Языковая подготовка по иностранному языку (ИЯ) является неотъемлемой частью профессиональной подготовки и формирования профессионального портрета выпускника современного технического вуза инновационного типа, который должен создаваться таким образом, чтобы вырабатывать и развивать у студента умение учиться, отражал бы готовность к формированию творческой личности специалиста способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Приобретению выше указанных качеств будет способствовать грамотная организация самостоятельная работа студентов (СРС), которая становится особенно актуальной и значимой в настоящее время, в условиях реформирования высшего профессионального образования.
Эффект от самостоятельной работы можно получить от того, как спланирована самостоятельная работа, как она контролируется и сколько академических часов на нее отводится. В национально исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ), институте международного образования и межкультурной коммуникации (ИМОЯК) разработано положение об организации и активизации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по ИЯ на основе нормативных документов, согласно которому:
СРС направлена на достижение соответствующего уровня иноязычной культурно-коммуникативной компетенции путем формирования самообразовательной компетенции, способствующей поддержанию и повышению уровня владения ИЯ.
СРС дополняет аудиторную работу и базируется на следующих принципах:
программно-целевой – подчинение требованиям нормативных документов, регламентирующих объем и содержание СРС;
системно-структурный – создание и функционирование методической системы организации СРС, включающей цель, задачи, руководство и контроль;
личностно-ориентированный – максимальная ориентация на личность студента, его реальные потребности, интересы и мотивы;
деятельностный – приоритетная ориентация на овладение студентами способами выполнения СРС.
СРС включает воспроизводящие и творческие виды деятельности:
самостоятельная работа, предназначенная для выполнения всеми студентами заданий для закрепления знаний и дальнейшего формирования навыков и развития умений. Характер такого вида СРС предопределен требованиями рабочей программы дисциплины, содержанием УМК и лабораторного практикума;
самостоятельная индивидуальная работа, направленная на корректировку навыков, восполнение пробелов в системе языковых знаний у отдельных студентов на основе дополнительного к УМК языкового материала;
самостоятельная индивидуальная работа в рамках вариативного компонента дисциплин специальностей/направлений. Результаты представляются в форме деловых игр, презентаций, анализа конкретных производственных задач и ситуаций, отчета о выполненной лабораторной работы, раздела/ части курсового проекта/ работы, производственной /исследовательской практики, НИРС и др.
Выбор средств, источников информации, способов решения коммуникативных задач производятся студентом самостоятельно;
самостоятельная работа студента по собственной инициативе. Данный вид СРС включает подготовку и участие в научных студенческих конференциях, олимпиадах, конкурсах научно-исследовательских работ, сдачи экзамена на международный сертификат и др. Участие студента способствует осознанию возможностей применения ИЯ в реальных сферах общения.
Характер учебных материалов для СРС должен способствовать развитию:
мотивации к дальнейшему изучению ИЯ;
коммуникативных умений и приобретению опыта общения в академической, научной и профессиональной сферах деятельности.
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателя.
Контроль за выполнением и результатами СРС со стороны преподавателя должен носить систематический характер.
Руководство СРС осуществляется в установленном порядке в соответствии с требованиями утвержденных рабочих программ по дисциплинам «Иностранный язык» и «Профессиональный иностранный язык », вариативного компонента дисциплин специальностей/направлений.
Внеаудиторная самостоятельная работа в институте/ на факультете организуется на базе Центра языковой подготовки (ЦЯП).
Целью самостоятельной работы студентов1-2 курсов неязыковых специальностей ТПУ является закрепление навыков по аспектам языка, развитие умений во всех видах речевой деятельности, тренировка форматов профессионально-ориентированных заданий, развитие разносторонних интересов, способностей и мотивации студентов в процессе овладения ИЯ согласно задачам данной РП.
Самостоятельная работа дополняет аудиторную работу студентов, призвана решать следующие задачи:
приобретение новых знаний, формирование навыков и развитие умений, обеспечивающих возможность осуществления профессионально-риентированного общения на ИЯ;
развитие умений исследовательской деятельности на материалах заданий на ИЯ.
Формами СРС в процессе изучения дисциплины ИЯ выступают:
домашняя работа;
лабораторная работа (выполнение заданий на основе компьютерных обучающих программ в различных форматах);
творческие, поисковые, проектно-ориентированные задания;
участие в НИРС, УИРС, образовательных мероприятиях и проектах.
Все вышеперечисленные виды СРС выполняются на основе различных организационно-учебных форм: индивидуальная, парная и групповая формы работы зависимости от цели и вида задания.
Обучение в ТПУ предусматривает разноуровневое обучение студентов. По результатам входного тестирования, который определяет уровень знаний по ИЯ, студенты распределяются в группы элементарного, базового, продвинутого и высокого уровня, поэтому для выполнения СРС студентам предлагается выбрать задания в соответствии с уровнем обучения студентов и пределах соответствующего уровня сложности по темам модулей рабочей программы со шкалой их оценивания. В качестве наглядного примера может служить фрагмент из тематики заданий в рамках самостоятельной деятельности студентов второго курса.
|
Тема модуля |
Уровень |
Курс /сем. |
Балл |
1/2 |
6. Образование ТПУ. Факультет кафедра (лаборатория, направления подготовки). Известные ученые ТПУ и стран изучаемого языка. Обучение за рубежом. Университеты России, стран изучаемого языка. |
Элементарный |
1. Подготовка викторины на тему «Известные ученые ТПУ». |
20
|
Базовый |
1. Подготовка викторины на тему «Образовательная система в странах изучаемого языка и в России». |
20
|
||
Продвинутый |
1.Подготовка в малых группах презентации «Образованиe в России в будущем» и ее защита. |
20
|
||
2/3 |
7. Наука и технологии. Инновации.
|
Базовый |
1. Подготовка доклада/реферата «Выдающийся ученый ТПУ / России / мира» (биография, изобретение). 2. Подготовка новостей по теме «Последние инновации и достижения в науке и технологиях». 3. Подготовка доклада (используя Интернет, журналы, газеты) о наиболее значимых, интересных изобретениях за последние двадцать лет. |
20
20
20 |
Продвинутый |
1. Рассказ-рекомендация об одном из научных журналов (постоянные рубрики, статьи). 2. Подготовка докладов «Интуиция и научные открытия», «Glorious failures» (изобретения, которые так и не вошли в нашу жизнь). 3. Составление библиографии, тематически связанной со специальностью. |
20
20
20 |
||
Высокий |
1. Участие в конкурсе на лучшее представление последних достижений в области науки и технологии. 2. Проведение и рассказ о результатах опроса (Group survey) на тему «Самое выдающееся изобретение, которое изменило жизнь». 3. Подготовка рассказа об инновациях, разработках, патентах факультета/кафедры. |
20
20
20 |
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения студентов учебного материала;
умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что СРС, организованная в ТПУ, обеспечивает мотивационно-ценностное отношение студента к самостоятельной работе, способствует повышению эффективности обучения ИЯ и дает возможность личностного включения студента в освоение профессиональной деятельности как процессу формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста.
- Литература:
«Основные положения концепции языковой подготовки в Томском политехническом университете», Петровская Т.С., Малетина Л.В.
«Требования к уровню владения иностранным языком студентов неязыковых специальностей Томского политехнического университета», Петровская Т.С., Малетина Л.В.