Политические знания и культура необходимы сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
Основной причиной формирования молодежной политики как отдельного направления социальной политики является трудность процесса социализации молодых людей в современных условиях. Некоторая часть молодых людей выпадает из общего процесса адаптации, пополняет ряды маргинальных элементов, становясь очагом социальной дестабилизации и преступности. Молодежная политика в европейских странах ориентирована как на молодежь в целом, так и на проблемную ее часть. Общая цель молодежной политики различных европейских государств – содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество. За 10-12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо получить образование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания, чтобы вступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность.
Рассмотрим концепции политического образования в ФРГ на примере конфликт-ориентированного подхода, возникшего во второй половине XX века. Автором этой концепции является известный немецкий педагог и учёный Герман Гизеке.
Термин "педагогика конфликта" был введен в педагогический язык германоязычных стран Германом Гизеке как необходимая часть педагогической науки, исследующая конфликты с точки зрения их негативного и позитивного потенциала для обучения и воспитания. "Принимая во внимание то значение, которое получили конфликты в политической и личной жизни, напрашивается решение - направить дидактические концепции на имеющиеся конфликтный опыт детей и молодежи, таким образом, возведя "конфликт" к ведущему дидактическому принципу". Гизеке критикует "внутреннюю бессмысленность" школы для учеников, которая не прилагает усилий для содержательного анализа того реального опыта, что уже получен учащимися. [18, с. 65]. Так было заложено основание конфликт-ориентированного подхода как самостоятельного направления в теории и практике образования ФРГ. Его суть состоит в признании конфликтной природы общества и человека, а также в осознании актуальности становления конфликтной компетентности личности для ее успешной социализации в новых общественно-политических и социокультурных условиях, с целью сохранения мира и построения гуманных демократических отношений в обществе. В конфликт-ориентированном образовании конфликт является содержанием и методом обучения, повышающим учебную мотивацию и способствующий становлению активной гражданской позиции.
В развитии конфликт-ориентированного подхода в образовании Германии прослеживаются две ориентации педагогического знания: социально-политическая и социально-психологическая.
Социально-политическая ориентация конфликт-ориентированного подхода в образовании ФРГ была заложена представителями социологической теории конфликта (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер) и философско-социологической франкфуртской критической школы (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас, Г. Маркузе). Во множестве оригинальных идей данной ориентации просматривается единая точка зрения на главную цель образования молодежи - становление критического общественно-политического мировоззрения, способствующее эмансипации личности, защищающее ее от идеологического давления государства и массовой культуры. Политическое образование стало первой стратегией реализации конфликт-ориентированного подхода в образовании ФРГ, были разработаны целые каталоги специальных способностей - компетенций, выступающих в качестве учебных целей. Так, в таксономии учебных целей в учебной области "Социальные конфликты" Хартмут и Тило Кастнер, в разряд аффективных целей помещены взаимосвязанные и постепенно усложняющиеся способности, обеспечивающие адекватное восприятие, реагирование, оценивание конфликтов, установки на ненасильственное их разрешение. Итогом является построенная на личностно пережитых ценностях разума, ненасилия и человеческого достоинства концепция конфликта как часть политического мировоззрения учащегося. В разряде когнитивных целей находятся способности, обеспечивающие критический анализ структуры конфликта, включающие не только знания основных категорий (повод, причина, участники, конфликтные механизмы, типы конфликтов, пути регулирования и т.п.), но и умение сравнивать основные теории конфликтов, применять их положения на практике. Прагматические цели соотнесены с конкретными умениями, позволяющими осуществлять продвижение своих интересов законным путем, участвовать в политической жизни общества: брать слово на политических мероприятиях, участвовать в акциях протеста, вербовать членов в организации и т.п.
Со временем политическое образование уступило первенство по актуальности антирасистскому, а затем - межкультурному образованию, т.к. на первый план общественно-политической жизни вышли конфликты, обусловленные не столько межклассовыми противоречиями, сколько различиями в культуре большинства и меньшинства (не только национального). Обострение проблемы институциональной дискриминации меньшинств (мигрантов, беженцев, коренных национальных меньшинств и т.д.), отказа им в правах, доступных большинству, на фоне роста правого экстремизма и расизма в обществе, вызвали к жизни программы "Воспитание для Европы", "Третий мир - Единый мир", "Межкультурное воспитание как антирасистское воспитание", "Воспитание в духе мира" и т.д.
Конфликтная компетентность стала рассматриваться не только как важнейший компонент социальной компетентности, но и как важнейшая составная часть межкультурной компетентности - неотъемлемой характеристики специалиста на рынке труда современного поликультурного общества.
Обратимся к характеристике социально-психологической ориентации конфликт-ориентированного подхода в образовании ФРГ.
Социально-психологическая ориентация педагогического знания в становлении и развитии конфликт-ориентированнолго подхода в образовании ФРГ формируется как ответ на проблему методического оснащения процесса становления конфликтной компетентности, что в первую очередь, потребовало анализа ее структуры. Анализ психологической основы педагогики конфликта был проведен немецкими исследователями Вольфгангом Мертенсом [9] и Рольфом Грисхаммером [8]. Ими выделены четыре основных психологических теории, раскрывающие сущность конфликтной способности: психоаналитическая, когнитивная, интеракционистская теории и теория коммуникации.
Психоаналитическая теория (З. Фрейд, А. Лоренцер, К. Хорни, А. Адлер и др.) раскрывает важность раннего детского опыта для последующего становления конфликтных способностей (так, запрет на вербальную агрессию ведет к нарушениям коммуникации, избеганию споров в старшем возрасте).
Теория коммуникации (П. Вацлавик, Д. Бивин, Д. Джексон) повлияла на выдвижение эффективной ненарушенной коммуникации в качестве предпосылки становления и результата развития конфликтных способностей. Аксиомы человеческой коммуникации Поля Вацлавика положены в основу практико-ориентированных педагогических концепций (К.-Й. Клуге, В. Кюзген и др.) в русле конфликт-ориентированного подхода в образовании.
Очень популярна в последнее время стратегия медиации как техники и средства обучения посредничеству в конфликтах. Она реализуется в программах школьного посредничества в работе школьных комитетов по регулированию конфликтов, как с участием взрослых, так и самими школьниками.
Тренинги демократического поведения, межкультурного обучения используются, начиная со старшего школьного возраста, в различных вариантах: тренинги равных, когда старшие школьники учат конструктивному регулированию конфликтов младших подростков, совместные тренинги педагогов и школьников, групповые тренинги в профессиональном образовании. Наиболее популярны "Тренинг против расизма" - "Anti-Rassismus-Training (ART)", разработанный Педагогическим институтом г. Мюнхена, деэскалационный тренинг Инициативы "Школа без расизма" - "Schule ohne Rassismus - S.O.S", имеющие большой уклон в сторону политического воспитания, тренинги "Внимание: толерантность!"- "Achtung: Toleranz!" и тренинговая программа "Бетцавта - вместе" - "Betzavta - Miteinander" воспитания в духе демократии, толерантности и прав человека ("Интернациональный центр Зонненберг"), разработанная в институте для демократии и мира в Иерусалиме (ADAM-Institut for Democratcy and Peace) для решения палестинского конфликта и переработана под общественно-политические условия Германии Центром политических исследований г. Мюнхена и научным обществом им. Бертельсмана [1]. Эти тренинги предназначены для развития демократического и просоциального поведения.
Для профессионального педагогического образования в русле конфликт-ориентированного подхода ставится задача обучения педагогов конструктивному регулированию конфликтов, проявляющихся в нарушениях дисциплины. Многочисленные программы "преодоления конфликтов" (Георг Бэкер, Ханс Глёкель) [5, 7] должны помочь учителю овладеть технологией актуального конфликт-менеджмента в классе. Для решения используются тренинги-тандемы (парные тренинги), исходя из принципов экономии времени и индивидуализации процесса. Освоение программы тренинга, включающей в себя технологию предупреждения конфликтов, адекватного реагирования на конфликтные ситуации и стратегии управления конфликтом в классе (Г. Бэккер), приводит к созданию собственной программы тренинга на базе типичных ситуаций, а работа с коллегой позволяет проанализировать собственное поведение в них и выбрать более эффективную стратегию ("Констанц-модель").
Таким образом, обучение конструктивному регулированию конфликтов и воспитание установок на их ненасильственное разрешение в образовании Германии может быть охарактеризовано как система непрерывного образования, реализуемая через стратегии политического образования и социального обучения. Эти стратегии отражают социально-политическую и социально-психологическую ориентации педагогического знания, которые, в свою очередь обнаруживают тенденцию к сближению на основе феноменологических идей.
Для конфликт-ориентированного образования последних десятилетий становятся характерными темы жизненного мира, повседневности, образования значений и интерпретации явлений действительности, смысла педагогической деятельности. Идеи феноменологической социологии, заложенные трудами А. Шюца, обуславливают новую точку зрения на межличностные и социальные конфликты. На первый план в содержании концепций конфликт-ориентированного подхода в образовании выступают конфликты, связанные с различием в интерпретации фактов и явлений действительности, обусловленные принадлежностью к какому-либо типу культуры, или жизненного мира. Литература:
1. Ахтамзян Н.А. Дискуссия в немецком обществе об
образовательной политике Германии // Педагогика. - 2003. - № 2. - С.
67 - 74.
/ Пер. с нем. Р.С. Эйвадиса. - СПб.: "Светлячок",
"Речь", 2001. - 128 с.
2. Вацлавик П., Бивин Д.,
Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов,
патологий и парадоксов взаимодействия / Пер. с англ. А. Суворовой. -
М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 320 с.
3. Яркина Т.Ф.Критический анализ состояния и тенденций развития буржуазной педагогики в ФРГ. - М.: Педагогика, 1979. - 216 с.
4. Adorno T. Erziehung zur Muendigkeit./ Hrsg. von G. Kadelbach., Verlag Schulkamp, 1971.
5. Becker G. E. Konfliktbewaeltigung im Unterricht: Situationbeschreibungen und Trainingsunterlagen / von Georg E. Becker; Beate Dietrich; Ekkehard Kaier. - 3, erg. Aufl. - Bad Heilbrunn:
6. Gieseke H. Didaktik der Politischen Bildung [Текст] / H. Gieseke. Muenchen: Juventa-Verlag, 1965.
7. Gloeckel H. Klassen fuehren - Konflikte bewaeltigen [Текст] / H. Gloeckel / Hans Gloeckel.
8. Griesshsmmer R. Konfliktfaehigkeit. Sprechen & Verstehen. - Roehrig Verlag, 1992.
1. Aufl. Bad Heilbrunn/ Obb.: Klinkhardt, 2000.
9. Mertens W. Erziehung zur Konfliktfahigkeit [Текст]. Muenchen, 1974.
10. Nieke W. Interkulturelle Erziehung und Bildung. Wertorientierungen im Alltag [Текст]. Opladen: Leske und Budrich, 1995.