Проведено анкетирование среди студентов второго курса и преподавателей медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета, в целях оценки степени нарушения и развития памяти у представителей этих категорий. По результатам опроса было выявлено, что показатели памяти студентов(63 %) значительно хуже относительно уровня показателей памяти преподавателей (76 %). Также было установлено, что женский пол (57 %) более склонен к снижению памяти, по сравнению с мужским полом (80 %).
Ключевые слова: Кабардино-Балкарский государственный университет, Общая психология, медицинский факультет, плохая память, хорошая память, преподаватель, студент, молодое поколение, удовлетворительная память, хроническая усталость, KBSU, улучшение памяти, ухудшение памяти, критерий, память, пол, сравнение.
Введение. Память — это удивительное свойство человеческого сознания, процесс, благодаря которому осуществляется накапливание, хранение и использование материала [1]. Актуальность данного вопроса заключается в том, что проблемы, связанные с нарушением памяти, усвоением и хранением информации характерны для многих людей, вне зависимости от возраста, пола и статуса. До одной трети населения когда-либо испытывали существенное недовольство своей памятью. Именно на студенческий возраст приходится пик развития познавательных процессов и молодые люди активно усваивают большой объём информации [2]. Однако, весьма нередки случаи ухудшения памяти среди молодого поколения, чему причиной могут послужить: хроническая усталость, бессонница, игнорирование постулатов здорового образа жизни, вредные привычки, авитaминоз, злоупотребление антидепрессантами, различные патологии головного мозга. В зависимости от наличия того или иного критерия, ухудшение памяти может сопровождаться отсутствием аппетита, общей подавленностью, раздражительностью, головной болью, субфебрильной температурой и тому подобным [3].
Целью исследовательской работы является оценка памяти студентов, по сравнению с памятью преподавателей, разработка рекомендаций для тренировки и улучшения памяти.
В соответствии сцелью исследования, решались следующие задачи:
- Изучить сопутствующую литературу, описывающую различные виды памяти.
- Провести анкетирование среди студентов 2 курса медицинского факультета и преподавателей.
- По результатам исследования сделать выводы с последующими рекомендациями.
Материалом исследования явились результаты онлайн-тестирования по методике известного врача, академика Ольги Алексеевны Бутаковой, в котором приняли участие 150 студентов 2 курса в возрасте от 18 до 25 лет по специальности «Лечебное дело», и 40 преподаватели от 23 до 67 лет медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета.
Методы исследования:
– Анкетный опросник, специально разработанный по методике Ольги Алексеевны Бутаковой для комплексной оценки состояния памяти человека.
– Онлайн тестирование в целях точного исследования сопутствующих симптомов и жалоб.
– Статистическая обработка данных проводилась с применением программы MicrosoftExcel. Рассчитывались экстенсивные и интенсивные показатели.
Результаты исследования
Анализ результатов тестирования показал, что распространенность ухудшения памяти весьма высока, как в жизни студента, так и в жизни преподавателя. Из 190 опрошенных людей, 150 из которых студенты и 40 преподаватели, было выявлено, что у студентов память по сравнению с преподавателями значительно хуже. Из 150 студентов хорошая память была выявлена у 95 чел. (63 %), удовлетворительная память у 48 чел. (32 %), плохая память у 7 чел.(5 %). Среди 40 преподавателей хорошая память у 31 чел. (76 %) и удовлетворительная память у 9 чел. (24 %), плохой памяти не наблюдалось.
Рис. 1. Сравнительная характеристика состояния памяти студентов и преподавателей
Рис. 2. Оценка состояний памяти среди женского и мужского пола
В связи с этим также было выяснено, что женский пол больше склонен к плохой памяти по сравнению с мужским [критерий Стьюдента 2,3].
У респондентов студентов чаще возникали трудности с тем, чтобы вспомнить название той или иной улицы у 79 чел. (49 %). Также у 83 чел. (51 %) бывало, что пропускали любимую телепередачу из-за того, что попросту забывали о ней, с тем, чтоуслышав звук, долго не могли понять, что он напоминает 83 чел. (51 %). Самое большое же количество людей, придя в магазин, иногда забывали купить что-то из запланированного95 чел.(59 %), могли пропустить важную памятную дату 89 чел. (55 %) и часто было тяжело пересказать содержание прочитанного текста, не упустив важных деталей 80 чел(49.4 %).
Отсюда следует, что проблема ухудшения памяти может иметь место в жизни любого обыденного человека. Однако, именно в последнее время увеличилось количество молодых людей, жалующихся на ухудшения способности к запоминанию. Это может быть связано с различными факторами, среди которых переутомление и серьезные патологии [4.5]. Чаще всего проблема связана с стрессами, депрессиями, беспокойством; недосыпанием, хронической усталостью; вредными привычками; недостатком витаминов; недостатком кислорода и также информационной перегрузкой.
Таким образом, в целях профилактики необходимо придерживаться определенных рекомендации:
– правильно питаться
– не перегружать свой мозг
– воздержаться от вредных привычек
– уделять больше времени физической активности и прогулкам на свежем воздухе.
Существует также немало средств, которые помогают мозгу работать быстрее и улучшают память. Наиболее известные и эффективные из них: глицин, ноотропил, фенотропил, интеллан, пирацетам, диваза, витруммемори, ундевит, аминалон… [6].
Витамины: В1, В6, В9, В12, С, Д, К. Правильный прием витаминов для улучшения памяти дает следующие эффекты:
– Улучшается способность запоминать;
– Улучшается способность контролировать ход своих мыслей;
– Улучшается внимание;
– Улучшается способность сосредотачиваться и организовывать;
– Улучшается ассоциативное и наглядно-образное мышление;
– Улучшается защита мозга от перегрузок и возрастных изменений [7].
Вывод:
- Результаты анкетирования показали, что ухудшение памяти весьма актуально среди молодого поколения, и оно сказывается на здоровье, характеризуясь такими последствиями как забывчивость, рассеянность, невнимательность.
- По сравнению со студентами (63 %) у преподавателей (76 %) память значительно лучше и долговременней (критерий Стьюдента 2,9).
- Женский пол (57 %) уступает по показателям хорошей памяти мужскому полу (80 %) (критерий Стьюдента 2,3).
Литература:
1. ТалышеваИ.А., ХановаЭ. М. ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 5–2.
2. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание.- М.: Изд-во АПН РСФСР,1961.
3. Маклаков А. Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2001
4. Ефремова О. И. Уровни и показатели готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду//Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 1. С. 146–151.
5. РубенштейнС. Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,1999.
6. ВейнА.М., КаменецкаяБ. И. Память человека.- М.: Наука, 1973.
7. ЖорникЕ. В. Общая психология: познавательные процессы. Харьков: Изд-во: ХНУ, 2002.