С развитием информационных технологий проблема медиаобразования становится всё более актуальной. Современная стратегия модернизации отечественного образования направлена на развитие ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной и информационной сферах. Вуз представляет собой по своей сути форму воспроизводства культурных норм, ценностей и идей, что напрямую соотносится с необходимостью создания университетского медиапространства. Благодаря этому университет вступает в диалог с молодым человеком, разворачивая взаимосозидательную совместную деятельность» [1].
Сегодня уже невозможно представить Вуз без электронных учебников, электронных УМК, компьютерных программ контроля знаний, интерактивных форм обсуждения актуальных учебных проблем. Идеи о необходимости педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности, об интеграции педагогики и искусства в медийном мире разрабатывали известные ученые В.В.Гура, Г.П.Максимова, С.В.Зенкина.
Каждый Вуз формирует своё медиаобразовательное пространство в зависимости от содержания образования. В первую очередь – это информационные базы, содержащие актуальный учебный материал, и техническое оснащение, с помощью которого осуществляется доступ к ним. Немаловажно наличие автоматизированной системы обучения, осуществление компьютерной диагностики и контроля учебных знаний и умений. И, конечно же, если речь идёт о медиаобразовательнотельном пространстве, то наличие доступа к ресурсам Интернет необходимо.
Само понятие «медиаобразовательное пространство» является результатом очевидного процесса – обогащения понятийного аппарата современной медиапедагогики, и следствием интеграции медиа и образования. «Стратегия формирования медиакомпетентного специалиста в области образования может быть, на наш взгляд, определена созданием единого медиаобразовательного пространства вуза. Первой и отличительной его чертой является внедрение в содержание образовательного пространства информационно–коммуникационных технологий, которые поддерживают создание, хранение, обновление и передачу всем субъектам образовательного процесса актуального учебного материала в электронном формате, представляющего по своей сути огромную информационно-справочную базу разных областей знаний. Второй чертой медиаобразовательного пространства является наличие автоматизированной системы обучения, осуществление компьютерной диагностики и контроля учебных знаний и умений. Третьей чертой является то, что медиаобразовательное пространство организуется под сильным влиянием мировых образовательных информационных ресурсов.»[2].
Фатеева И.А. под медиаобразовательной средой понимает «объективно существующую совокупность общественно - политических, технических, педагогических и прочих условий, в которых протекает медиадеятельность людей. Изменить медиаобразовательную среду чаще всего бывает очень проблематично из-за ее метапедагогического характера. Тем не менее, участвовать в ее формировании и коррекции - прямой долг преподавателей. На наш взгляд, целей медиапедагогической деятельности всего две: помочь аудитории адаптироваться к жизни в условиях постоянного присутствия медиа (непрофессиональное медиаобразование) и подготовить специалистов для работы в медиа (профессиональное медиаобразование). [3].
Гура В.В. в своей работе вводит понятие «спроектированная медиаобразовательная среда», понимая под этим современную педагогическую систему, имеющую своей целью организацию условий для гуманного целенаправленного взаимодействия индивидов с электронными информационно-образовательными ресурсами в интересах их личностно-культурного развития и положительной социализации. [4]. Данное понятие представляет собой модель нового пространства профессионального образования, поддержка которого происходит посредством современных информационных технологий к реализации медиаобразования в общеобразовательных учебных заведениях путем создания медиаобразовательного пространства вуза. Этот процесс, как мы считаем, будет успешным при реализации следующих организационно-педагогических условий образовательного процесса ВУЗа:
• «включение в стандарты высшего педагогического образования медиаобразовательного блока;
• качественная организация медиаобразовательного пространства ВУЗа, насыщение занятий по дисциплинам учебного плана содержанием медиаобразовательного характера;
• последовательная реализация медиаобразовательного потенциала дисциплин учебного плана в процессе их изучения студентами через привлечение студентов к активной медиадеятельности».
Здесь мы полность согласны с автором, именно такой подход к подготовке позволит решить проблему формирования медиакомпетентных специалистов в области образования, готовых к реализации медиаобразования в общеобразовательных учебных учреждениях. Для решения задачи подготовки медиакомпетентного специалиста, необходим поиск новых концепций, подходов в образовании, способов взаимодействия социокультурных институтов (медиа и образования), которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, профессиональной, духовной, художественной и т.д. жизни, формирующегося специалиста сегодняшнего дня в едином медиаобразовательном пространстве.
В медиаобразовательном пространстве помимо целенаправленного формирования медиакомпетентности будущего специалиста, происходит переосмысление роли, функций и деятельности обучающегося с позиций формирования у него учебной и профессиональной автономии (самостоятельности).
Это означает формирование у него таких качеств личности, как инициативность, ответственность, рефлексия, самооценка и самоконтроль, готовность к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию, что ценно с позиций современного работодателя. [5].
Понятие медиаобразовательного пространства соединяет в себе идею компьютеризированного обучения, которое осуществляется с помощью электронных образовательных ресурсов, насыщенных мультимедиа и медиаобразования, т.е. получения знания в процессе взаимодействия с произведениями средств массовой информации, которые образуют реальную информационно-культурную среду современного человека. Т.о. ключевым структурным элементом медиаобразовательного пространства являются электронные образовательные ресурсы. Концепция медиаобразовательной среды в первую очередь ставит проблему педагогического проектирования такой среды с позиций системного подхода, а также новых методологических позиций личностно-ориентированной педагогики, медиаобразования и информационно-культурологического подходов. [6]
Исходя из выше изложенного, можно с уверенностью сказать, что наличие медиаобразовательной среды необходимо для формирования медиакомпетентности студента. Она предоставляет студентам возможности:
-работать непосредственно с материалами, быть экспериментатором, анализировать собранную информацию, проверять гипотезы;
- организовывать группы для работы над новыми проектами или идеями, что позволяет добиться более продуктивных решений поставленных задач;
- создавать и представлять медиапродукцию, отражающую процесс и результат исследования.
Таким образом, медиаобразовательное пространство, которое является пространством личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях - эффективное средство развития медиакомпетентности студентов. В нашем понимании медиаобразовательное пространство или среда - это развивающая и развивающаяся информационная система с выходом в Интернет, с наличием автоматизированной системы обучения и постоянным обновлением баз данных. В настоящее время информационная образовательная среда современного университета расширяется благодаря открытому доступу к ресурсам Интернет, электронным источникам информации, мультимедиа. В связи с этим появилось широкое информационное поле для организации познавательной деятельности студентов и этому способствовало интенсивное развитие медиасреды. В итоге возникли новые требования к формированию ряда умений и, прежде всего, к умению учиться, что означает умение работать с информацией, а это сегодня невозможно без знания ИКТ. Очевидно, что практически любая область деятельности современного специалиста, так или иначе, связана с медиа.
В нашем учебном заведении такая среда активно функционирует и развивается. В контексте медиаобразования под учебной средой мы понимаем медиаобразовательную среду. Развитие электронной библиотеки учебных ресурсов, системы компьютерного тестирования и контроля учебных знаний и умений, создание и внедрение сайта, стало возможным в НШФ ЮФУ благодаря организации локальной сети и наличия выхода в Интернет. На кафедре ПИ и М создана “Студенческая учебно-научная лаборатория информационных технологий и обучающих программ”. Вместе с отделом Информатизации лаборатория реализует следующие задачи:
включение преподавателей в разработку электронных образовательных ресурсов;
разработка программных продуктов для реализации учебного процесса;
разработка программных продуктов для решения экономических задач малых предприятий;
пиар НШФ ЮФУ в региональной и глобальной сети;
информационная поддержки сайта НШФ ЮФУ.
Бесспорную значимость приобретает работа творческих групп научного общества студентов по проблемам современной экономики. Несомненно, формирование медиакомпетентности студентов предусматривает не только совершенствование технологии образования, но и обоснованное и эффективное использование имеющихся в распоряжении медиа средств. Медиаобразовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности. Основой информационной образовательной среды нашего университета является единая распределенная база данных, автоматизирующая основные функции образовательного и научного процесса, обеспечивающая единое информационное пространство университета.
Информационная образовательная среда включает:
учебные материалы по ряду учебных предметов, подготовленных преподавателями вуза, лучшие студенческие работы, местом размещения учебных предметных и междисциплинарных проектов, реализуемых в рамках учебной деятельности университета;
блок управления учебно-воспитательным процессом (базы данных сотрудников факультета, документации по управлению учебным процессом, учебной, методической, научной деятельности университета и пр.), призванный отслеживать и координировать процедуры управления кадрами;
коммуникативный раздел, включающий информацию о вузе и кафедрах, студентах и выпускниках, раздел новостей, многоцелевую среду общения с разграниченным доступом (чат, форумы, гостевую книгу, внутреннюю почтовую систему).
Сайт НШФ ЮФУ рассчитан на различную категорию пользователей: заведующих кафедрами, преподавателей, студентов, выпускников, абитуриентов и их родителей. Основная идея работы сайта – интерактивное взаимодействие, обратная связь, изменение и добавление информации участниками информационной среды.
Очевидно, важны не количество и объем используемых технических и программных средств, а их разумное применение в полном соответствии с решаемыми учебными, воспитательными, управленческими задачами. Здесь мы полностью согласны с автором, что «медиа не только технические устройства передачи информации, но и образовательная информационная среда, способствующая развитию медиакомпетентности аудитории, включающей в себя знания и умения оперативного, процедурного и поведенческого характера» [7].
- Литература:
Максимова Г.П. Медиавоспитание в высшей профессиональной школе. Ростов: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 2006. 180 с.
Григорьева И.В. Медиаобразовательное пространство как условие развития современного специалиста в области образования: постановка проблемы. Медиаобразование: от теории – к практике Сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» Томск, 4-5 декабря 2008 Составитель: и. в. Жилавская)
Фатеева И.А. Теория медиадеятельности как альтернатива традиционно выделяемых теорий медиаобразования//Медиао- бразование: от теории – к практике: сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культу- ры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4-5 декабря 2008/. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008, С. 143.
Гура В.В. Системный подход при педагогическом проектировании медиаобразовательной среды//Известия ТРТУ. 2006. №2. С.118-122.
Иванова Л.А. Медиаобразовательное пространство в стратегии инновационного развития высшего профессионального образования в современной России: постановка проблемы // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред. Т.А. Стефановская. – Иркутск: Изд–во Иркут. Ин–та повыш. квалиф. работ. образования, 2008. – С. 215–228.)
Tyner K. Literacy in a digital World. Mahwah, New Jersey & London: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1998.
Змановская Н.В. Педагогическая студия как форма формирования медиакоммуникативной образованности студентов вуза – будущих учителей // Вопросы педагогического образования. Вып. 14. Иркутск: ИПКРО, 2003. С.152-158.