В настоящее время существует большое количество работ, посвящённых специфике образа мира разнотипных специалистов.
При этом для выявления особенностей образа мира исследователями используется либо сопоставление специалистов, имеющих различный стаж профессиональной деятельности, но являющихся представителями одной профессии [Бахтина, 2002; Пивоварова, 2009 и др.], либо сравнение представителей различных типов профессий, имеющих сопоставимый (как правило, достаточно большой) стаж профессиональной деятельности. На наш взгляд, сопоставление специалистов по двум указанным выше параметрам в одном исследовании позволит:
выявить как присущие процессу профессионального развития в целом, так и специфические для каждого типа профессий закономерности профессионального развития.
проследить профессионально детерминированные различия образа мира, на каждом из этапов профессионального развития.
Выборку нашего исследования составили специалисты типа «человек-знак» и «человек-человек», находящиеся на различных стадиях профессионального развития (специалисты со стажем профессиональной деятельности до трёх лет и специалисты со стажем свыше пяти лет).
Основываясь на положениях В. П. Серкина о функциональном генезе значений в практической деятельности [Серкин, 1988], мы можем предположить возможность экстраполяции данного положения на деятельность профессиональную.
В качестве метода исследования нами был использован ассоциативный эксперимент. Испытуемым было предложено оценить три стимула: «Студент» (является профессионально значимым для групп преподавателей), «Отчёт» (является профессионально значимым для групп специалистов экономического профиля) и «Природа» (не является профессионально значимым для указанных групп специалистов). Экстраполируя положения о функциональном генезе значения в практической деятельности на деятельность профессиональную, мы можем предположить, что с увеличением стажа профессиональной деятельности происходит изменение оценки профессионально значимых стимулов, проявляющееся в увеличении частоты использования функциональных описаний и уменьшении частоты использования модальных признаков, в то время как для профессионально нейтральных стимулов данной закономерности не наблюдается.
Для проверки гипотезы о функциональном развитии значений профессионально значимых стимулов в профессиональной деятельности нами использовался подсчет частот встречаемости ассоциаций, относящихся к различным категориям.
Для этого при помощи группы экспертов (Выпускники Северо-Восточного Государственного Университета) ассоциации были объединены в категории с последующим подсчетом частоты встречаемости каждой из категорий в семантических полях каждой из групп.
При анализе семантических полей понятия «студент» были выявлены следующие категории:
Качества, характеризующие протекание учебной деятельности
Возрастные характеристики
Личные качества, характеризующие дисциплинированность
Интеллектуальные качества
Характеристики эмоциональной сферы
Личностные качества
Способности
Метафорические характеристики
Экономические характеристики
Составляющие учебного процесса; виды студенческих работ
Объекты, не относящиеся к учебному процессу
Формы досуга; действия
Эстетические характеристики
Состояния
При анализе семантических полей понятия «природа» были выявлены следующие категории:
Эстетические характеристики
Определения
Эмоциональные состояния:
Временные характеристики
Метафорические характеристики
Перцептивные характеристики
Перцептивные объекты
Когнитивные характеристики
Действия
Личностные качества
При анализе семантических полей понятия «отчет» были выявлены следующие категории:
Периодичность отчетной документации
Профессионально значимые характеристики
Характеристики, указывающие на значимость
Временные характеристики
Прочие характеристики
Функциональные состояния:
Качества личности
Эмоционально окрашенные характеристики
Метафорические характеристики
Виды деятельности при составлении отчета
Профессионально значимые объекты, связанные с написанием отчета
Прочие объекты, связанные с написанием отчета
Определения
Для выявления статистической значимости полученных различий в частоте использования категорий различными группами использовалось угловое преобразование Фишера.
- Сопоставление ассоциативных семантических универсалий специалистов с различным стажем профессиональной деятельности.
При сопоставлении ассоциативных семантических универсалий были получены статистически значимые различия φ-критерия Фишера по следующим показателям:
-
Сопоставление ассоциативных семантических универсалий
специалистов типа «человек-знак» с различным стажем
профессиональной деятельности.
- Ассоциативное семантическое поле понятия «студент».
Группа специалистов экономического профиля с меньшим стажем имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: экономические характеристики; объекты, не относящиеся к учебному процессу.
Группа специалистов экономического профиля с большим стажем профессиональной деятельности имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: возрастные характеристики.
- Ассоциативное семантическое поле понятия «природа»
Группа специалистов экономического профиля с меньшим стажем имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: перцептивные характеристики
Группа специалистов экономического профиля с большим стажем имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: определения.
- Ассоциативное семантическое поле понятия «отчет»
Группа специалистов экономического профиля с меньшим стажем имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: профессионально значимые объекты, связанные с написанием отчета.
Группа специалистов экономического профиля с большим стажем имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: профессионально значимые характеристики.
-
Сопоставление ассоциативных семантических универсалий
специалистов типа «человек-человек» с различным стажем
профессиональной деятельности.
- Ассоциативное семантическое поле понятия «студент».
Группа преподавателей ВУЗов с меньшим стажем имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: составляющие учебного процесса;виды студенческих работ.
Группа преподавателей ВУЗов с большим стажем имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: качества, характеризующие протекание учебной деятельности.
- Ассоциативное семантическое поле понятия «природа»
Группа преподавателей ВУЗов с меньшим стажем имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: личностные качества.
Группа преподавателей ВУЗов с большим стажем имеет значимо более высокие показатели по следующим параметрам: временные характеристики, перцептивные объекты.
- Ассоциативное семантическое поле понятия «отчет»
По данному понятию не было получено статистически значимых различий.
Интерпретируя различия в ассоциативных семантических универсалиях специалистов с различным стажем профессиональной деятельности, можно отметить, что при оценивании профессионально значимых стимулов («студент» для группы «человек-знак» и «отчет» для группы «человек-человек» специалисты с высоким стажем профессиональной деятельности значимо большее количество раз используют ассоциации, относящиеся к категориям, отражающим функциональные (значимые для осуществления профессиональной деятельности) характеристики объекта. Вместе с тем специалисты с низким стажем деятельности значимо большее количество раз используют понятия, относящиеся к категориям, отражающим перцептивные объекты и свойства. Указанные закономерности позволяют нам говорить о возможности экстраполяции тезиса В.П. Серкина о функциональном генезе значения в практической деятельности на деятельность профессиональную.
Сопоставление ассоциативных семантических универсалий разнотипных специалистов
Сопоставление ассоциативных семантических универсалий разнотипных специалистов со стажем профессиональной деятельности до трех лет.
- Ассоциативное семантическое поле понятия «студент».
Группа специалистов типа человек-знак имеет более высокие показатели по следующим параметрам: экономические характеристики; качества, не относящиеся к учебному процессу.
Группа преподавателей ВУЗов имеет более высокие показатели по следующим параметрам: интеллектуальные качества.
- Ассоциативное семантическое поле понятия «природа»
Группа специалистов типа человек-знак имеет более высокие показатели по следующим параметрам: эстетические характеристики, перцептивные характеристики.
- Ассоциативное семантическое поле понятия «отчет»
Группа специалистов экономического профиля имеет более высокие показатели по следующим параметрам: периодичность отчетной документации; эмоционально окрашенные характеристики; профессионально значимые объекты, связанные с написанием отчета
Группа преподавателей ВУЗов имеет более высокие показатели по следующим параметрам: виды деятельности при написании отчета.
Сопоставление ассоциативных семантических универсалий разнотипных специалистов со стажем профессиональной деятельности свыше пяти лет.
- Ассоциативное семантическое поле понятия «студент».
Группа специалистов экономического профиля имеет более высокие показатели по следующим параметрам: состояния.
Группа преподавателей ВУЗов имеет более высокие показатели по следующим параметрам: возрастные характеристики.
- Ассоциативное семантическое поле понятия «природа»
Группа специалистов экономического профиля имеет более высокие показатели по следующим параметрам: эстетические характеристики; определения;
Группа преподавателей ВУЗов имеет более высокие показатели по следующим параметрам: перцептивные объекты; когнитивные характеристики; действия.
- Ассоциативное семантическое поле понятия «отчет»
Группа специалистов экономического профиля имеет более высокие показатели по следующим параметрам: периодичность отчетной документации.
При сопоставлении разнотипных специалистов мы также можем отметить статистически значимо большую частоту встречаемости функциональных описаний в семантических полях профессионально значимых стимулов. Вместе с тем, наблюдается проявление закономерности, исследованной В.П. Серкиным [Серкин, 2008] и проявляющейся в наличии вектора профессиональной направленности оценивания стимулов. Вне зависимости от профессиональной значимости стимула группы испытуемых используют понятия, относящиеся к категориям, используемым для оценивания профессионально значимых стимулов. Так, специалисты экономического профиля используют для оценивания природы экономические характеристики, в то время как преподаватели ВУЗов используют когнитивные характеристики для оценки природы. Литература:
Бахтина, Н.Н. Психологические особенности профессиональной деятельности инспекторов рыбоохраны. Дисс. канд. Психол. Наук. На правах рукописи. – М.: МГУ, 2004. – 150 с.
Пивоварова, С.В. Сравнительный анализ образа жизни учителей//Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России: материалы научно-практической конференции [Москва, факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, 17-20 ноября 2005 г.] - М. АНО УМО «Инсайт», 2005. - №4. - с.342-343
Пивоварова, С.В. Перспективы изучения профессионального образа мира и образа жизни специалистов, занимающихся педагогической деятельностью. – Ученые записки кафедры психологии СМУ / под ред. В. П. Серкина, И. Ю. Кузнецова, Ю. Е. Якуниной. Вып. 6. Магадан: Изд. СВГУ, 2007. - с. 98 — 104
Серкин, В.П. Функциональный генез значения в практической деятельности. Дисс. ... канд. психол. наук. На правах рукописи. - М.: МГУ, 1988 – 141 с.
Серкин, В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008. - 384 с.