Определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу, проявляется уровень самосознания и социальной ответственности.
Для современных подростков исключительно важное значение имеет устойчивая конфигурация главных, иерархизированных мотивационных идей, имеющих определенную направленность.
В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций [2]. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
Личностный подход в учебно-воспитательном процессе ставит ближайшей целью задачу овладения обучающимися комплексом знаний, навыков, умений, выработки качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях информационного общества.
В настоящем исследовании под личностной направленностью процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков мы понимаем личностный подход в формировании ценностных ориентаций обучающихся с учетом индивидуальных особенностей качеств личности каждого школьника в процессе обучения и воспитания.
Учитывая индивидуальные личностные качества каждого школьника, учитель способен в рамках каждого урока развивать эти качества, постепенно формируя группы ценностей – ценностные ориентации. Таким образом, формирование ценностных ориентаций можно представить в виде последовательной схемы: личностные качества → ценности → ценностные ориентации.
Развитие личностных качеств школьников посредством учебной деятельности возможно при правильно подобранных учителем методов обучения и воспитания, а также активных методических приемов. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть эти качества и помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Главным на таких занятиях становится приобретение знаний через выявление заинтересованности обучающихся в изучаемом материале, включение их в сотрудничество, активный поиск информации, личностного смысла. Формирование качеств и ценностных ориентаций школьников на таких уроках носит деятельностно-творческий характер, направлено на предоставление школьнику необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. В центре такого образования – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности.
Личностная направленность учебной деятельности позволит учителю пробудить интерес, раскрыть возможности, организовать совместную познавательную, творческую деятельность обучающихся. Учитель становится наставником (тьютором), соучастником учебно-воспитательного процесса, построенного на диалоге между ним и обучающимся. Личностная направленность учебной деятельности обеспечит личностную направленность в формировании ценностных ориентаций школьников.
Настоящее исследование процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков проводилось с учетом разработанной нами педагогической модели процесса формирования ценностных ориентаций при изучении содержания регионального компонента географического образования, включающей пять компонентов (целевой, мотивационный, содержательный, деятельностный и оценочно-результативный) и личностной направленности данного процесса при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика».
Этот курс разработан преподавателями Благовещенского государственного педагогического университета профессором кафедры географии Н.Г. Павлюк и ассистентом кафедры географии Ю. С. Репринцевой. По данному курсу составлена и опубликована программа для обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений в количестве 100 экземпляров [1]. С 2009 г. региональный курс «Приамурье: история, география, экономика» ведется в школе МОУ СОШ №9 г. Благовещенска и Верхнеполтавской СПОШ Константиновского района Амурской области как элективный курс по выбору.
В настоящее время в связи с разработкой новых общеобразовательных стандартов общего образования (стандарты второго поколения) осуществляется совершенствование преподавания школьной географии, в том числе и региональной, как регионального компонента образования. Один из путей совершенствования преподавания региональной географии (своей области, края, республики) – введение различных элективных курсов, которые имеют большие возможности в более глубоком раскрытии насущных и проблемных вопросов, касающихся природы, населения, хозяйства конкретного региона. Это в свою очередь позволяет шире реализовать воспитательный потенциал изучаемого материала – формирование ценностных ориентаций школьников, воспитание патриотических чувств к своей малой родины, ныне особенно востребованных современным российским обществом. Проблема патриотического воспитания актуальна для всех регионов страны, но особенно она важна для регионов занимающих пограничное положение.
Программа регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» может быть использована учителями других регионов для разработки аналогичных программ при изучении своего региона в рамках регионального и школьного компонентов образования.
В основу преподавания регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» положена педагогическая модель процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении содержания регионального компонента географического образования. В качестве целевого компонента модели представлены основные цели и задачи данного курса.
Основной целью регионального курса является формирование у обучающихся целостного представления о территории Приамурья как крупном субрегионе Дальнего Востока, особенностях его географического положения и освоения, природно-ресурсном и хозяйственном потенциале.
Основными задачами представленного курса являются:
Показать особенности географического положения, истории исследования, заселения и хозяйственного освоения Приамурья.
Оценить природно-ресурсный и хозяйственный потенциал Приамурья, его ландшафтное разнообразие.
Охарактеризовать историко-культурные и природные достопримечательности региона как объекты рекреационной деятельности.
Дать характеристику населения региона, выявить современные демографические проблемы и возможные пути их решения.
Дать характеристику хозяйства, определить пути его модернизации и перспективы развития региона.
Рассмотреть внутрирегиональные различия и связанные с ними проблемы региона.
На основе раскрытия содержания учебного материала шире использовать возможности курса в формировании ценностных ориентаций обучающихся, таких как активная деятельная жизнь, познание своей малой Родины (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития), активность нравственной позиции (уважение к людям, стремление к нравственному самовоспитанию), творческая активность (стремление к улучшению процесса работы, к новому), красота природы (переживание прекрасного в природе).
Региональный курс «Приамурье: история, география, экономика» в школах МОУ СОШ №9 г. Благовещенска и Верхнеполтавской СПОШ Константиновского района Амурской области преподается как элективный курс в 8-9 классах в качестве школьного компонента базисного учебного плана и поэтому данный курс посещают обучающиеся наиболее заинтересованные в изучении вопросов краеведческого содержания. Таким образом, мотивационный компонент педагогической модели, направлен на определение мотивации к деятельности на уроках географии в курсе «География России» и последующем отборе тех школьников, которые наиболее заинтересовано изучают региональные вопросы.
Содержательный компонент модели отображает содержание регионального курса.
Курс рассчитан на 34 ч. Наряду с изучением теоретических вопросов предусмотрено выполнение практических и творческих работ.
Ниже предлагается примерное поурочно-тематическое планирование регионального курса «Приамурье: история, география, экономика».
Примерное тематическое планирование
Таблица 1
№ п/п |
Название раздела и темы |
Кол-во часов |
Практические и творческие работы |
|
Введение |
1 |
|
I |
Границы и географическое положение региона |
2 |
|
1 |
Размеры территории и географическое положение |
1 |
По картам атласа определить крайние точки региона |
2 |
Границы региона и история их формирования |
1 |
На контурную карту Дальнего Востока нанести государственную и условную границы Приамурья и его субрегионов |
II |
История исследования и хозяйственного освоения территории |
3 |
|
1 |
Этапы освоения территории |
1 |
Подготовить сообщения по истории исследования и заселения Приамурья |
2 |
Развитие хозяйства региона в XIX в. Строительство Транссиба. |
1 |
|
3 |
Хозяйственное освоение региона в советский период |
1 |
|
III |
Природно-ресурсная характеристика региона |
10 |
|
1 |
Рельеф и полезные ископаемые |
2 |
На картосхему региона нанести важнейшие полезные ископаемые |
2 |
Климат и климатические ресурсы региона |
2 |
На основе анализа карт атласа составить агроклиматическую характеристику одной из территорий Приамурья (на выбор) |
3 |
Внутренние воды и водные ресурсы региона |
1 |
На контурную карту нанести реки, относящиеся к бассейну Амура |
4 |
Почвы и земельные ресурсы |
1 |
|
5 |
Растительный и животный мир |
2
|
Дать письменное описание рекреационных ресурсов региона (на выбор) |
6 |
Внутренние природные различия региона |
2 |
|
IV |
Социально-демографическая характеристика региона |
2 |
|
1 |
Характеристика населения региона |
1 |
Подготовить сообщение о хозяйственной деятельности, культуре и быте коренных народов региона (на выбор) |
2 |
География размещения населения |
1 |
|
V |
Хозяйство региона |
4 |
|
1 |
Специализация хозяйства. Промышленность |
1 |
|
2 |
География сельского хозяйства |
1 |
|
3 |
Транспорт региона |
1 |
Нанести на контурную карту крупнейшие транспортные пути региона |
4 |
Производственные связи внутри региона |
1 |
Составить схему произво-дственных связей региона |
VI |
Внутрирегиональные различия |
3 |
|
1 |
Природно-экономические особенности Амурской области |
1 |
|
2 |
1 |
|
|
3 |
Природно-экономические особенности Приморского края |
1 |
Разработать проект решения экологических проблем региона |
VII |
Природно-экономическая характеристика сопредельной территории Китая |
2 |
|
1 |
Природные особенности соп-редельной территории Китая |
1 |
|
2 |
Особенности специализации хозяйства сопредельной территории Китая |
1 |
Подготовить сообщение об экономическом развитии Китая |
VIII |
Экономические связи региона |
3 |
|
1 |
Экономические связи с сосе-дними регионами Дальнего Востока, Центральной России и Сибири |
2 |
|
2 |
Внешнеэкономические связи со странами АТР |
1 |
Построить и дать анализ диаграммы «Структура экспорта и импорта отдельных территорий региона» (на основе статистического материала) |
IX |
Заключительный урок (форма – дискуссия, семинар или конференция) |
1 |
|
Деятельностный компонент педагогической модели представлен системой методов обучения и воспитания, а также активными методическими приемами и формами обучения. Формирование ценностных ориентаций старших подростков при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» возможно посредством использования в преподавании таких методов обучения как метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы. С нашей точки зрения, эти методы являются наиболее эффективными в формировании ценностных ориентаций, поскольку рассчитаны на формирование творческого мышления обучающихся, а развитие творческого потенциала является сопутствующим условием при формировании ценностных ориентаций старших подростков.
Кроме методов обучения в преподавании регионального курса используются и методы воспитания – игра, беседа, убеждение, поощрение, наказание, диспут. Эти методы являются методами воздействия на школьный коллектив, благодаря которым формируются главные качества личности и ведущие ценностные ориентации.
При изучении курса «Приамурье: история, география, экономика» широко используются ряд активных методических приемов и форм обучения, несущих личностную направленность, таких как составление проектных работ, ролевые игры, дискуссии, решение проблемных ситуаций, экскурсии в краеведческие музеи, в природу, научно-практические конференции, семинары, нетрадиционные уроки в краеведческом музее, круглые столы, составления календаря памятных дат Приамурья, составление подборок стихов, песен о Приамурье, создание мультимедийных произведений по истории освоения и заселения, природе Приамурья, составление «визитных карточек», краеведческие выставки, краеведческие олимпиады, краеведческие вечера, краеведческие недели. Хотелось бы привести примеры следующих уроков, наиболее ярко запомнившихся обучающимся при изучении представленного регионального курса: ролевые игры «Заповедники Приамурья», «Экономическая оценка полезных ископаемых Приамурья»; круглый стол «Природные ресурсы Приамурья»; экскурсионная проектная работа «Благовещенск разных эпох»; экскурсия в природу «Грядово-оползневый рельеф урочища Песчаных озер»; экскурсия в краеведческий музей «Флора и фауна Приамурья»; составление календарей памятных дат Приамурья – крупные события в оформлении государственных границ Амурской области, крупные события в исследовании Амурской области, крупные события в хозяйственном освоении Амурской области; составление подборок стихов, песен о Приамурье – стихотворения о красоте природы Приамурья, стихотворения о первооткрывателях Приамурья, стихотворения, описывающие сезоны года Амурской области, стихотворения о могущем Амуре; составление «визитных карточек» Амурской области – «Добро пожаловать турист в край контрастов и красот»; краеведческий вечер – «Я гражданин России, я житель Амурской области»; нетрадиционный урок телемост «Природные комплексы Приамурья»; участие в научно-практических конференциях преподавателей и студентов Благовещенского государственного педагогического университета с выступлениями «Приамурье – жемчужина России» и др.. Методические разработки большинства из представленных проведенных уроков опубликованы в местных научно-методических сборниках различных конференций, а также в периодическом журнале «Краеведение Приамурья» и могут являться хорошим подспорьем и примером для учителей Дальнего Востока в организации краеведческой работы в школе.
Отличительной особенностью представленных форм организации краеведческой деятельности является их личностная направленность как на сам учебно-воспитательный процесс, так и на формирование личностных качеств и ценностных ориентаций школьников. При проведении уроков с использованием выше представленных активных методических приемов и форм обучения учитель выполняет роль наставника и напрямую контактирует с обучающимися, тем самым позволяя школьнику либо выбрать себе соответствующую роль на уроке, либо заняться тем видом деятельности, которое ему ближе всего. При такой организации учебной деятельности будет повышаться интерес к изучаемому материалу, учитель сможет развивать личность каждого обучающегося, выявляя те интересы школьника, которые в последующем закрепляются в ценностные ориентации. Кроме того, изучение природных и экономических особенностей своей малой родины наиболее интересно обучающимся, поскольку они сами на месте могут провести краеведческое миниисследование, используя знакомые материалы как по природе, так и по хозяйству своей местности, организовать экскурсии в природу с младшими школьниками, выступая в роли экскурсоводов.
У большинства обучающихся при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» сформировались такие ценностные ориентации как познание своей малой родины как ценность, творчество как ценность (возможность творческой деятельности), красота природы (переживание прекрасного в природе), общественно полезная деятельность как ценность, ответственность как ценность.
Детальное изучение сформированных ценностных ориентаций старших подростков при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» позволил сделать оценочно-результативный компонент педагогической модели процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении содержания регионального компонента географического образования, посредством проведения ряда психолого-диагностических методик по выявлению ценностных ориентаций старших подростков.
Таким образом, преподавание регионального курса «Приамурье: история, география, экономика» с целью формирования ценностных ориентаций старших подростков будет эффективным при личностной направленности данного процесса, грамотном отборе содержания учебного материала и использовании отличных от урочной системы активных методических приемов.
- Литература:
Павлюк Н. Г. Приамурье: история, география, экономика: программа элективного курса для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений / Н. Г. Павлюк, Ю. С. Репринцева. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. – 16 с.
Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Т. Яровшевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.