Особенности представлений о дружбе у современных подростков (на примере городских и сельских подростков) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 05.08.2019

Статья просмотрена: 1029 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, О. Е. Особенности представлений о дружбе у современных подростков (на примере городских и сельских подростков) / О. Е. Кузнецова, Е. А. Царева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 118-119. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61912/ (дата обращения: 16.11.2024).



Дружеские отношения являются важной составляющей межличностных отношений и являются значимыми для человека на протяжении всей жизни, независимо от пола, возраста, социокультурных условий [1]. В отечественной психологии изучением дружбы занимались такие авторы как В. Н. Мясищев, В. А. Лосенков, И. С. Кон, Н. Н. Обозов, Л. Я. Гозман, Л. А. Гордон, Э. В. Клопов, А. В. Мудрик.

Поведение людей в дружеских отношениях задается не только эмоциональным отношением друг к другу, но и их социальными представлениями об этих отношениях [3]. В социальной психологии наиболее общепринятой является теория «социальных представлений», разработанная французским социальным психологом С. Москвичи, согласно которой «представления» понимаются как ведущая и единственная характеристика общественного и индивидуального сознания. Социальные представления способствуют пониманию окружающего социального мира человека и интерпретации окружающей социальной действительности [2].

Согласно Е. В. Юрковой, можно выделить два типа социальных представлений о дружбе: тип «Дружба как эмоциональные отношения», ориентированный на отношения, отличающиеся эмоциональностью, близостью, большей открытостью, и тип «Дружба как функциональные отношения», ориентированный на функциональное назначение дружбы, отличающийся дистанцированностью от друга, низким уровнем эмоциональности и выраженными гендерными стереотипами [4].

В качестве объекта исследования мы выбрали подростков, так как предполагается, что дружеские отношения современных подростков стали более поверхностными и экстенсивными, а идеал исключительной и глубокой дружбы не соответствует сегодняшним условиям.

Социальную среду можно рассматривать как фактор, оказывающий влияние на формирование и развитие дружеских отношений у подростков. С нашей точки зрения интерес представляет изучение различий социальных представлений о дружбе у подростков, проживающих в разной социокультурной среде. Под социальной средой мы понимаем место проживания.

Целью эмпирического исследования является выявление и описание особенностей социальных представлений о дружбе у современных городских и сельских подростков.

Мы предположили, что большинство сельских подростков относятся к типу социальных представлений «Дружба как эмоциональные отношения», а городские — к типу «Дружба как функциональные отношения».

Выборку составили 28 обучающихся 9-х классов городской школы г. Архангельска, в возрасте от 14 до 16 лет, из них 14 девушек и 15 юношей, и 21 обучающихся 9-х классов сельской школы Архангельской области, из них 13 девушек и 8 юношей, в возрасте от 14 до 16 лет. Общее количество респондентов 49 человек.

В исследовании применялась анкета «Представления о дружбе» (Е. В. Юркова) и эссе «Дружба. Мой друг» в интерпретации Е. В. Юрковой [4].

Математический анализ данных для выявления различий между городскими и сельскими подростками, проводился с помощью программы SPSS STATISTICS (Лицензия Z125–5301–14) с применением критерия U Манна-Уитни. Также применялся F-критерий Фишера. Обработка ответов на открытые вопросы анкеты и эссе проводилась с помощью качественного анализа и контент-анализа.

Результаты исследования показали, что преобладающим типом социальных представлений у подростков г. Архангельска и п. Пинега является «Дружба — как эмоциональные отношения».

Общение подростков со сверстниками в городской и сельской местности имеет явно выраженные особенности. Главной психологической особенностью межличностных отношений городских подростков является высокая частота, и, как правило, поверхностность контактов, а также им свойственна повышенная избирательность в установлении эмоциональных контактов. Для подростков сельской местности характерна открытость и искренность в общении. Из-за малочисленности населения и отсутствия социальных и культурных контрастов степень близости межличностных отношений слабо дифференцируется [3].

Сравнительный анализ социальных представлений о дружбе городских и сельских подростков показал отсутствие по большей части вопросов статистически значимых различий.

По мнению респондентов, дружба — это более стабильные, откровенные и доверительные отношения, основой которых являются взаимная симпатия, духовная эмоциональная близость и поддержка. Также подростки считают, что друг не обязательно должен быть одного пола и возраста. По мнению подростков, люди стремятся обрести друга\подругу, потому что они хотят иметь понимающего собеседника. Данные характеристики относятся к типу социальных представлений «Дружба — как эмоциональные отношения».

Важнейшими качествами друга респонденты сельской местности отмечают понимание, доброту, поддержку, честность и доверие. Городские подростки же добавляют к этому списку еще чувство юмора и искренность.

Большая часть респондентов строго не разграничивает женскую и мужскую дружбу, лишь отмечает некоторые ее особенности. Поэтому явно выраженных гендерных стереотипов выявлено не было, что свидетельствует о преобладании типа социальных представлений «Дружба как эмоциональные отношения».

Также в рамках исследования респондентам было предложено разграничить понятия «приятель» и «друг». Большая часть подростков считают, что дружба — наиболее близкие и доверительные отношения. Данные ответы также относятся к типу социальных представлений «Дружба как эмоциональные отношения».

Сельские подростки называют такие основные качества друга как понимание, доброта, поддержка, честность и доверие. Городские подростки же добавляют к этому списку еще чувство юмора и искренность.

Также было выявлено, что доля встречаемости ответов, относящихся к типу «Дружба как эмоциональные отношения» выше у городских подростков, чем у сельских (p=0,04).

Таким образом, в данном исследовании гипотеза, состоящая в том, что большинство сельских подростков относятся к типу социальных представлений «Дружба как эмоциональные отношения», а городские — к типу «Дружба как функциональные отношения», не нашла свое подтверждение. Мы можем предположить, что это связано с особенностями подросткового возраста, так как подростковая дружба отличается исповедальным характером и эмоциональностью [1].

Дальнейшие исследования представлений о дружбе у современных подростков, сравнительный анализ этих представлений у сельских и городских школьников позволит внести вклад в изучение межличностных отношений современных особенностей в эпоху цифровой цивилизации и социализации подростков в современном изменяющемся мире.

Литература:

1 Кон, И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. (Личность, мораль, воспитание) [Электронный ресурс]. — Электрон. текстовые дан — М.: Изд-во политической литературы, 1980. — 256 с. — Режим доступа: http:// www.i-u.ru\biblio (дата обращения: 12.12.2017). — Загл. с экрана.

2 Московичи, С. Социальные представления: исторический взгляд [Текст] / С. Московичи. — Психол. журн. — 1995. — № 1. — С. 3–18.

3 Сушко, П. Е. Самореализация молодежи сельского региона: особенности, состояние и перспективы1pix [Электронный ресурс] П. Е. Сушко // Вестник РУДН. — 2013. — № 3. — Электрон. текстовые дан. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samorealizatsia-molodezhi-selskogo-regiona (дата обращения: 15.04.2018). — Загл. с экрана.

4 Юркова, Е. В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях [Электронный ресурс]: дис. … на соиск. учен степ. канд. псих. наук: 2004 / Мохова Екатерина Евгеневна; [Место защиты: Санкт-Петербург] — Санкт-Петербург, 2004. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/proyavlenie-sotsialnykh-predstavlenii-o-druzhbe-v-mezhlichnostnykh-otnosheniyakh#ixzz5JAqV051M (дата обращения: 15.04.2018). — Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, дружба, подросток, представление, городской, сельская местность, тип, SPSS, социальная среда, сравнительный анализ.


Похожие статьи

О роли рекламных средств в условиях маленького города (на примере г. Минеральные Воды)

Особенности образа «Я» у подростков с различным уровнем конфликтности

Влияние нарушения акцентологических норм на уровень образованности слушателей (на примере песенных текстов)

Модель воспитания волевых качеств подростков в условиях школьных спортивных клубов

Особенности использования юридических понятий в публицистике (на примере американских и русских газетных статей)

Реализация личностно ориентированного подхода в современном школьном образовании (на примере уроков русского языка и литературы)

Различия психологических характеристик толерантности у гражданских и семейных парах (дизайн повторных измерений)

Технологии и методы мотивации труда персонала в государственных и муниципальных учреждениях (на примере Ненецкого краеведческого музея)

Влияние гендерных различий на формирование жизненных стратегий студенческой молодёжи (по результатам эмпирического исследования)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Похожие статьи

О роли рекламных средств в условиях маленького города (на примере г. Минеральные Воды)

Особенности образа «Я» у подростков с различным уровнем конфликтности

Влияние нарушения акцентологических норм на уровень образованности слушателей (на примере песенных текстов)

Модель воспитания волевых качеств подростков в условиях школьных спортивных клубов

Особенности использования юридических понятий в публицистике (на примере американских и русских газетных статей)

Реализация личностно ориентированного подхода в современном школьном образовании (на примере уроков русского языка и литературы)

Различия психологических характеристик толерантности у гражданских и семейных парах (дизайн повторных измерений)

Технологии и методы мотивации труда персонала в государственных и муниципальных учреждениях (на примере Ненецкого краеведческого музея)

Влияние гендерных различий на формирование жизненных стратегий студенческой молодёжи (по результатам эмпирического исследования)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Задать вопрос