В последние годы в экономической науке все более настойчиво стали подниматься вопросы полного, комплексного подхода к человеку труда с позиций концепции человеческого капитала. В настоящее время успех и развитие национальных программ, коммерческих и некоммерческих образовательных организаций в конкурентной среде все в большей степени зависит от интеллектуального капитала (ИК). В современных компаниях, организациях все в большей степени доминируют не основные фонды и материальные запасы, а информация, знания и другие элементы интеллектуального капитала. К интеллектуальному капиталу относят человеческий капитал и структурный капитал, внутренний и внешний по отношению к организации. Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, компетенций и связей, которые имеют работники организации.
Более того, в условиях глобализирующегося мира сложившееся понятие человеческого капитала становится слишком узким и утилитарным для характеристики творческого потенциала общества в современном развитии и требует расширительного толкования. Необходимость расширения практики ее использования в теоретико-методологическом и методическом плане вызвана задачей повышения роли социальных факторов в развитии общества и осознанием того, что стержневым элементом концепции человеческого капитала является фактор образования.
Названные аспекты особенно важны для России на новом этапе ускоренной диверсификации производства и перевода экономики на путь индустриально-инновационного развития. Сегодня становится ясным и значимым, что вне подхода к человеку с позиций концепции человеческого капитала и, вместе с тем, игнорирования задачи повышения его образовательно-квалификационного уровня переход к новой экономике может затянуться. Компетенции делятся на профессиональные, социальные (способность налаживать связи внутри организации) и деловые (способность налаживать связи с внешним окружением).
В этой связи возрастает значение обоснованности роли фактора интеллектуального капитала в образовании и в экономическом развитии страны. Несмотря на то, что за некоторый промежуток времени независимого развития образовании были приняты важные нормативно правовые документы в сфере образования, они не позволяют пока раскрыть в полной мере потенциал образовательного фактора. В частности, Государственная программа развития образования ориентирована на решение макроцелей, заключающихся в приближении образования к уровню мировых стандартов, ускоренному вхождению страны в мировое образовательное пространство.
Вместе с тем, остаются вне внимания проблемы развития образования в регионах страны, территориальные программы развития образования недостаточно взаимосвязаны с программами индустриально-инновационного развития. Не до конца изучены проблемы управления развитием образования в условиях осуществляемых в стране процессов децентрализации государственных функций управления. В результате можно констатировать, что сфера образования как в стране в целом, так и в регионах не представляет единую систему.
Таким образом, сегодня остро стоит задача дальнейшего развития научного подхода к решению вопросов совершенствования управления образовательным фактором, направленных на обеспечение устойчивого роста экономики в целом. Анализ исследований за последние годы показывает, что они в основном посвящены общетеоретическому анализу проблем образования и вопросам развития отдельных аспектов сферы образования, свидетельствуя о том, что в России еще не сформировалась окончательная схема комплексного, системного подхода к проблеме с позиций учета прямых и обратных связей между экономическим ростом и образовательным фактором.
Таким образом, в современной экономике знаний на первый план выступает задача управления интеллектуальным капиталом предприятий, т.е., в более широком смысле, управления знаниями. Отметим, что эта задача должна эффективно решаться не только на уровне отдельных компаний, но и на региональном и национальном уровне, так как от успешного распространения новых знаний в формализованном и неформализованном виде, в конечном счете, зависит конкурентоспособность системы предприятий в регионе или на уровне страны, а следовательно, и конкурентоспособность региона и национальной инновационной системы в целом.
Исходя из вышесказанного предположения, можно дать определение Термин «инновационная экономика» подчеркивает, что в последнее время производственный процесс в развитых странах все в большей степени стал опираться на инновации и деятельность по производству знания. Доля рабочей силы, занятой в производстве материальных продуктов, стала меньше доли занятых в производстве, распределении и обработке знаний. Расширение сектора «производства и экономике знаний» за счет материального производства стало одной из основных тенденций экономического развития этого периода.
Ключевыми функциями инновационной экономики являются:
-производство знаний, т.е. получение и развитие новых знаний;
передача знаний, т.е. развитие образования, увеличение и улучшение качества человеческого капитала;
-распространение знаний и их применение для решения различных технических, технологических и социально-экономических проблем.
-стратегическое управление экономикой знаний.
Способность национальной экономики абсорбировать знания и производительно их использовать, таким образом, будет все в большей мере определять экономическую силу нации и ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их использовать в возрастающей степени определяют успешное социально-экономическое развитие.
Стратегия роста, основанная на знаниях, не ограничивается инвестициями в человеческий капитал с целью повышения образования. Она нацелена на обеспечение открытости для инноваций и знаний в более широком смысле, и предусматривает инвестиции в элементы постоянного капитала, которые содержат знания, а также инвестиции в людей и институты, направленные на увеличение способности аккумулировать и использовать знания.
Кроме того информационные технологии и информационно-коммуникационная система в экономике начинает играть ведущую роль в современном обществе, уровень развития которого в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (компьютеров, вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ.
При этом характерная черта современного производства - осуществляется наличием компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, экономического развития организаций.
Переход к новому обществу, в котором знания становятся ведущим фактором общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. По существу изменения не столько на макроуровне, сколько на микроуровне определяют существенные сдвиги в экономических характеристиках современного общества. Это выражается, в частности, в том, что изменяется структура себестоимости всех материальных продуктов, производство становится все более наукоемким.
Кроме того уже сейчас очевидно, можно сказать, что успех в интеллектуальной экономике зависит от новых умений и новых видов организации и управлений. Под воздействием возрастающей роли знаний в экономике меняются и условия конкуренции на рынке. В конце XX века в сфере стратегического управления возникло новое аналитическое направление, известное как ресурсный подход. Он позволяет объяснить конкурентные преимущества предприятий не только их различиями в положении на рынке, но и в обеспечении и комбинации критически важных фирменных ресурсов.
Обладание доступом к важнейшему ресурсу в настоящих условиях представляет собой путь создания конкурентного преимущества фирмы. Однако конкуренты могут имитировать его и разработать методы замены этого ресурса.
Следовательно, для достижения устойчивых конкурентных преимуществ ресурсы предприятия должны отвечать следующим критериям:
-сформировать ценности в системе клиента, сервисного обслуживания;
-быть оригинальными по отношению к конкурентам;
-быть трудно имитируемыми;
-быть трудно заменимыми в системе экономике знаний.
Многие компании, которые обладают необходимыми знаниями, способны координировать использование своих традиционных ресурсов или комбинировать их новыми и особыми путями, обеспечивая большую выгоду для потребителей, чем конкуренты. Следовательно, знания могут составлять наиболее важный ресурс, а способность получать, интегрировать, накапливать, сохранять и применять их есть наиболее важный способ создания конкурентного преимущества.
Подчеркивая роль знаний в конкурентной борьбе, следует отметить такое важное свойство знаний как кумулятивностъ. Появление новых знаний увеличивает вероятность появления новых идей, продуктов и процессов. Таким образом, существует определенная взаимосвязь между доступным обществу (и предприятиям) запасом знаний и потоком инноваций в течение некоторого периода времени (например, в рамках доминирующей информационной технологии).
Интеллектуальный капитал - это совокупность сумм
знаний всех работников компании, обеспечивающая ее
конкурентоспособность. Интеллектуальный капитал - это
интеллектуальная материя, включающая в себя знания, опыт, информацию,
интеллектуальную собственность - все, что позволяет создавать
ценности. Это коллективная умственная энергия. Ее трудно выявить, еще
труднее ею эффективно пользоваться. Но уж если вы ее открыли и
заставили себе служить - вы непобедимы.
В России громадные
материальные и финансовые ресурсы вложены в научные исследования и
НИОКР.
Как же в России умеют управлять интеллектуальным капиталом - добывать, увеличивать, хранить, торговать им или распределять его?
Внутренний структурный капитал подразделяют на ноу-хау, организационные структуры, процессы, методы, информационные системы обмена информацией и применения общего знания, системы и процессы управления, позволяющие концентрироваться на стратегии и приспособлять ее к условиям среды. Внешний структурный капитал представляет собой устойчивые связи организации с внешними партнерами - поставщиками, посредниками, клиентами (отношения с клиентами называют еще клиентским капиталом).
В условиях глобализации не только и не столько труд или капитал является источником прибыли организации, а все системы, в которой производится и потребляется продукция. Идеи, знания и информация, в том числе и электронная (особенно интернет-ресурсы), являются неотъемлемой и важнейшей частью этой системы. Они взаимосвязаны как с процессами производства продуктов, так и с процессами организации предприятия, обмена информацией с клиентами, потребителями, поставщиками, конкурентами. Особое значение для привлечения инвестиций имеет оценка интеллектуального капитала.
Широкое распространение данной теории определяется тем, что в центре внимания концепции оказался главный фактор социально-экономического развития - человеческий капитал в его качественно преобразованном мире и применение его в образовательной деятельности многих преподавателей. Кроме того, в условиях глобализирующегося мира сложившееся понятие человеческого капитала становится слишком узким и утилитарным для характеристики творческого потенциала общества в современном развитии и требует расширительного толкования. Необходимость расширения практики ее использования в теоретико-методологическом и методическом плане вызвана задачей повышения роли социальных факторов в развитии общества и осознанием того, что стержневым элементом концепции человеческого капитала является фактор образования. Кроме того можно отнести следующие моменты данных факторов исследования сущности и значимости интеллектуального капитала.
-необходимо рассмотреть и предложить темп диверсификации производства и перевода экономики на путь индустриально-инновационного развития. Так как сегодня становится ясным, что вне подхода к человеку с позиций концепции человеческого капитала и, вместе с тем, игнорирования задачи повышения его образовательно-квалификационного уровня.
-рассмотреть уровневые моменты перехода к новой экономике.
В этой связи возрастает значение обоснованности роли фактора образования в экономическом развитии страны. Несмотря на то, что за годы развития концепции человеческого капитала были приняты важные нормативно правовые документы в сфере образования, они не позволяют пока раскрыть в полной мере потенциал образовательного фактора. В частности, Государственная программа развития образования ориентирована на решение макроцелей, заключающихся в приближении образования к уровню мировых стандартов, ускоренному вхождению страны в мировое образовательное пространство.
Вместе с тем, остаются вне внимания проблемы развития образования в регионах страны, территориальные программы развития образования недостаточно взаимосвязаны с программами индустриально-инновационного развития предпринимательства. Не до конца изучены проблемы управления развитием образования в условиях, осуществляемых в стране процессов децентрализации государственных функций управления. В результате можно констатировать, что сфера образования как в стране в целом, так и в регионах не представляет единую систему.
Таким образом, на сегодняшний день остро стоит задача дальнейшего развития научного подхода к решению вопросов совершенствования управления образовательным фактором, направленных на обеспечение устойчивого роста экономики. Пришедшая на смену индустриальной постиндустриальной фазой развития экономики и предпринимательства - экономика знаний, в качестве основного ресурса выдвигает знания, обладание которыми определяет конкурентоспособность субъектов экономической системы. В отличие от индустриальной экономики, основанной на материальных активах и финансовом капитале, основу экономики знаний составляют нематериальные активы и интеллектуальный капитал.
Таким образом, современные теории подчеркивают, что именно знания дают предприятию конкурентные преимущества.
Что делают преимущество устойчивым? Знания, особенно полученные в результате специфического опыта фирмы, имеют тенденцию к уникальности и трудны для имитации. Однако в отличие от многих традиционных ресурсов нелегко выйти на рынок со знаниями в «готовой для использования» форме. Для того чтобы получить аналогичные знания конкуренты должны обладать аналогичным опытом, и они ограничены в возможностях ускорить свое обучение даже при больших инвестициях.
Конкурентное преимущество, основанное на знании, устойчиво, так как чем больше фирма знает, тем больше она может узнать. Устойчивость в конкурентном преимуществе может приходить к фирме, знающей что-то, что обеспечивает возможность синергизма знаний, недоступную конкурентам. Новые знания интегрируются с существующими в организации, для разработки уникального видения и создания новых, более значимых знаний. Организации, следовательно, должны осуществлять мониторинг тех областей обучения и экспериментирования, где потенциальный конкурент может увеличить свои знания. Следовательно, существенность знания как основы конкурентного преимущества идет от знания, большего, чем у конкурентов, при наличии временных ограничений для конкурентов в достижении такого же уровня знаний. В отличие от физических ресурсов знания увеличивают свой экономический потенциал возврата при использовании, т.е. возникает самовоспроизводящийся цикл.
Таким образом, экономика знаний принципиально меняет все традиционные принципы, подходы и модели развития конкурентоспособного предпринимательства. Предпринимательство в экономике знаний все больше ориентировано на максимизацию рыночной стоимости компаний, в которой основной удельный вес начинают занимать нематериальные активы (технологические, маркетинговые, клиентские и т.п.), которые являются следствием эффектного использования интеллектуального капитала фирмы. Следовательно, в условиях экономики знаний возрастает роль эффективного управления интеллектуальными ресурсами.
Следовательно, необходимы дополнительные исследования по выработке новых положений, гипотез, теории расширенного воспроизводства интеллектуального капитала научно-инновационных кадров с использованием методологии институционального анализа.
Все это обусловливает необходимость интеллектуализации предпринимательства, выражающуюся не только в том, что основным экономическим продуктом предпринимательской деятельности все чаще выступает интеллектуальный продукт (ноу-хау, программное обеспечение, методика, информационные технологии и т.п.) и высокотехнологичный продукт (доля затрат на НИОКР в продукте более 3,5%), но и в том, что сами предприниматели становятся интеллектуалами (или скорее интеллектуалы предпринимателями), знаменуя развитие нового типа предпринимательства - интеллектуального.
Литература:
- Человеческий капитал / Экономическая энциклопедия. М., 1999.- С.275.
- Через знания к звездам //Управление компанией. - 2001, №5.
Черняк Л. Управление знаниями и информационные технологии// Открытые системы. - 2000, № 10.
Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника. - М.:, ЮНИТИ, 2003. - 399с.
Шеер Август-Вильгельм. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. - М.: Весть-Метатехнология, 2003. - 178с.
- Шмален Г. Основы и проблемы управления предприятием: Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 512с.
Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки// Мировая экономика и международные отношения. - 2001, №12. - С.42-49.
Экономика знаний: уроки для России (научный доклад). - М.: ЦЭМИ РАН, 2002.
- Янковский А. Предпринимательская деятельность и кадровый капитал // Маркетинг. - 2000, №1.