Возникновение речной полиции на водах Санкт-Петербурга и в Волжско-Камском бассейне во второй половине XIX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 974 раза

Библиографическое описание:

Сагеев, М. И. Возникновение речной полиции на водах Санкт-Петербурга и в Волжско-Камском бассейне во второй половине XIX века / М. И. Сагеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 2. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/27/2974/ (дата обращения: 15.11.2024).

Почти до конца 60-х годов 19 столетия водные пространства города С. – Петербурга состояли в ведении многих ведомств, в полицейском же отношении водами столицы заведовали чины наружной полиции, на обязанности которых лежал даже спуск судов во внутренние реки и каналы и расстановка судов. Отсутствие особого специального органа для наблюдения за столичными водами, встречало все большие и большие затруднения и неудобства по случаю беспорядка в размещении и следовании судов. Поэтому в 1866 году была учреждена комиссия под председательством бывшего тогда С.- Петербургского генерал-губернатора князя Суворова для выработки проекта об учреждении специальной Речной полиции, а 27 июня 1867 г. согласно заключению этой комиссии, последовало Высочайшее повеление об устройстве Речной полиции на средства города (30 тыс. р.). [4, с. 126]. В 1868-69 гг. к предметам ведомства речной полиции были отнесены обязанности упраздненной Санкт–петербургской городской верфи по освидетельствованию гребных и перевозных судов, а также обязанности брандвахт Средней и Малой Невы, береговые помещения и суда которых поступили в заведование речной полиции. Речная полиция находилась в ведении обер-полицмейстера и состояла из управляющего, 3-х его помощников, необходимого количества нижних чинов по штату и команды матросов, ежегодно назначаемых Морским Министерством на счет сумм, отпускаемых на содержание Речной полиции. Управляющий речной полицией назначался из штаб-офицеров, а его помощники - штаб-офицеров или обер-офицеров флота, по соглашению обер-полицмейстера с Морским министерством. Первым управляющим Р.П. был капитан-лейтенант Владимир Иванович Коростовец.

Для разъездов по воде, тушения пожаров, оказания помощи погибающим людям и судам в распоряжении полиции находилось «потребное количество судов, имеющих особый флаг из белого флагдука, с изображением на двух, накрест положенных, якорях герба Санкт-Петербургской губернии…». [6, с. 1054].

В 1885 году личный состав речной полиции был усилен и утвержден ее новый штат с размером жалованья в 78.470 р. (56.350 р. из доходов города, 2120 р. – из казны). Кроме того, в распоряжение градоначальника на приобретение судов и других принадлежностей речной полиции было отпущено 48.384 р. (30.966 р. из доходов города). В 1887 году надзор речной полиции был распространен на Морской канал и Новый порт, а ее штат усилен 7.250 р., из которых 3.400 р. были отнесены на средства казны.

Речная полиция ведала:

1) реками и каналами в черте Петербурга;

2) прилегающими к материку водами в пределах, определенной высочайшей властью, до границ плавучих маяков.

К обязанностям речной полиции было отнесено:

- Надзор за точным исполнением постановлений по предмету судоходства и охранения порядка как на воде, так и на береговых сооружениях;

- Охранение порядка, относительно беспрепятственного следования судов по рекам и каналам;

- Наблюдение за своевременною нагрузкою товаров, выкаткою на берег и т.п.,

с назначением срока, по истечении которого берега должны быть очищены для беспрепятственного прохода новых судов;

- Принятие мер к спасению утопающих людей и погибающих судоа;

- Наблюдение за исправным содержанием паровых и гребных судов, предназначенных на случай наводнения;

- Преследование на водах воровства и бродяжничества;

- Определение правил по закрытии навигации, о безопасности прохода и проезда по льду.

В санитарном отношении чины речной полиции наблюдали за выполнением судовладельцами санитарных правил, следили за чистотой на пассажирских пароходах, наблюдали, чтобы с судов и пароходов не выбрасывали мусор в реки и каналы, а также «было установлено строгое наблюдение за невыпусканием пароходами из труб густого дыма и искр». В отношении охранения порядка, спокойствия и общественной безопасности, чины речной полиции периодически в ночное время производили обходы судов, с целью задержания беспаспортных, не допускали к перевозу пьяных. Вскоре был установлен надлежащий надзор за недопущением прошения милостыни на набережных, а зимой, кроме того, на пешеходных мостках. При речной полиции состояла комиссия для освидетельствования пароходов, судов, яликов, пристаней и купальных ванн. В промежуток времени между закрытием одного и открытием другого навигационного периода речная полиция наблюдала за исправным состоянием зимних дорог, спусков на реках и каналах, за зимующими судами, в которых находили приют бродяги.

11 мая 1882 года последовало Высочайшее повеление об учреждении Нижегородской речной полиции. Ведению данной речной полиции подлежали воды рек Оки и Волги. Она состояла из Комитета речной полиции и начальника речной полиции «с подчиненными ему чинами и служителями». [7, с. 204]. Комитет речной полиции возглавлял губернатор Нижнего Новгорода, а в состав Комитета входили вице-губернатор, полицмейстер, начальник Речной полиции, начальник отделения путей сообщения, инспектор судоходства, управляющий ярмарочной конторой, архитектор, городской голова, а также члены различных городских комитетов. В обязанности комитета речной полиции входило составление и издание обязательных для частных лиц и обществ постановлений, касающихся мер предосторожности от пожаров на судах, пристанях и других надводных сооружениях, распределения и расстановки судов у пристаней, порядка выгрузки и нагрузки судов и пр. Чины речной полиции состояли в ведении Министерства внутренних дел и подчинялись нижегородскому губернатору.

Всего на содержание речной полиции в Нижнем Новгороде было выделено 27.000 рублей в год. В связи с тем, что эта сумма была несколько ниже по сравнению с той, что была выделена на функционирование Санкт-Петербургской речной полиции, штат и жалованье чинов Нижегородской речной полиции были скромнее. Так, начальник речной полиции в Нижнем Новгороде получал жалованье 2100 рублей в год, а его помощник – 1200 р. (в Петербурге жалованье начальника речной полиции равнялось 3.000 рублей в год, его помощника – 1.500 р.). [7, с. 266].

3 июня 1885 г. согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета на прилегающих к городу Рыбинску водах была учреждена Рыбинская Речная полиция. Чины речной полиции состояли в ведении Министерства внутренних дел и подчинялись ярославскому губернатору. Для разъездов и тушения пожаров на воде у них было четыре специальных паровых катера. И широкие полномочия: полицейские могли проверять не только пароходы, катера и лодки, но и любые надводные сооружения – пристани, дебаркадеры, склады. Для содержания речной полиции, а также для покрытия расходов, связанных с устройством кухонь для судовщиков, больницы для судорабочих и разных улучшений в содержании пристаней, Рыбинскому биржевому комитету было предоставлено право взимать в районе расположения городских пристаней, следующие сборы:

1) с пассажирских пароходов, имеющих постоянные в Рыбинске пристани, по 50 копеек за каждое прибытие;

2) с судов, прибывающих к пристаням, по 10 коп. с каждой тысячи пудов находящегося на них груза;

3) с судов, отходящих от пристаней, по 5 коп. с каждой тысячи пудов груза;

4) с товаров, прибывающих к пристаням, ценностью от 25 коп. и выше за пуд, по 1/10 копейки с каждого пуда привозимого товара. [8, с. 262].

28 февраля 1886 года было утверждено Положение о речной полиции в г. Рыбинск. По этому положению видно, что речная полиция в Рыбинске была учреждена по примеру Нижегородской речной полиции, так как их состав, функции чинов и размер их жалованья были аналогичны. По этому положению на членов Комитета Речной полиции были возложены следующие обязанности:

а) составление и издание, с утверждения ярославского губернатора, обязательных для частных лиц и обществ постановлений, касающихся мер предосторожности от пожаров на судах, пристанях и других надводных сооружениях, судоходства по водам, распределения и расстановки судов у пристаней и порядка выгрузки и нагрузки судов;

б) заведование хозяйственной власти речной полиции;

в) рассмотрение подаваемых частными лицами и обществами заявлений по предметам, относящимся до круга ведомства речной полиции, и постановление заключений по таким заявлениям. Все дела в комитете решались простым большинством голосов присутствующих членов, а если они разделятся поровну, то согласно тому из мнений, которое принято председателем. Постановления Комитета приводились в исполнение по утверждении их ярославским губернатором. Непосредственное заведование речной полицией принадлежало начальнику речной полиции и его помощнику, к обязанностям которых относилось «охранение порядка, спокойствия и тишины, а равно предупреждение и пресечение всякого рода преступлений и несчастных случаев на водах, причем они руководствуются действующими в этом отношении законами об обязанностях общей полиции». Они имели право посещать все суда, склады, бараки и другие надводные сооружения, производить проверку находящихся на них лиц и задерживать скрывающихся от преследования судебной и вообще правительственной власти. В случае совершения на судне какого-либо преступления, начальник речной полиции и его помощник действовали согласно указаниям статей устава уголовного судопроизводства. В случае же беспорядка на судах они должны были принять меры к их прекращению. [1, с. 25].

4 марта 1887 года была утверждена Инструкция чинам Рыбинской речной полиции. [3, л. 17]. В ней подробно расписаны обязанности каждого из чинов речной полиции. Больше всего обязанностей лежало на начальнике речной полиции. Он должен был принимать письменные и словесные жалобы, прошения и заявления, делать по ним надлежащие расследования, заведовать судами своего ведомства, следить за их исправным содержанием, предоставлять в конце навигации отчет о действиях речной полиции губернатору и многое другое. Не менее ответственной являлась должность командира парохода речной полиции. На нем лежали следующие обязанности: ответственность за целостность и исправное состояние как пожарных средств, так и всего имущества на пароходе, наблюдение за чистотой и порядком на пароходе, обучение команды дисциплине, гребле, приемам и действиям во время тревоги и пр. В обязанности старших и младших надсмотрщиков входило наблюдение за порядком, спокойствием и тишиной между рабочими, отправка нетрезвых пассажиров в местную полицию, осмотр билетов на постановку у прибывшего судна, соблюдение строгой вахты. Благодаря такому четкому распределению функций и обязанностей всех чинов речной полиции, деятельность данного органа была довольно плодотворной на протяжении всего своего существования.

Таким образом, появление Речной полиции на внутренних водных путях России во второй половине XIX века было далеко не случайным. В пореформенный период речной транспорт России в силу разных причин сохранял свое ведущее значение, а коммерческая выгода использования пароходов и погоня за прибылью обусловили увеличение количества судовладельцев. В связи с быстрыми темпами роста пароходных обществ и компаний возникла необходимость контролировать деятельность данных предприятий. Поэтому сначала в Петербурге, а затем в Нижнем Новгороде и Рыбинске местные власти приходят к мысли о целесообразности устройства этого полезного учреждения. Целесообразность устройства Речной полиции подкрепляется различными цифровыми данными. Так, например, в 1870 г. на водах Санкт-Петербурга при содействии чинов Речной полиции было спасено 116 человек, а из 12 случаев воровства в 9-ти похищение было остановлено.


Литература:

  1. Колодин Н. С. Страницы прошлого листая…. - Ярославль, 2009. - 327 с.

  2. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ в г. Казани). Ф. 82. Оп.1. Д. 126. Л. 13 - 28.

  3. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ в г. Казани). Ф.82. Оп.1. Д. 145. Л. 17 - 29.

  4. Очкур Р., Кудрявцев Д., Пиотровский В. Полиция России. Век XVIII – век XX. – М., 2010. – 511 с.

  5. Пиотровский В., Кудрявцев Д., Очкур Р. Полиция Российской империи. – Спб., 2005. – 270 с.

  6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Отделение 1-е. Т. XLII. № 44774. С. 1053 - 1054.

  7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. II. № 868. С. 204 - 205.

  8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. V. № 3015. С. 262 - 263.

Основные термины (генерируются автоматически): Речная полиция, Нижний Новгород, Рыбинск, суд, Нижегородская речная полиция, обязанность, охранение порядка, Петербург, чин, Высочайшее повеление.


Похожие статьи

Образ российского цензора во второй половине XIX – начала XX вв. в записках современников

Деятельность Приказа общественного призрения в Ярославле в последней четверти XVIII века

Особенности развития газетного дела в России в первой половине XIX века

Реформирование органов внутренних дел Российской империи в 60 - 80 гг. XIX века

Законодательные и правоприменительные аспекты противодействия взяточничеству в России во второй половине XVII в.

Изменения в системе образовательных учреждений и отношение к ним дворянства Центрального Черноземья во второй половине XIX века

Развитие теоретической мысли о бездействии как форме совершения преступных посягательств во взглядах российских ученых второй половины XIX- начале XX в.в.

Развитие правового регулирования деятельности православных священников в армии за период XVIII-XIX вв.

Организация политического розыска в Тобольской губернии (1908-1909 гг.)

Юрисдикция российских консулов в Синьцзяне в конце XIX - начале ХХ вв.

Похожие статьи

Образ российского цензора во второй половине XIX – начала XX вв. в записках современников

Деятельность Приказа общественного призрения в Ярославле в последней четверти XVIII века

Особенности развития газетного дела в России в первой половине XIX века

Реформирование органов внутренних дел Российской империи в 60 - 80 гг. XIX века

Законодательные и правоприменительные аспекты противодействия взяточничеству в России во второй половине XVII в.

Изменения в системе образовательных учреждений и отношение к ним дворянства Центрального Черноземья во второй половине XIX века

Развитие теоретической мысли о бездействии как форме совершения преступных посягательств во взглядах российских ученых второй половины XIX- начале XX в.в.

Развитие правового регулирования деятельности православных священников в армии за период XVIII-XIX вв.

Организация политического розыска в Тобольской губернии (1908-1909 гг.)

Юрисдикция российских консулов в Синьцзяне в конце XIX - начале ХХ вв.

Задать вопрос