Семантический признак "владеть языком" является одним из основных в семантической структуре глаголов гап задан - в сопоставляемых языках, при которых между названными глаголами наблюдаются следующие регулярные соответствия:
МС 1 (модель соответствия): гап задан- , ба олмони гап задан -
Жители его говорили на сиатангинском наречии /Лукн. Ниссо/-Онхо бо лахчаи сиёхтангй гап мезаданд.
Модель соответствия гап задан- является основной в реализации данного семантического признака в сопоставляемых языках /МС 1/.
В реализации данного семантического признака оппозиция "свой язык-чужой язык" составляет основу его семантической организации, при которой подчеркивание владения чужим языком при подразумевании своего родного /основного/ является сущностью данной оппозиции. При подобной семантической организации центром реализации становится обязательное употребление названия чужого языка. Поэтому обязательная включенность актанта, называющего чужой язык как семантический компонент в структуру предложения, реализующих данный семантический признак, составляет основную особенность его организации лексико-грамматическими средствами языка в сопоставляемых языках. Более того, без обязательного наличия актанта-названия чужого языка при глаголах гап задан- семантический признак "владеть каким-нибудь языком" не может быть реализован. Отсюда исходит конструктивная обусловленность выражения данного семантического признака в содержании глагола гап задан , тесная взаимосвязь реализации данного особого семантического признака с валентностью /как внутренней, так и внешней/ глаголов гап задан. Трансформация предложений без актанта-названия языка с данными глаголами переводит их в другие семантические типы: сотрудник говорит на английском языке, сотрудник говорит.
Регулярным соответствием глагола говорить в таджикском языке становится также глагол харф задан, имеющий в отличие от гап задан стилистическую окрашенность /свойство книжного литературного языка МС 2/: У худ ба забони ширину шеваи форси харф мезад /Дустони нави ман, 61/-Он говорил на приятном, ласкающем слух персидском языке.
В содержательной структуре семантического признака "владеть каким-либо языком" качественная характеристика степени и уровня владения чужим языком является одним из основных свойств глаголов. Она реализуется в общем оппозиционном семантическом признаке: "положительно-отрицательно" и предполагает различные подвидовые дифференциальные семантические признаки: "знание-незнание", "свободно-несвободно", "быстро-медленно" и др. При реализации дифференциальным семантическим признаков качественной характеристики степени владения чужим языком глаголы гап задан вступают в различные коррелятивные отношения с другими глаголами речи. В реализации названных семантическим оппозиционных признаков таджикский, русский и узбекский языки проявляют существенные особенности.
-
Оппозиционный семантический признак "владеть
языком /знать чужой язык"
- "не владеть чужим языком /не знать/"
в сопоставляемых языках, кроме вышеназванных моделей
соответствий: МС 1: гап задан; МС 2: харф
задан, реализуется также в моделях, в целом
нейтральных в качественной характеристике степени и уровня владения
языком.
- МС 3 - владеть – донистан – to speak
Несмотря на свой возраст, он уже владел несколькими иностранными языками. - Ба синну солаш нигох накарда, у якчанд забони хоричиро медонист-у.
Корреляция гап задан, донистан связана с одним из семантических признаков глаголов владеть-донистан - "обладать какой-либо способностью, уметь пользоваться" - в реализации анализируемого семантического признака, они взаимозаменяемы.
Граф знал все языки и наречия Индии - Граф хамаи забонхо ва лахчахои Хиндустонро медонист.
Отрицательная характеристика владения и знания языка, их отсутствие в сопоставляемым языках выражаются употреблением приведенных выше глаголов с частицами, семантически согласующимися с ба ягон при названиях языков: /не-на-: не говорить /не владеть, не знать/ ни на одном иностранном языке - ба ягон забони хоричи гап назадан /харф назадан, надонистан/, /МС 5/.
Качественная характеристика и оценка владения чужим языком в сопоставляемых языках представлена несколькими моделями соответствий.
Оппозиция "свободно - не свободно" выражается в русском языке стилистически окрашенными просторечными глаголами - шпарить, тараторить, в которых дифференциальный признак "быстро" подчеркивает свободный уровень и степень владения языком:
МС 6: шпарить-озодона гап задан.
/Воробейцев/ шпарил по-немецки напропалую /Казакевич/.
/Воробейцев/ ба забони олмони озодона, бе сакта гап мезад .
Глагол шпарить в русском языке обычно употребляется вместо того или иного глагола для обозначения действия, выполняемого "с особой силой, страстностью, азартностью и т.п.". Обозначение качественной характеристики владения речью в русском языке субъективно значимо, выражая экспрессивную оценку, оно в глаголе шпарить конситуативно обусловлено.
-
МС 7: Глагол to speak
не расшифровывает содержания речи. Являясь сказуемым, он не может
вводить придаточное предложение. Он имеет следующие значения:
1) 'обладать способностью говорить': to speak well/loudly/quickly/etc. Haпpимep: The child is only two years old, but he can speak very well 'Ребенку всего два года, но он хорошо говорит'.
Dogs cannot speak. 'Собаки не умеют разговаривать'.
Speak louder! 'Говорите громче!'
Try to speak distinctly. 'Старайтесь говорить четко'.
You speak too quickly, it is difficult to make out what you say. 'Вы разговариваете слишком быстро, ваши слова трудно разобрать'.
2) 'выступать на собрании, дискутировать':
Who is speaking at the meeting tonight? 'Кто будет выступать сегодня на собрании?'
Yesterday the dean spoke about our coming examination session. 'Вчера декан говорил о нашей предстоящей экзаменационной сессии'.
Generally speaking he is right. 'Вообще говоря, он прав'.
3) 'говорить на каком-л. языке':
to speak English/German/French/Spanish etc. 'говорить по-английски/немецки/французски/испански и т.д.'
I haven't spoken French for years. Я уже много лет не говорила по-французски.
4) 'говорить о чем-л., с кем-л., за/вместо/от имени кого-либо'. При этом глагол употребляется с предлогами:
about 'о': Last night we spoke about our schoolmates. 'Вчера вечером мы говорили об одноклассниках'.
to (здесь) 'с': We spoke to the dean yesterday. 'Вчера мы говорили с деканом'. You'll have to speak to the editor about it. 'Об этом вам придется поговорить с редактором'. Speak to my mother. 'Поговорите с маменькой'.
for 'за/вместо/от имени': N was afraid to speak to the director, so we spoke for her. 'N боялась говорить с директором, поэтому мы поговорили за нее'. During the siege Vera Inber spoke on the radio for Leningrad. 'Во время блокады Вера Инбер говорила по радио от имени Ленинграда'.- В отличие от русского аналога, английский глагол to speak имеет страдательный залог. The film "Liberation" was much spoken of. 'О фильме «Освобождение» очень много говорили'.
- English is spoken in many countries. 'По-английски говорят во многих странах'. Глагол to talk, как и to speak, — обычно непереходный, но имеет оттенок значения 'непринужденно беседовать, болтать, общаться'.
A child learns to talk. 'Ребенок учится говорить'.
We can talk all day. 'Мы можем говорить весь день'.
Stop talking! 'Перестаньте болтать!'
When they start talking it's hard to stop them. 'Когда они начинают болтать, их трудно остановить'.- Иногда в подтексте глагола to talk звучат осуждающие интонации: People will talk. 'Люди будут говорить неодобрительно'. Часто глаголы to speak и to talk взаимозаменяемы, хотя первый более официален, a второй менее формален:
I spoke to the Prime Minister about this case. 'Об этом случае я говорил с премьер-министром'.
We had a talk with Jack on the matter. 'Об этом деле мы разговаривали с Джеком'.
Глагол talk "застолбил" два устойчивых выражения:
What are you talking about? 'О чем вы говорите?'
You should talk to your doctor. 'Вам надо проконсультироваться с врачом'.
Фразовый глагол tо talk over означает 'обсудить'.
Let us talk over the situation calmly. 'Давайте спокойно обсудим сложившуюся ситуацию'.
Фразовый глагол tо talk into - 'уговорить'.
Do you suppose we can talk Henry into coming with us to Lucy's housewarming party? 'Как вы думаете, сумеем ли мы уговорить Генри пойти с нами к Люси на новоселье?'
Слово talk часто выступает как существительное: talk 'разговор, беседа, толки, болтовня, пересуды'; talks 'переговоры'.
His behaviour is the talk of the city. 'Его поведение вызвало в городе множество толков'.
Don't believe her, what she says is just talk. 'He верьте ей: всё, что она говорит, - пустая болтовня'.
We had a friendly talk with Esther. 'У нас была дружеская беседа с Эстер'.
The old friends met for a good talk. 'Старые друзья собрались, чтобы хорошенько побеседовать'.
Устойчивые выражения с существительным talk:
baby talk 'детский лепет'
small talk 'разговор о пустяках / на обыденные темы'
It’s just talk! 'Это одни слова / пустой разговор!'
walkie-talkie 'переносное переговорное устройство' (досл. 'ходилка-говорилка')
talk-show 'дискуссия по радио или телевидению'
talkathon <- talk + marathon 'марафон-говорильня, продолжительный публичный диспут'. - В отличие от русского аналога, английский глагол to speak имеет страдательный залог. The film "Liberation" was much spoken of. 'О фильме «Освобождение» очень много говорили'.
Обобщая общее сопоставление выражения семантического признака "владеть каким-либо языком" во внутриязыковых и межъязыковых соответствиях в таджикском, английском языках, следует отметить, таджикский характеризуется большей коррелятивностью глаголов для выведения данного семантического признака.
- Литература:
1. Ярцева В.Н. О сопоставительном методе изучения языков // НДВШ, ФН, 1960, №
2. Ярцева В.Н. Контрастивная грамматика. - М.: Наука, 1981.
3. Beitrage zur valentheorie/ Hrsg.v.G. Helbing/Halle, 1971.
4. Bondzio W. Valenz. Bedeutung und Satzmodelle// Beitrage zur Valenzthejrie. Halle, 1971.
5. Hebig G. Schenkel W. Worterbuch zur vaienz und Distribution deutscher Verben. Auflage. Leipzig, 1973
6. Katz J. J., Fodor J.A. / The Structure of a Semantic Theory// Language, 1963. V. 39. N 2.
7. Porzig W. Das Wunder fer Sprache. Berlin: Munchen, 1962.
8. Sperber H. Einfuhrung in die Bedeutungslehre. Boon: Leipzig, 1923.
9. Tesniere L. Elements de syntaxe structurale. P., 1959 / рус. пер. – М., 1988/.
10. Ullman St. The Principles of Semantics. Ozford, 1963.
11. Weisgerber L. Das Gesetz der Sprache ais Grundlage des Sprechstudiums. Heidelberg, 1951.