Информатизация «организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов» является одной из самых молодых областей экономической деятельности[2, с. 275],.
В процессе информатизации создаются, продвигаются к пользователям и применяются в профессиональной деятельности и в быту высокие технологии на базе информационно-коммуникационных технологий путем оказания телекоммуникационных, информационных и других услуг информатизации.
Развитие в России информатизации является важной составной частью государственной социально-экономической и научно-технической политики в продвижении России к глобальному информационному обществу. Именно это направление определяет сегодня положение любого государства, в том числе и России, в мировом сообществе, а малое предпринимательство в сфере производства информации, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способно наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка информационных товаров и услуг в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.
Коммерциализация информационной деятельности стала магистральной линией развития информационного предпринимательства и была связана с изменениями условий ее осуществления. Развитие и усложнение науки, техники и бизнеса, формирование межотраслевых и проблемно-ориентированных знаний породили потребности в значительных объемах новых видов информационных услуг. С другой стороны, использование новой информационной технологии и технических средств, несмотря на существенно возросшие затраты на осуществление информационного предпринимательства, резко подняло производительность труда и эффективность работы. В информационную деятельность стало эффективным вкладывать капитал, так как в ней стала обеспечиваться норма прибыли, превышающая среднюю.
Информационное предпринимательство – это процесс создания информационных товаров, услуг, формы и наполнение, которого постоянно изменяются, отражая состояние научных и прикладных разработок, требований пользовательской среды с целью получения прибыли.
Структурно-функциональная модель информационного предпринимательства, состоит из следующих элементов (рис. 1):
Функции: консультационное обслуживание; сервисное обслуживание; управление финансово – хозяйственной деятельностью; организация производства; маркетинговые исследования; посредничество и сбыт; услуги образования.
Среда: научная; правовая; политическая; экономическая; технологическая; социально – культурная, Интернет.
Рынки: рынок деловой информации, рынок информационных услуг образования, рынок потребительской информации, рынок информации для специалистов, рынок инфокоммуникационных технологий (ИКТ).
Рисунок 1 Структурно-функциональная модель информационного предпринимательства
Цель информационного предпринимательства заключается в своевременном и наиболее полном в каждый конкретный момент времени удовлетворении потребностей в информации на различных уровнях (микро-, мезо-, макроэкономическом).
Субъектами информационного предпринимательства выступают физические и юридические лица, основным результатом функционирования которых является информационный продукт или услуга.
Объект информационного предпринимательства представляет собой совокупность национальных и мировых информационных ресурсов, которые, в свою очередь, по определению Г.Р. Громова, являют собой "непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части населения"[1, с. 15],.
Анализируя, выше сказанное мы можем представить классификацию сфер деятельности информационного предпринимательства (табл. 1).
Таблица 1
Основные сферы деятельности информационного предпринимательства
|
Направления информационно предпринимательства в рамках данной сферы |
|
1 |
|
|
2 |
Производство программных средств |
|
3 |
Производство информационных продуктов и БД на различных материальных носителях |
|
4 |
|
|
5 |
|
|
Таким образом, становление информационного предпринимательства является одним из важнейших условий развития экономики региона и России в целом на фоне глобальной информатизации. Информатизация и проводимая на её основе интеллектуализация промышленных технологий, методов управления экономикой становятся основным условием прогрессивного развития экономики. Помимо природно-ресурсного потенциала страны, его финансов, основным капиталом становится интеллектуальный (в том числе, научно - образовательный, информационный и коммуникационный) потенциал.
Информационное развитие есть одна из главных предпосылок успеха в решении актуальных текущих и перспективных задач социально-экономического развития региона и страны в целом, а малое информационное предпринимательство, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики.
Литература:
- Федеральный справочник «Связь и информатизация в Российской Федерации» М.: изд.ц.«Президент»2001 с.275
Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М: Наука, 1994. С. 15.