В настоящее время туризм имеет все предпосылки стать полноценной отраслью экономики способной существенно повысить доходы регионов. Недавний финансово-экономический кризис заставил все регионы, в том числе и регион Архангельского Поморья, обратить более пристальное внимание на эту сферу деятельности, имеющую значительные возможности. Территории, где активно занимались формированием и продвижением своего туристического продукта, существенно облегчили себе выход из кризиса.
В тоже время, на рынке туризма все более разгорается соперничество между различными туристскими дестинациями, и он снова становится ареной жестких конкурентной борьбы за привлечение туристов.
Но в настоящее время, по разным причинам наплыва туристов в города, поселения и деревни Архангельской области пока нет, а ситуация с туризмом оставляет желать много лучшего: по статистическим данным область посещают за год в среднем 250 тысяч туристов, из которых большинство составляют представители сектора «делового туризма».
Важно отметить, что Архангельский регион, обладая достаточно весомым историко-архитектурным наследием, практически не достаточно занимается развитием туризма, мало известен и мало узнаваем туристский бренд региона «Край Северной сказки».
Северные территории Поморья привлекают туристов не только своими «жемчужинами» – Соловками, Сийским монастырем, Кенозерьем, Каргопольем, музеем-комплексом «Малые Корелы», Пинежскими пещерами и др. Но, в настоящее время, комплекс по продвижению брендов редкостных туристских услуг развит не достаточно, а при желании можно найти бренды практически у каждого района региона.
В связи с этим туристические организации региона упускают потенциальные возможности, предоставляемые правильно выбранными и разработанными позитивными маркетинговыми образами для осуществления конкретной дестинационной деятельности, и, при этом, продвижение туристического продукта становится все более информационно емким за счет увеличения доли инноваций, а особенно нового дизайна и маркетинга, в том числе и электронного.
В целях решения данных задач в сентябре прошлого года члены Правительства Архангельской области одобрили долгосрочную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011-2013 годы», общий объем финансирования которой, составил более 1,1 млрд. рублей. Объем финансирования из областного бюджета составил более 57 млн. рублей, что в разы превышает средства, выделяемые на подобные мероприятия в предыдущие годы. Значимым является и то, что впервые областная программа предусматривает значительную инвестиционную компоненту, предполагающую финансирование строительства и модернизации объектов инженерной инфраструктуры, создания новых туристских объектов [2].
В рамках программы необходимо динамичное развитие в Архангельском регионе различных видов туризма: экскурсионно-познавательного, делового, спортивного, лечебно-оздоровительного, персонажного, сельского, экологического.
Для придания успешного старта по реализации этой программы необходима креативно выстроенная рекламно-информационная коммуникативная политика по созданию и продвижению туристских дестинаций региона. Формирование комплекса коммуникаций по продвижению туризма региона строится на основе выразительных территориальных констант, которые можно отнести к элементам брендинга (запоминающиеся логотипы, рекламные слоганы, гербы и общепринятые символы городов, сел, персонажи, предания, легенды). При проектировании продвижения новых туристских продуктов и брендов необходимо изучать опыт территорий, уже внедривших, хорошо зарекомендовавшие себя, туристские бренды.
Так, например, распространение бренда «Дед
Мороз» в Вологодской области сформировало туристский поток в
его резиденцию в Великом Устюге численностью порядка 190-250 тыс.
человек в год. Это привело к первоначальным вложениям в туристскую
инфраструктуру района на сумму 1,5 млрд. руб. Результатом реализации
проекта данного турпродукта стало развитие экономической составляющей
проекта (прямой эффект от туризма составил 1,8 млрд. руб.,
интегральный кумулятивный
эффект –
3,6 млрд. руб. за 1998–2008гг..)
[1, с. 68-72].
Получение такого эффекта от правильно подобранного туристского бренда с учетом отклика туристического внимания на сказочных персонажей, привело к тому, что другие территории активно составляют сказочную карту России, активно «прописывают» в ней своих местных сказочных характерных персонажей [3]. Персонажи «Сказочной карты» с привязкой к регионам России приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Персонажи туристской «Сказочной карты России»
Составители «Сказочной карты России» полагают, что желающих приобщиться к истории сказочных персонажей русских сказок, особенно при активной маркетинговой раскрутке бренда, заметно прибавится.
Реклама определяет ведущую роль в продвижении туристских брендов, и в то же время, не является единственным средством маркетинговых коммуникаций на всех уровнях. Также значимую роль в их продвижении играют мероприятия по связям с общественностью, а также инструменты прямого маркетинга, принимающие форму различного рода переговоров.
В продвижении туристских дестинаций возрастает значимость средств продакт-плейсмента. Привлекательное представление туристской дестинации в видеоматериалах и других художественных произведениях позволяет наглядно воспроизвести уникальные особенности и преимущества региона для развития туризма. Эти произведения обладают мощным эффектом воздействия на потенциальных туристов и могут наглядно продемонстрировать привлекательные природно-климатические условия, транспортную систему региона, разнообразие и особенности гостиниц.
Особенно важными в продвижении туристских брендов становятся электронные средства коммуникаций, которые приводят к достижению нового качественного уровня, расширяя возможности эффективного управления туризмом в регионе на основе использования новейших методов обработки и анализа информации.
Возможности Интернета позволяют улучшить его использование как средства маркетинга при проведении электронной рекламы услуг туризма. Издержки, связанные с воздействием рекламы на рынок с использованием электронных технологий, в несколько раз ниже, чем только через традиционные рекламные средства при том же уровне воздействия.
Знаковым событием и одним из первых шагов регионального министерства Архангельской области по делам молодежи, спорту и туризму стала разработанная им идея по использованию Интернета в оживлении туристского рынка. Разработчики создали туристическую карту области с самыми интересными маршрутами, и заказать туры по ним можно будет в on-line режиме. Приобретать туры на эти маршруты также можно будет из любой точки мира в on-line режиме.
Вторым моментом в использовании возможностей Интернета в аналитических исследованиях и получении информации о тенденциях изменения туристического рынка и предпочтений потребителей. Применение электронных информационных технологий дает новые рычаги менеджерам и маркетологам в аналитическом исследовании потенциала своих услуг, в выделении и изучении демографического, географического, профессионального, поведенческого сегментов рынка. Электронное сканирование соответствующей информации может быть полезным для прогнозирования дальнейшего развития туристского спроса и выявления новых тенденций в поведении настоящих и потенциальных клиентов. Виртуальное сообщество в Интернете представляет собой достаточно хорошо структурированную аудиторию по целому ряду признаков – от профессиональных интересов до увлечений. Интернет может использоваться и как дополнительный канал проведения маркетинговых исследований или даже может заменить традиционно используемые каналы сбора информации (Таблица 1)
Таблица 1
Способы сбора информации в Интернете
Источник маркетинговой информации |
Респондент знает, что его опрашивают |
Респондент не знает, что его опрашивают |
Респондент |
Анкеты off-line Анкеты on-line Тестирование |
Индивидуальные сайты Адреса IP |
Исследователь |
|
|
|
|
|
Электронные каналы становятся также источником получения первичной аналитической информации при проведении опросов в режиме on-line, организации электронных фокус-групп, изучения мнения посетителей сайтов или потребителей об услугах турбизнеса.
Усиление активизации в продвижении туристских брендов, формирование положительного, узнаваемого имиджа Архангельского региона способствуют обеспечению системы выгод и преимуществ, как для потребителей туристских услуг, так и для местного населения, приводит к стимулированию развития туристской инфраструктуры региона.
Получение этих благоприятных преимуществ определяется следующими моментами:
развитием спроса на туристские продукты региона;
улучшением качества жизни местного населения, повышением его занятости в производстве туруслуг, созданием новых рабочих мест;
повышением духовно-интеллектуальной значимости культурно-исторического наследия региона;
формированием комплекса мер по сохранению качества окружающей среды территории и охране природных ресурсов;
пополнением местного бюджета и развитием всех направлений туризма;
созданием новых привлекательных для туристов продуктов и услуг.
Стимулирование развития туристской индустрии Архангельского Поморья на основе активизации комплекса коммуникаций по продвижению туристических брендов региона, позволит раскрыть свой потенциал и способствует повышению ее конкурентоспособности на рынке российских туристических услуг.
Литература:
Булатова, Ю.Н. Итоги развития проекта «Великий Устюг – Родина Деда Мороза» за 1998-2008 гг. и его влияние на экономику Великоустюгского муниципального района / Ю.Н. Булатова // «Туризм как фактор развития человеческого потенциала»: материалы российской научно-практической конференции. – Вологда, 2010. –
С. 64-74Утверждена долгосрочная программа по развитию туризма в Архангельской области [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/
tourism/1325718.htmlУ Рязанской области появится собственный туристический бренд [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://panorama-tur.perm.ru/news/258