Наиболее актуальными и обсуждаемыми в современном обществе, являются проблемы в сфере экологии. В процессе решения экологических проблем, затрачивается огромное количество денежных средств, однако состояние окружающей среды не улучшается, при этом человечество стремительно теряет возможность контролировать, и предусматривать природные явления.
Многие годы человечество пытается осуществить различные подходы к преодолению природного дисбаланса, хотя успех их далеко не очевиден. Мировое «зелёное» движение возникло во второй половине двадцатого века, в то время общество окончательно осознало глобальный характер изменений, вызванных индустриализацией. Основной их деятельностью была борьба с браконьерством, массовыми вырубками леса, взаимодействием с региональными властями в вопросах, направленных на охрану растений и животных. Важной составляющей деятельности «зелёных» дружин было экологическое образование школьников, экотуризм, а также, экологическая пропаганда. К сожалению эти усилия не нашли всеобщей поддержки, в то время как экологическая ситуация в стране становится всё более проблематичной.
Представительство Гринпис, появившееся в нашей стране в 80-х годах. Направления работ в Гринпис называются проектами. В российском отделении действуют 10 проектов: энергетический проект (за отказ от ядерной энергетики); лесной проект; токсический проект (против химического загрязнения); проект по раздельному сбору мусора; волонтерский проект. А так же, проект "Всемирное наследие"; Байкальский проект; генетический проект; проект «Экодом»; проект «Чистая Нева». Во многом деятельность Гринпис России оказалась успешной, но недостаточной, чтобы в корне изменить ситуацию.
Партия «Кедр», изначально имевшая природоохранное направление, спустя время показала свои политические интересы. Международных общественных природоохранных организаций, а также конструктивных экологических движений на сегодняшний день, как в России, так и во всём мире существует огромное количество, и оценивать деятельность этих организаций довольно сложно.
С каждым годом она становится всё более декларативной, туманной и далеко не массовой, что ставит под сомнение эффективность любого «зелёного» движения в государстве [1, с. 24].
Экологическое неблагополучие большинством российских граждан оценивается лишь, как проблема мусорных свалок и загрязнения окружающей среды промышленными отходами. Но, при всех масштабах информационного и научного пространства, мало кто осознаёт роль экологической культуры в системе взаимодействия человека и природы. Самым существенным недостатком в понимании проблем окружающей среды является несформированное экологическое сознание, определяющее значение поступков индивидов, социальных групп, культуру общества в целом. «Все экологические, социальные и экономические проблемы современной цивилизации лежат в самом человеке – прежде всего в его сознании, которое определяет его действия во всех областях» [2, с. 316].
Далеко не каждый индивид способен осознать, что экологические проблемы способны возникать, в результате влияния его образа жизни, на экологическую ситуацию как в стране, так и во всём мире.
Конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро продемонстрировала миру чрезвычайный характер несоответствия культурной рефлексии мирового сообщества и глобальных экологических проблем [3].
Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «Устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является формирование у человека экологической культуры.
В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения [4]. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольное. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: расширение рамок экологического образования от ознакомления детей с природой к формированию экологического мировоззрения.
Появляются системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в природной среде, привития природоохранных навыков, творческой активности ребенка, использование разнообразных форм и методов экологического образования.
Актуальными остаются поиски эффективных стратегий и технологий экологического образования. При всем их многообразии сторонники различных точек зрения, едины в отношении необходимости формировать экологическое сознание личности. Однако все еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования, отбору его содержания; не сложилось единой концепции, системы организации, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не детских образовательных учреждениях определены пути и условия экологического образования. Тем не менее, возникает потребность воспитания экологически образованной, гуманной личности, которая не только владеет экологическими знаниями, но и уважает ценность другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви и сострадания.
Утрата способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней, оторванность от природы неизбежно ведет к исчезновению связи между человеком и природой. Как следствие, накладывается отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства, и происходить это должно в специальных образовательных учреждениях.
Учреждения дополнительного образования – особая организованная социальная среда, в которой ребенок объект и субъект процессов обучения, воспитания, личностного развития. Семья – зона ближайшего развития ребенка, в которой определяющим фактором влияния являются взрослые-родители, способствующие посещению ребёнком культурных, информационных, спортивных, и других развивающих учреждений. В настоящее время одними из наиболее современных развивающих учреждений, для детей, в городах мегаполисах являются детские экологические центры. Слово «экология» стало модным атрибутом разного рода образовательных проектов, на основе экологии как науки, создаются кружки, проводятся конференции на экологические тематики. Главной целью, которых, является формирование у детей начальных основ экологической культуры, изучение охраняемых природных территорий, воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию, способствующему развитию активной гражданской позиции.
Формирование начальных основ экологической культуры у детей требует включения определенных методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Все мероприятия и проводимые проекты в экологических центрах должны довести экологические идеи до детей и подростков, привлечь молодежь к обсуждению проблем защиты окружающей среды. В результате добиться того, чтобы они в будущем принимали верные решения по тем вопросам, по которым сейчас принимают решения взрослые, и, в конечном итоге, сформировать у подрастающего поколения развитое экологическое сознание.
- Литература:
Ефимов С.В. Характерные особенности современного этапа развития экологического движения в России / С.В. Ефимов // Тезисы докладов / Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество», - СПб., 2000.
Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М.: «Прогресс-традиция», 2000. – 415 с.
Конференция Организации Объединенных Наций по Окружающей среде и устойчивому развитию. Рио-де-Жанейро 3 - 14 июня 1992 г [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml
Законодательство в сфере системы образования. Закон РФ от 10.07.1992г. №3266-1 "Об образовании" (в ред. от 27.10.08 г.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tatzpp.ru/?pg=4&bl=8&md=1&doc=112