Современный этап развития общественных отношений, характеризующийся интенсивной интеграцией всех сфер жизнедеятельности человека между собой и растущими требованиями к организации и функционированию любой отрасли человеческой жизни, ставит задачи поиска эффективных механизмов регулирования и воздействия на все области профессиональной деятельности, будь то политика, бизнес, руководство современными образовательными учреждениями. Во всех этих сферах основным элементом функционирования являются группы людей. Действие любой социальной единицы, предсказуемость ее поведения, прежде всего, зависят от среды, в которой она находится и от сложившейся в ней атмосфере. Для того чтобы рационально организовать деятельность любого коллектива, в данном случае педагогического, своевременно и оперативно устранять дестабилизирующие факторы, получать требуемые данные для принятия грамотных управленческих решений, полезно иногда диагностировать актуальные проблемы с тем, чтобы находить оптимальные методы их разрешения.
В связи с чем, с этой целью с руководителями педагогических коллективов была проведена беседа-интервью по специально составленной нами программе. Исследование осуществлялось на базе общеобразовательных школ (МОУ СОШ № 9, № 15 № 17, гимназии № 1) и вузов (ИГУ, ИГПУ) города Иркутска с участием руководителей педагогических коллективов в количестве семнадцати человек, индивидуально с каждым. В диагностическом исследовании были задействованы в школах – директора и их заместители, заведующие кафедрами и деканы факультетов – в вузах.
Из беседы, которую мы провели с руководителями, следует, что, несмотря на хорошие навыки решения проблем, в не меньшей степени нуждается руководитель школы или вуза в необходимых для работы с людьми знаниях по умелому регулированию происходящих в коллективе социально-психологических процессов, созданию в нем взаимоотношений, соответствующих требуемым нормам поведения.
Обусловлено это следующим. Достаточно сложно руководить педагогическим коллективом сегодня. Современные экономические условия таковы, что руководителям при организации системы стимулирования труда педагогических работников приходится сталкиваться с рядом проблем: невысокий уровень оплаты труда (даже систематическое повышение заработной платы бюджетников не позволяет опередить темпы инфляции, средний уровень заработной платы молодых учителей составляет два прожиточных минимума); невозможность предоставления широкого спектра социальных гарантий и льгот (например, обеспечение жильем, ссудой на получение образования и т.п.).
Самая главная проблема заключается в том, что пути решения часто находятся вне компетенции руководителя. Такой вопрос, как, например, социальная защищенность педагогов, может быть решен только на уровне правительства. Ситуация обостряется еще и тем, что в случае возникновения каких-то изменений в обществе обычно в первую очередь урезаются именно бюджетные расходы на образование.
Падение престижа труда в сфере образования привело к тому, что значительная часть учителей, не видя реальных возможностей получения благ за счет честного, добросовестного труда, вынуждена снизить уровень своих притязаний, ограничить свои потребности. Те же из педагогов, чья заработная плата выше, чем у их сослуживцев, перегружены работой, переработаны. Все это создает благодатную почву для возникновения и развития конфликтных ситуаций. Сами руководители педагогических коллективов признаются: «Педагогический коллектив очень сложный – разноуровневый состав, разный возрастной контингент, учителя являются одними из тех, кто наиболее часто подвержен последствиям стрессов …».
Поэтому руководителю чрезвычайно важно уметь грамотно разрешать возникающие конфликты в коллективе, обладать знаниями по их предупреждению и профилактике, разбираться в вопросах планирования социальных процессов в условиях изменения качественного состава и социальной структуры руководимого коллектива.
Помимо проблем, связанных с организацией педагогического процесса и хозяйственных условий, социально-психологических и финансовых проблем, руководство вынуждено решать, в том числе, экономические и правовые вопросы.
Затронем также проблему целей, отметим, - не у всех руководителей педагогических коллективов обнаруживается ясность в этих вопросах. К примеру, у руководителей школ, по результатам теста «Анализ своих ограничений», разработанного американскими специалистами [4], понимание своих личных целей входит в ограничения, так как занимает в списках их ценностей последние места. Когда мы попытались разобраться чем обусловлено такое положение вещей, то не были удивлены: большинство опрошенных руководителей школ считает – значение имеет сложившаяся ситуация в мире, обществе, системе образования, естественным образом коснувшаяся не только педагогов, но и учащихся. Не ясно к чему готовить будущих выпускников. Не известно с какими качествами они должны выйти из школы в новую жизнь, государственные стандарты постоянно меняются и ситуация с единым государственным экзаменом является наглядным тому примером.
Безусловно, обеспокоенность наших руководителей не лишена оснований. Изменения, затронувшие все сферы жизни общества, также не обошли проблему востребованности и трудоустройства молодежи на рынке труда. Где найти выход из создавшейся ситуации? Нам представляется, что именно лидерство служит ключом к ответу на многие важные вопросы, лидерство, с нашей точки зрения, позволяет ответить и на этот вопрос. Необходимы лидеры-учащиеся, с прочно сформированными потребностями в профессиональном самообразовании, способные к творческой самореализации, ведь лидер, это, прежде всего человек, нацеленный на успех в любом избранном им виде деятельности.
Формирование же такой личности учащегося, равно как и признание ее важности, ценности и необходимости происходит под влиянием личности педагога. Известно немало работ, посвященных личности учителя. Учитель как человек высокой души, как символ всего лучшего, что может быть в людях, как яркий впечатляющий образ представлен в работах Б.И. Анина [2], Ю.В. Аннушкина [3], В.К. Дьяченко [7], А.А. Калюжного [9], А.Л. Крупенина [10], Р. Кэмпбелла [11], П.И. Пидкасистого [12] и многих других авторов.
В книге [5]: «Когда учитель властитель дум», может быть несколько высокопарно, но вполне справедливо подмечено, что творение нового человека – это самое ответственное дело, которым занят педагог в обществе. Он призван достичь всемирного прогресса подрастающей личности. Это его социальное предназначение, за которое он несет ответственность перед собой, окружающими, государством. Идею умножения человека в человеке он ощущает как зарок, потому и берет обет на педагогическое подвижничество, обрекает себя на самоотдачу.
Согласно авторам данной книги, учитель – это тот факел, который не только горит сам и освещает путь, но и дает огонь другим. И только такой человек способен передать другим огонь своей души, донести до каждого сердца и ума свои мысли и чувства. Те искорки знаний, которые он отдает детям, непременно вспыхивают ярким пламенем и никогда не гаснут: этот яркий пример самоотверженности, доброты, безусловно, остается на всю жизнь. Качества его души магнитом притягивают к себе. И лучше, наверное, не может быть сказано.
В.А. Сухомлинский, размышляя о воспитательной деятельности, писал: «Воспитание – это постоянное духовное обогащение. Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний. Передать человеку нравственную культуру, идейные убеждения, взгляды, научить жить в обществе, утвердить морально-эстетические принципы – все это требует той ступени духовного единства, на которой воспитатель и воспитанник чувствуют себя единомышленниками» [13, с. 37]. Добавим: такое единство обусловлено лидерством, и выражается в том, что учитель может учить лишь до тех пор, пока он сам учится и стремится учиться, воспитатель может воспитывать других лишь до той поры, пока он сам воспитывается и совершенствуется.
Слова другого автора лаконично продолжают данную цепочку рассуждений: существует своеобразный «механизм» формирования у педагога потребности в самосовершенствовании. Это знакомство с образцами педагогического мастерства, представление учителя о педагогическом идеале. Творческое следование опыту выдающихся педагогов может оказаться весьма плодотворным. Примеров тому немало. Многие приверженцы опыта А.С. Макаренко, не копируя его, а, руководствуясь его идеями, стали подлинными мастерами своего дела. Это же можно сказать о единомышленниках В.Ф. Шаталова. В.А. Сухомлинского [по 8].
Выдающийся французский социолог в области образования Эмиль Дюргейм [6] писал о том, что для каждой эпохи характерен свой идеал, который выражает соответствующее ему состояние общества. Но для того, чтобы этот идеал стал реальностью, надо еще сообразовать с ним сознание другого человека, уметь задать определенное направление его мышлению. Лидерство и здесь играет свою роль. И если раньше говорили о героях, об идеалах, то сегодня, как мы полагаем, быть просто идеалом недостаточно, нужно быть активно действующим лидером.
Как видим, лидерство затрагивает все компоненты, важно на всех уровнях – от руководителей до учащихся. И если нужны конструктивные преобразования, касающиеся системы образования в целом, в частности, у нас в России, то опять же важна и приоритетна роль лидерства в высших эшелонах власти. Резюмируя вышесказанное, приводим слова известного современного исследователя в области лидерства Джона Адаира: «Лидер – это первый среди равных. Он стремится в полной мере раскрыть возможности тех, кто работает рядом с ним, и ведет их за собой к намеченным целям. Его лидерство определяется не должностью или социальным положением, а превосходством интеллекта. Совершенным владением самой профессией. Он делится ответственностью и обязанностью принятия решений – насколько это возможно. Настоящий лидер понимает своих подчиненных, видит их сильные и слабые стороны. Он приветствует идеи и предложения тех, кто по прошлым представлениям считался ниже его по рангу. Он создает отношения, построенные на взаимном доверии» [1, с. 173]. Именно такой лидер должен руководить творческим коллективом вуза или школы.
Литература:
Адаир Д. Гуру менеджмента. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 656 с.
Анин Б.И. Учитель в моей жизни: Кн. интервью. – М. Сов. Россия, 1987. – 222 с.
Аннушкин Ю.В. Гуманистическое мировоззрение педагога: сущность и пути практического становления. – Иркутск: Изд–во ИГПУ, 2000. – 61 с.
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя практика. – М.: Дело, 1994. – 317 с.
Гончарова Т.И., Гончаров И.Ф. Когда учитель – властитель дум: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – 174 с.
Дюргейм Э. Социология образования: Пер. с фр. – М.: ИНТОР, 1996. – 80 с.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. – М.: Просвещение АО «Учебная литература», 1991. – 191 с. – (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с.
Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 222 с. – (Библиотека руководителя образовательного учреждения).
Крупенин А.Л. Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1995. – 480 с.
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М.: Знание, 1992. – 190 с.
Пидкасистый П.И. Искусство преподавания: первая книга учителя. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 211 с.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1973. – 204 с.