство, родитель, Россия, попечение родителей, признание родителей, попечение государства, интернатное учреждение, реальная жизнь, самостоятельная жизнь.


Похожие статьи

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы семейного воспитания детей-сирот с нарушениями слуха

Патриотическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи, и их родителей

Одаренность детей младшего школьного возраста и ее развитие

Готовность выпускников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни

Актуальные вопросы защиты многодетных и малообеспеченных семей и детей, нуждающихся в социальной защите

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы семейного воспитания детей-сирот с нарушениями слуха

Патриотическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи, и их родителей

Одаренность детей младшего школьного возраста и ее развитие

Готовность выпускников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни

Актуальные вопросы защиты многодетных и малообеспеченных семей и детей, нуждающихся в социальной защите

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос