Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль олимпиад по техническим предметам в этом процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Авдеюк, О. А. Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль олимпиад по техническим предметам в этом процессе / О. А. Авдеюк, Е. Н. Асеева, Е. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 2. — С. 72-73. — URL: https://moluch.ru/archive/27/2915/ (дата обращения: 16.11.2024).

Первый год обучения студента в любом вузе считается по праву самым проблематичным[1]. Трудности, ожидающие первокурсника любой специальности, связаны с резкой сменой содержания и объёма учебного материала; специфичными для вуза видами занятий; с новой профессиональной и предметной терминологией; отсутствием навыков самостоятельной работы; неумением конспектировать, работать с первоисточниками; новой социальной средой; иными нормами поведения в вузе и взаимоотношениями «преподаватель-студент»; слабой профессиональной ориентацией и т.д. Все эти трудности адаптационного периода различны по своему происхождению, одни из них имеют объективный характер, другие – субъективный. Адаптация первокурсников – это сложный и многогранный процесс, требующий совместных усилий студентов, преподавателей, деканата, профкома студентов, а также семьи. В настоящее время существует множество подходов к решению этой проблемы, включающих в себя применение инновационных моделей образования, вовлечение студентов в общественную жизнь вуза, работа кураторов академических групп, разработку системы организационного, научно-методического сопровождения воспитательной и внеучебной работы со студентами младших курсов.

Как показывает многолетняя практика работы с первокурсниками, проведение предметных олимпиад и привлечение студентов к участию в них является одним из способов решения проблемы адаптации. Действительно, общение участников олимпиады [2] между собой, экспериментальная работа в вузовских лабораториях, беседы с преподавателями вуза, консультации, даваемые ведущими преподавателями, обеспечивает содержательное взаимодействие между студентами и преподавателями, способствует передаче и закреплению социального опыта, создает условия для установления личностного контакта и заинтересованного диалога между представителями различных поколений, способствуют развитию познавательного интереса студентов. Свойственный юношескому возрасту дух состязательности является стимулом к систематическим углубленным занятиям отдельными предметами с целью максимальной реализации своих способностей во время олимпиады. Участие в олимпиаде для многих студентов – это, прежде всего, возможность:

получить новые знания, необходимые для успешной профессиональной деятельности;

подготовиться к сдаче сессии;

приобрести опыт в работе со сверстниками и преподавателями;

определить и развить свои способности и интересы;

приобрести опыт самостоятельной работы;

самореализоваться;

интересно провести свободное время (свой досуг);

повысить свой авторитет в учебной группе и среди преподавателей.

В качестве примера приведем методику проведения олимпиад по предмету «Начертательная геометрия» для студентов первого курса в нашем вузе[3]. Кафедра «Начертательная геометрия и компьютерная графика» имеет богатый опыт организации и проведения олимпиад по преподаваемым дисциплинам. По начертательная геометрии и инженерной графике олимпиады проводятся ежегодно в течение последних 30-ти лет, а по дисциплине «Компьютерная графика» с конца 90-х годов. За это время накоплен немалый опыт, как в организации олимпиад, так и в подготовке студентов к участию в них.

Методика организации олимпиад по начертательной геометрии основана на следующих положениях:

- массовость и доступность для всех желающих, независимо от текущей успеваемости студента;

- равноправное и добровольное участие студентов первого курса всех факультетов, всех форм обучения;

- участие иностранных студентов на общих основаниях;

- обеспечение возможности самостоятельного углубленного изучения отдельных разделов начертательной геометрии (НГ) и алгоритмов решения, путем использования, в ходе подготовки к олимпиаде методических пособий, разработанных преподавателями кафедры;

- моральное и материальное стимулирование студентов-победителей.

Как правило, работа по подготовке к олимпиаде по НГ начинается с начала учебного года. Уже на первых лекциях, до студентов доводят информацию о возможности участия в олимпиаде, порядке подготовки к ней, наличии методических разработок и поощрениях за победу и участие.

В университете действует рейтинговая система оценки знаний студентов. В семестре на дисциплину отводят 100 баллов. В течение семестра студент может заработать 60 баллов, за счет выполнения семестровых заданий, контрольных работ, тестовых заданий и других видов работ, а 40 баллов отводится на экзамен. Студенты, принявшие участие в олимпиаде имеют возможность повысить свой рейтинг, так как баллы, заработанные за решение задач, добавляются к баллам семестра, а победители олимпиады, автоматически считаются сдавшими экзамен. Это служит хорошей мотивацией участия в олимпиаде, так как победа в ней – единственная возможность получения «автоматом» аттестации по дисциплине.

Желание участвовать в олимпиаде приводит студентов к решению самостоятельно углубленно изучить отдельные подходы к решению задач повышенной сложности. Для этого они могут воспользоваться методическими указаниями «Методы решения задач начертательной геометрии», «Геометрические множества в задачах начертательной геометрии», «Алгоритмы решения задач начертательной геометрии» и др., где приведены структуры решения задач, примеры построения геометрических множеств, алгоритмы решений, а также, рассмотрены решения задач региональных поволжских олимпиад по начертательной геометрии. В целях помощи студентам в подготовке на кафедре выполнен стенд «Готовься к олимпиаде» на котором приведены примеры решения задач повышенной сложности с наглядными изображениями, поясняющими выбор решения и алгоритмами действий. Также на нем представлены задачи для самостоятельного решения и список рекомендуемой литературы.

Методика проведения олимпиад предусматривает следующие этапы работы:

- утверждение на заседании кафедры дат, времени, состава комиссии по проведению олимпиады;

- подготовка комплектов олимпиадных задач;

- разработка положения по проверке задач;

- проведение олимпиады;

- проверка задач;

- подведение итогов олимпиады;

- рассмотрение апелляций и обсуждение результатов олимпиад со студентами;

- утверждение итогов олимпиады на заседании кафедры;

- награждение и поощрение победителей университетских олимпиад.

В ходе подготовки к олимпиаде преподавателями подбираются задачи, для решения которых необходимо знать материал учебной программы, иметь пространственное воображение, уметь нестандартно мыслить. Тематический подбор задач определяет изучаемый курс, сюда входят задачи на темы «Поверхности», «Методы преобразования ортогональных проекций», «Пересечение поверхностей», задачи на геометрические множества. Как правило, в комплект входит четыре задачи. Две из них средней сложности, которые возможно решить большинству участников, и две повышенной сложности, позволяющие выявить победителей. Каждой задаче присваивается коэффициент сложности. Для того, чтобы все студенты, принимающие участие в олимпиаде, оказались в равных условиях, исходные данные выдаются участникам уже вычерченными на листах формата А4. Это также позволяет хорошо скомпоновать правильное решение на чертеже, избежать частных решений и облегчить проверку преподавателям. Решение рекомендуется выполнять карандашом. Обязательным является выполнение пояснений к решению, здесь же на листе, что позволяет проверяющим преподавателям проследить логику рассуждений и правильность построений.

Студенты, проявившие большую активность и заинтересованность в процессе подготовки и участия в олимпиаде, привлекаются к научной работе на кафедре.

Такой подход к проведению олимпиад по начертательной геометрии позволяет развивать у студентов навыки творческого, нетрадиционного подхода к решению задач, а также способствует повышению их интереса к изучаемым графическим дисциплинам.

В заключении можно сказать, что олимпиада — это творческое соревнование, являющееся гармоничным сочетанием интеллектуального состязания, образования и науки и способствует успешному завершению процесса адаптации первокурсником в вузе.


Литература:

1. Авдеюк О. А. Адаптация первокурсников к обучению в вузе и роль довузовской формы образования в этом процессе/ О.А. Авдеюк, Е.Н. Асеева, Е. С. Павлова//Успехи современного естествознания. № 4. 2011.– С.145.

2. Авдеюк О.А. Индивидуальная подготовка школьников к олимпиадам по информатике/ О.А. Авдеюк, Е.С. Павлова// Международный журнал экспериментального образования, № 3,2011.– С.59.

3. Асеева Е.Н. Методика проведения олимпиад по «Начертательной геометрии» в Волгоградском государственном техническом университете/ Е. Н. Асеева, Э. Т. Ефремова, Т. Я. Кабакова// Совершенствование преподавания графических дисциплин: сборник трудов / Изд-во Томского политехнического университета – Томск, 2010. – С. 25-27.

Основные термины (генерируются автоматически): начертательная геометрия, олимпиада, решение задач, студент, задача, повышенная сложность, участие, Компьютерная графика, методика проведения олимпиад, самостоятельная работа.


Похожие статьи

Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Формирование свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей при изучении гуманитарных дисциплин

Задачи с практическим содержанием и их роль в осуществлении практической подготовки школьников в процессе обучения физике

Индивидуальный образовательный маршрут как способ развития самообразования студентов вуза на примере иностранного языка

Подготовка студентов дошкольного факультета педагогического вуза к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Повышение качества образовательного процесса по высшей математике с использованием современных интерактивных пособий

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Организация проектных домашних заданий учащихся по математике с использованием средств информационных технологий

Похожие статьи

Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Формирование свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей при изучении гуманитарных дисциплин

Задачи с практическим содержанием и их роль в осуществлении практической подготовки школьников в процессе обучения физике

Индивидуальный образовательный маршрут как способ развития самообразования студентов вуза на примере иностранного языка

Подготовка студентов дошкольного факультета педагогического вуза к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Повышение качества образовательного процесса по высшей математике с использованием современных интерактивных пособий

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Организация проектных домашних заданий учащихся по математике с использованием средств информационных технологий

Задать вопрос