Цель преподавания курса физики в высших учебных заведениях – способствовать развитию физического мышления студентов, освоению ими современной физической картиной мира, формированию научного мировоззрения, и тем самым заложить фундамент для изучения специальных дисциплин. Огромное значение в достижении поставленных целей имеют два взаимосвязанных процесса. Первый – общение студента с преподавателем во время практических, лабораторных и лекционных занятий. И второй – самостоятельная работа студентов.
В настоящее время общепринятой формой организации обучения физике в высшей школе является лекционно-практическая форма обучения. Термин "лекционно-практическая форма" указывает, что основные организационные формы обучения студентов - это лекции и практические занятия. Практическое занятие составляет неотъемлемую часть учебного процесса при изучении физики, и направлено на формирование умения решать физические задачи. В процессе решения физических задач развиваются умственные способности, формируется состав умственных операций, развивается творческое мышление. Через упражнения в решении задач учащиеся глубже познают мир, понимают явления и закономерности ими управляющие. Решение задач по физике используется для усвоения знаний, формирование умений и навыков, применения знаний на практике [1, с.33]. Задача в учебном процессе по физике является особой формой предъявления информации, средством осуществления учебного процесса и развития учащихся. Физические задачи можно рассматривать как словесно – символическое описание какой-то реальной или воображаемой задачной ситуации. Любое изучаемое физическое явление описывается различными характеристиками. Некоторые их этих характеристик можно установить непосредственно, а другие остаются неизвестными. В этих случаях возникает задачная ситуация по определению каких-то неизвестных характеристик рассматриваемого явления или процесса. Словесное или иное описание этой задачной ситуации и является физической задачей [2, с.11].
В медицинских вузах физика является непрофилирующей дисциплиной, но в то же время необходимой и важной для дальнейшей профессиональной деятельности будущих медиков. Основная проблема, с которой сталкиваются преподаватели физики в медицинских вузах, заключается в отсутствии заинтересованности и пассивности студентов-медиков в изучении физики, в слабой мотивационной стороне процесса обучения. Кроме этого, проблема преподавания физики в медицинском вузе усугубляется слабой, а порой шокирующей неграмотностью студентов медиков в такой дисциплине как физика. Таким образом, преподаватели физики в медицинском вузе заняты поиском новых, наиболее эффективных методик преподавания и обучения, способствующих активизации познавательной деятельности студентов. Одним из возможных вариантов активизации учебной деятельности будущих медиков на практических занятий по физике, на наш взгляд, является перестройка методики проведения занятий, нацеленных на активную, напряженную и систематическую работу студентов в течение всего периода обучения. Нами была разработана методика проведения практических занятий по физике, которая может быть применена абсолютно к любой изучаемой теме, для любого раздела физики.
Основные этапы занятия:
Проверочная работа по предыдущей теме.
Организационная часть занятия: формулируется тема, раскрывается ее значение, преподаватель знакомит с планом занятия.
Рассмотрение теоретических вопросов.
Формирование умений решать типовые задачи по новой теме.
Проверочная работа по новой теме.
Домашнее задание.
Подведение итогов занятия.
Следует отметить, что при выделении основных этапов занятия мы не выделили мотивационную часть, но это не означает, что она отсутствует. В начале семестра, при изучении физики студентам поясняют все достоинства рейтинговой системы и все возможности, которые она дает, в частности в получение оценки за экзамен автоматически. Но "экзамен - автомат" можно получить только при условии успешного выполнения всех контрольные мероприятий, а это возможно только при активной, систематической работе в течение всего семестра, на любом практическом занятии. Таким образом, с самого начала изучения дисциплины студенты осознают поставленные перед ними цели и сами могут определять пути их достижения.
Этап I. На данном практическом занятии для проверки знаний используют тестовые задания, которые являются достаточно эффективным способом контроля. В начале занятия, рекомендуется провести письменную самостоятельную работу - разминку в течение 5–10 минут. Студентам предлагают ответить на тестовые вопросы первого уровня по теме предыдущего занятия для проверки усвоения теоретического материала и в определении степени подготовленности студентов к данному практическому занятию. Тест содержит 5 теоретических вопросов, каждый из которых оценивается минимальным количеством, поскольку вопросы соответствуют подуровню воспроизведения репродуктивного уровня усвоения учебного материала. Задания выдаются в двух вариантах, и выполняются в тетради, в которой выполнялось предыдущее домашнее задание.
Этап II. На втором этапе практического занятия формулируются тема и цель занятия. Тему занятия можно формулировать и при переходе к работе над новым материалом. Цель занятия должна быть сформулирована доступным, понятным языком, их не должно быть много. Также на данном этапе сообщает план практического занятия, выделяются основные вопросы, подлежащие сознательному и прочному усвоению.
Этап III. Следующие 20-30 минут представляют собой так называемую информационную часть (теория). После формулирования темы и цели занятия необходимо обобщить учебный материал, прослушанный студентами на лекционных занятиях по данной теме. В данном случае педагог может вести работу по своему усмотрению, будет это лекция, рассказ, поиск, беседа. При организации данного этапа занятия можно использовать один из приемов, применяемых при изучение нового материала: раздельный (когда сначала изучают всю теорию по данному вопросу, а потом выполняют задачи) и компактный (когда изучают часть теории и выполняют задания, затем следует еще часть теории с задачами и т.д.). При изучении материала предпочтение следует отдавать такой методике, при которой физическое явление изучается за одно занятие, начиная от научных фактов и кончая применением. Изложение материала лучше иллюстрировать в виде таблиц, структурных схем, опорных конспектов. Желательно, чтобы структурная схема не давалась студентам в готовом виде, а строилась в динамике по мере раскрытия теории. Как показывает практика, представление материала в виде структурной схемы, таблицы, опорного конспекта обеспечивает понимание структуры научного знания. Кроме этого, студенты быстрее и легче усваивают новую информацию, поскольку в таблицах, схемах материал представляет логику изучаемой теории, содержание темы представляется в частично сокращенном виде, что является безусловным преимуществом по сравнению с традиционным текстовым его представлением, таким образом, систематизируются, и обобщаются знания, полученные на лекциях по данной тематике. После завершения построения схемы можно начинать интенсивную работу по закреплению знаний.
При организации изучения материала в высшей школе, целесообразно использовать раздельный прием. Мы считаем, что нет необходимости при существующей организации учебного процесса в высшей школе использовать компактный подход, поскольку повторяется материал, уже прочитанный на лекциях, студенты имеют представление об изучаемой теме.
Этап IV. Формирование умений решать задачи по новой теме.
Существуют несколько способов обучения учащихся умению решать физические задачи. Первый способ заключается в том, что преподаватель демонстрирует учащимся способы решения так называемых типовых задач, а учащиеся, подражая преподавателю, решают по показанным образцам большое число однотипных задач.
Второй способ связан с использованием алгоритмов. Под алгоритмом понимают пошаговую программу, применяя которую к заданным условиям задачи определенного вида, можно получить решение задачи. При использовании алгоритмов при решении физических задач учащийся может сам контролировать выполнение отдельных действий и операций, приводящих к правильному решению физической задачи. Рассматриваемый способ обучения может быть использован при решении большинства учебных задач, однако при решении некоторых сложных или нестандартных задач его непосредственное применение затруднительно. При решении таких задач можно использовать эвристические правила (эвристики). Наиболее общие и часто используемые эвристики основаны на следующих методах решения нестандартных задач: 1. расчленение задачи – разбиение на части предмета, условия или требования задачи; 2. сведение к более простой – осуществляется путем преобразования условия, замены неизвестных, замены объекта другим; 3. введение вспомогательных элементов – проводится для сближения данной задачи и искомых величин, придания задаче определенности [3, c.120].
На данном этапе занятия студенты решают задачи у доски, тем самым зарабатывая дополнительные баллы за активную работу в аудитории. Для повышения самостоятельной работы студентов на занятии можно использовать следующую систему поощрительных баллов: оцениваются первые три самостоятельно правильно решенные задачи. Это значительно повышает активность студентов не только при работе в аудитории у доски, но и при выполнении самостоятельной работы. Кроме этого, "сильные" студенты не привязаны к общему ритму учебной работы, а получают возможность работать в своем, индивидуальном режиме, набирая дополнительные баллы.
Этап V. Проверочная работа по новой теме. За 15 – 20 минут до завершения занятия проводится самостоятельная работа. Наличие данного этапа практического занятия стимулирует активность студентов на занятии, поддерживает их рабочий тонус, кроме этого, активность и внимательность на занятии способствует получению дополнительных баллов, а, следовательно и повышению их рейтинга.
Работа выполняется в тетради, в которой выполнялись предыдущее домашнее задание и проверочный тест. После окончания выполнения работы тетради сдают преподавателю на проверку.
Этап VI. В конце практического занятия студентам выдается домашнее задание, хотя это можно сделать в начале или середине занятия в соответствии с логикой учебного процесса. Домашнее задание может быть различного содержания и направления. Так, например, домашнее задание может содержать только практические задачи по изученному материалу, или быть направлено на самостоятельное изучение нового теоретического материала, или включать в себя как практические задачи по изученному материалу, так и новый теоретический материал. Самостоятельное изучение теоретического материала может быть направлено на проработку задач с решениями или на решение задач по новой теме. Следует отметить, что организация домашнего задания зависит от общей подготовленности учебной группы, и от степени сложности изучаемого материала. Содержание и направление домашнего задания отражено в схеме 3.
Этап VII. Подведение итогов. Данный этап практического занятия является обязательным и не менее важным, чем предыдущие этапы. Необходимо подвести итог занятия в соответствии с поставленными целями. Также необходимо оценить деятельность группы в целом, отметить наиболее отличившихся студентов, подвести суммарный итог набранных баллов каждого студента.
На наш взгляд, подобная организация любого практического занятия по физике способствует систематической работе студентов и позволяет всех обучающихся включить в процесс обучения, проконтролировать каждого из них.
Литература:
1. Кириков М.В., Алексеев В.П. Вопросы методики преподавания физики. Текст лекций – Ярославль. – 2000.
2. Тулькибаева Н.Н., Фридман Л.М., Драпкин М.А., Вальвич Е.С., Бухарова Т.Д. Решение задач по физике. Психолого – методический аспект. Челябинск. 1995.
3. Троицкий И.В., Троицкий Д.И. Рейтинг студента в физическом образовании. Съезд российских физиков – преподавателей "Физическое образование в XXI веке". Тезисы докладов. М., Физ. факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 23-30 июня 2000. – 120с.