Положение русских жителей стран Балтии, их дискриминация со стороны титульной нации, бесправие, политическая пассивность - эти темы достаточно часто поднимались как отечественными, так и зарубежными исследователями в период после развала СССР и создания новых суверенных государств, чьи основополагающие принципы национальной идентификации зачастую были связаны с утверждением своего превосходства над инородцами.
Целью данной статьи является исследование проблемы пенсионного обеспечения российских военных пенсионеров, проживающих на территории Эстонии и являющихся одной из самых социально незащищенных групп населения этой страны.
Корни этой проблемы упираются в пресловутую 5-ю статью, вокруг которой вот уже 15 лет идет дискуссия между военными пенсионерами и представителями властей обеих стран. 29 июля 1994 года между Россией и Эстонией было подписано «Соглашение по вопросам социальных гарантий пенсионерам Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Эстонской Республики», 5-я статья этого Соглашения звучит так: «Военным пенсионерам, которые приобрели право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Эстонской Республики, могут, по их желанию, назначаться и выплачиваться пенсии соответсвующими органами Эстонской Республики из ее средств. При этом выплата пенсий, ранее назначенных Российской Федерацией, приостанавливается на период выплаты пенсии органами Эстонской Республики и наоборот».
Статья данного соглашения создает следующую ситуацию: люди, отслужившие в советской армии и вышедшие в отставку, долгое время проработали на предприятиях Эстонии, у некоторых из них трудовой стаж составляет 20-25 лет. Тем не менее, пенсии от ЭР за проработанные годы они не получают. Происходит следующее: если российские пенсионеры подают заявление на получение эстонской пенсии, то им ее начисляют, но тут же посылают уведомление об этом в отдел Социального обеспечения при посольстве РФ в Эстонии и оттуда приходит уведомление о приостановке российской пенсии. Естественно, люди выбирают пенсию, предоставляемую Россией, поскольку размер ее несколько превышает эстонскую пенсию. Военные пенсионеры пишут заявление об отказе от эстонской пенсии и получается, что они как будто бы добровольно отказываются от положенной им по эстонским законам пенсии.
12-й статьей Соглашения была учреждена Смешанная российско-эстонская комиссия, которая должна следить за выполнением условий договора. ;1; Смешанная комиссия провела достаточно большое количество заседаний, но ни к чему определенному по интересующему нас вопросу не пришла.
Вновь данный вопрос был рассмотрен во время четырнадцатого заседания Смешанной комиссии в июне 2005 года. Одним из пунктов Протокола, подписанного по итогам заседания, было предусмотрено, что ЭР изучит вопрос выплаты эстонской пенсии людям, получающим российскую военную пенсию, и о результатах информирует российскую сторону. В своем ответе от 5 октября 2005 года председатель эстонской части Смешанной российско-эстонской комиссии, Рихо Рахуоя сообщил, что министр социальных дел ЭР Яак Ааб не счел возможным представить правительству Эстонской Республики предложения о внесении изменений в ст. 5 Соглашения, поскольку, по его мнению, выплата двух пенсий российским военным пенсионерам поставила бы в неравное положение эстонских пенсионеров. ;2; Такая позиция эстонских властей не совсем понятна, поскольку в случае принятия этого предложения каждая из сторон могла бы выплачивать только одну пенсию за счет своего бюджета, что не противоречило бы внутреннему законодательству обеих стран.
Комментируя ответ эстонской стороны, военный пенсионер, занимающийся данной проблемой от имени и по поручению ветеранов ВОВ и ВС России в городе Пярну, подполковник в отставке, Смердов Николай Дмитриевич пишет : «Этот довод, мягко говоря, некорректен. Во-первых, статья 3-я Соглашения указывает на то, что наши пенсии должны быть не ниже эстонских. Эстонцам пенсия начисляется за весь период трудовой деятельности (имеется еще и целый ряд льгот)». ;3;
Сегодняшнее положение российских военных пенсионеров в Эстонии явно не соответсвует статье 12-й главы 1 Конституции Эстонии, гласящей, что «Перед законом все равны. Никто не может быть подвергнут дискриминации из-за его национальной, расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, происхождения, вероисповедания...» ;4;
Российские власти уже давно могли бы расторгнуть пресловутое Cоглашение, опираясь на статью 60-ю Венской Конвенции о праве международных договоров. Пункт первый статьи 60-й гласит, что «существенное нарушение двустороннего договора одним из его участников дает право другому участнику ссылаться на это нарушение как на основание для прекращения договора или приостановления его действия в целом или в части». ;5; Такое основание у РФ есть до сих пор, поскольку эстонская сторона не выполнила Статью 8-ю Соглашения о социальных гарантиях, которая давала российским пенсионерам право на приватизацию своего жилья через зачет в стаж работы военной и приравненной к ней службы. Другими словами, Эстония не выдала российским военным пенсионерам Облигации народного капитала или так называемые «желтые карты» за годы военной службы и работы на российских предприятиях. А один год этого стажа приравнен к 1 кв. метру для приватизации жилья. Таким образом, обязательная в Эстонии приватизация жилья обернулась для российских военных пенсионеров еще одной трагедией, поскольку у многих из них не было на это денег, и они оказались в буквальном смысле на улице.
За все прошедшие годы военные пенсионеры написали огромное количество писем во всевозможные инстанции, встречались с представителями властей двух стран, но, несмотря на это, ничего не происходит. Например, Николай Дмитриевич Смердов за один только год послал более сорока протестов против 5-й статьи соглашения, в надежде, что найдется личность, способная понять и помочь. Не нашлось... ;6,с.2-3;
Определенным нонсенсом этой ситуации является тот факт, что категорически как будто никто и не возражает против того, чтобы люди получали две пенсии. Так, Департамент социального страхования Эстонии в ответ на письмо Смердова Н.Д. написал, что «В компетенцию учреждения социальной защиты ЭР не входит прекращение выплаты пенсии, назначенной Российской Федерацией. Это решает отдел социального страхования Посольства РФ». Приблизительно такой же ответ получили военные пенсионеры и из Европейского суда по правам человека (European Court of Human Rights), где от имени Секретаря Европейского Суда сообщалось, что эстонские власти не являются ответственными за приостановление выплат пенсии органами России. ;7;
В то же время генерал Вдовин, начальник управления Социального обеспечения при Посольстве РФ в ЭР и сопредседатель Смешанной российско-эстонской комиссии по делам военных пенсионеров в интервью одной из русскоязычных газет удивился: «Если Эстония решит выплачивать пенсии за годы, проработанные на ее благо, почему мы должны возражать?» Ответ Главного Управления Военного Бюджета и Финансирования Минобороны РФ, подписанный тем же Вдовиным, гласил: «Что касается вопроса о выплате пенсии за трудовой стаж от Эстонской Республики, то Вам следует решать этот вопрос с органами социальной защиты Эстонии, поскольку российская сторона этому не препятствует и никаких справок при этом от органов социальной защиты Эстонии не требует». ;8; Возникает вопрос - почему же пенсионеры не могут получать пенсии за годы, отработанные на предприятиях и в учреждениях Эстонии? Ведь все эти годы они исправно платили налоги, работодатели платили за них налоги в Пенсионный фонд ЭР.
Согласно
Постановлению Министерства труда и
социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002, любой
гражданин РФ, проживающий за границей и получающий пенсию от
государства местопроживания, имеет право и на получение пенсии от
России. Согласно
законам Эстонии,
ходатайствовать о назначении пенсии
может лицо: которое само платило социальный налог или за которое
такой платеж производился другими (имеется ввиду работодателями) и у
которого возникает право на государственную пенсию, а также имеется
15 – летний пенсионный стаж, приобретенный на территории
Эстонии. Государственная пенсия назначается и выплачивается
постоянному жителю Эстонии или иностранцу, проживающему в Эстонии на
основании срочного вида на жительство, при возникновении у них права
на получение пенсии. Право на получение пенсии по старости возникает
при наличии двух условий:
достижение пенсионного возраста,
наличие требуемого стажа, дающего право на получение пенсии либо
стажа социального страхования. ;9;
То есть, исходя из данных условий,
российские военные пенсионеры имеют полное право на получение пенсий
за годы, проработанные на эстонских предприятиях.
Сами эстонские власти признают, что Соглашение 1994 года противоречит их внутренним законам, доказанным является факт противоречивости самих статей соглашения (6- статья противоречит 5-й), одна из статей соглашения оказалась не выполненной эстонской стороной. Логичным в такой ситуации кажется отмена пресловутой 5-й статьи, тем более, что такой акт закреплен международными нормами и является довольно распространенным в современной мировой практике. Никакого особого прецедента с точки зрения законности отмена данной статьи не создаст. Об этом говорит и Сергей Афанасьевич Смирнов, председатель Эстонского Союза ветеранских организаций: «С одной стороны, проблема российскими властями признается. С другой стороны, за прошедшие десять лет они палец о палец не ударили. Cколько я не бился в Министерстве Обороны и МИД России, не удается добиться восстановления выплаты двойных пенсий – по трудовому стажу и как военному пенсионеру». ;10; Из всевозможных властных источников РФ приходят одни и те же ответы – есть Соглашение и мы выполняем его нормы.
В сложившейся непростой ситуации надеяться на власти Эстонии бесполезно: они будут делать все, для того, чтобы затянуть переговоры по данной теме, единственный выход пенсионеров - добиваться справедливости от российских властей. Российские пенсионеры должны понять - без отмены пресловутого Соглашения ничего не произойдет. Необходимо направить свои усилия на привлечение внимания международного сообщества, писать в международные инстанции, пытаться заручиться поддержкой ЕС по данному вопросу. Конечно, необходимо привлечение к данной проблеме российского общественного мнения. Ведь в самой России мало кто знает о бедственном положении пенсионеров в Эстонии, в СМИ об этом практически не говорят.
Российские власти должны занять более жесткую позицию для решения данного вопроса и настоять на том, чтобы Эстония села за стол переговоров. Россия-это серьезный геополитический игрок и способна отстоять интересы 8 тысяч своих военных пенсионеров, особенно учитывая тот факт, что сама 5-я статья незаконна и попирает основные права человека. Это было бы разумно и с точки зрения проводимой Кремлем политики: если власть позиционирует себя как сильного и самостоятельного игрока на международной арене, претендующего, кроме того, на лидерство в постсоветском пространстве, то лучший способ доказать это - восстановить справедливость и путем пусть и жесткого дипломатического давления, но договориться с Эстонией об отмене 5-й статьи.
Литература:
1.Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. ;Электронный ресурс; URL: http://law.optima.ru/View.html?0=9777&1=1 (дата обращения- 26.11.2010)
Позиция эстонской стороны не совсем понятна// Молодежь Эстонии, 02.12.2005. ;Электронный ресурс; URL: http://www.moles.ee/05/Dec/02/11-2.php (дата обращения- 25.06.2009)
Письмо Смердова Н.Д. Чрезвычайному и Полномочному Послу РФ в ЭР, 08.02 2006
Конституция Эстонии. ;Электронный ресурс; URL: http://www.auditorium.ru/books/116/Estonia/02.html (дата обращения- 01.09.2009)
5.Венская Конвенция о праве международных договоров. ;Электронный ресурс; URL: http://www.svobodainfo.org (дата обращения- 01.09.2009)
Грюнштейн А. Глупость в законе// Эстония, 05.12.2001. - С.2-3
Ответ Европейского Суда по Правам Человека Смердову Н.Д., 25.01.2001
Ответ Главного Управления Военного Бюджета и Финансирования Минобороны РФ Смердову Н.Д., 29.04.2001
http://infolex.ee/modules.php?file=article&name=News&op=modload&sid=3 (дата обращения- 01.09.2008)
Смирнов С.А., Эстония обманула Россию и русских солдат, ;Электронный ресурс; URL: http://www.cprf.ru/news/articles/army/26237.html (дата обращения -09.07.2008)