- Статья посвящена проблеме изучения направленности современных специалистов дошкольного образования на инновационную деятельность, определению основных структурных компонентов инновационно-педагогической направленности, выявлению оптимальных педагогических условий и принципов ее эффективного формирования.
The article touches upon the problem of studying the orientation of modern specialists in pre-school education to the innovation in the pedagogical activity. Also, the author of the article meditates upon the problem of revealing the most favorable conditions and basic principles of it`s effective forming.
Ключевые слова: инновация, креативность, рефлексия, культурно-исторические ценности, самореализация, эрудиция.
Key words: innovation, reflection, historical values, self-realization, activities, erudition.
Направленность предполагает в человеке непрерывное стремление к личностному росту, неустанной аналитико-синтетической деятельности по выявлению существующих жизненных противоречий и нахождению наиболее целесообразных способов их разрешения.
Понятие личностная направленность, введенное в научный обиход С.Л.Рубинштейном, рассматривается отечественными учеными в качестве определенной системы - потребностей (Б.И.Додонов), влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, убеждений (К.К.Платонов), мотивов (Л.И.Божович, Р.С.Немов), влияющей на поведение, деятельность, а также социальный облик человека. Таким образом, личностная направленность представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивационных образований.
Проблеме личностной направленности посвящено множество работ современных отечественных исследователей (Э.П.Бакшеева, Е.Е.Вахромов, М.Г.Голубчикова, С.С.Зенгин, А.В.Калиниченко, В.В.Куликова, Т.В.Перевалова, Н.И.Петрова, И.В.Садилов, О.П.Сергеева, М.В.Скворцова. А.А.Телегин). Немаловажную роль в становлении личностной направленности, понимаемой как устремленность человека к возвышенным идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам, созданию внутреннего мира идеальных сущностей и индивидуальных смыслов, исследователи Е.П.Белозерцев, О.В.Долженко, Ф.Т.Михайлов, Л.А.Степашко, В.Д.Шадриков отводят образовательному фактору.
Исследователи В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон в качестве основы мотивации личности выделяют отношения, включенные во всю психическую деятельность человека. Многими исследователями (Б.И.Додонов, В.И.Ковалев, В.С.Магун, В.Л.Оссовский, Ф.Н.Щербак, В.П.Тугаринов) подчеркнута также важность осознания человеком его потребностных отношений с обществом и окружающим миром, в зависимости от которых происходит реализация его творческой активности в поведении и жизнедеятельности.
-
Исходя из представлений современных исследователей (В.К.Вилюнас,
В.И.Ковалев, Е.С.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов и др.) по поводу
категории направленность, мы будем понимать под ней
совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию. Отметим
также, что понятие мотив исследователи рассматривают в
качестве довольно разных психологических феноменов, а
именно, представлений, идей, чувств, переживаний (Л.И.Божович),
потребностей, влечений, побуждений, склонностей (Х.Хекхаузен),
психических процессов, состояний, свойств личности (К.К.Платонов),
желаний, привычек, мыслей (П.А.Рудик), предметов внешнего мира
(А.Н.Леонтьев), установок (А.Г.Ковалев, А.Маслоу), условий
существований (В.К.Вилюнас), интеллектуального продукта мыслительной
деятельности (Ж.Годфруа).
- Исследователи В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин выделили деятельность в качестве универсальной формы, определяющей мотивационную сферу личности. В своей концепции генерализации известный ученый С.Л.Рубинштейн обосновал возникновение под влиянием внешней ситуации наиболее актуального мотива, становящегося впоследствии типичным для разных сфер личностных проявлений при повторе аналогичных ситуаций.
Особого внимания заслуживает вопрос учебной мотивации будущих педагогов, поскольку она представляет собой весьма сложное явление и обладает определенной спецификой. Однако, многие проблемы, связанные с развитием учебной мотивации студентов и разработкой благоприятных условий организации их обучения недостаточно изучены. Особенно это касается вопросов, обусловленных изменениями последних лет, произошедшими в сфере образования.
В современной, креативно-педагогической системе отечественные и зарубежные ученые (З.А.Абасов, Ю.К.Бабанский, Ю.Н.Кулюткин, И.Е.Норланд, А.А.Реан, Л.А.Регуш, И.А.Савитский, Р.Джонсон, Р.Штайнер) рассматривают образовательные учреждения в качестве центров, фокусирующих иерархию целей, задач, приоритетов воспитания и обучения подрастающего поколения вокруг общечеловеческих ценностей. В настоящее время все большее внимание преподавателей самых разных учебных дисциплин привлекает инновационность. Содержание данной категории включает не только создание и распространение новшеств, но и качественные преобразования в стилях мышления и деятельности учителя. В основе внедрения инноваций лежит гуманистическая идея сотрудничества как совместно развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, взаимопроникновением в особенности духовного мира, коллективным анализом полученных результатов. Исследователями (В.И.Андреев, А.А.Вербицкий, В.С.Дудченко, Л.Г.Лаптев, М.М.Поташник, А.И.Пригожин, В.А.Сластенин, Н.Р.Юсуфбекова) выделены основные структурно-функциональные компоненты инновационно-педагогической деятельности, а также критерии и уровни оценки ее результативности, отраженные в следующей таблице:
Таблица 1
Основные компоненты, критерии, уровни результативности инновационно-педагогической деятельности
|
Мотивационный |
Креативный |
Технологический |
Рефлексивный |
||
|
*Личностно-мотивационная переработка образовательных программ *Планирование этапов экспериментальной работы |
*Принятие решения об использовании нового *Прогнозирование трудностей |
|
Коррекция и оценка инновационной деятельности |
||
Критерии |
|
Творческая активность |
Методологическаяи технологическая готовность к введению новшеств |
Педагогическое инновационное мышление |
Культура общения |
|
Уровни |
Адаптивный |
Репродуктивный |
Эвристический |
Креативный |
- Остановимся более подробно на содержании уровней оценки
инновационно-педагогической деятельности, во многом обусловленных
динамикой восприятия учителем инноваций и степенью их освоения.
- Так, адаптивный уровень, по мнению ученых, отличается индифферентным, неустойчивым отношением учителя к инновациям, а также отсутствием проявления творческой активности. Репродуктивный уровень, как отмечают исследователи, отличается более устойчивым отношением учителя к педагогическим новшествам, проявлением творческой активности с элементами поиска новых решений в стандартных условиях, положительной направленностью потребностей, интересов к изучению альтернативных подходов к учебно-воспитательному процессу, а также открытостью учителя, готовностью к извлечению новой информации из общения с другими. Креативный уровень отличает доминирование творческой активности, положительная эмоциональная направленность учителя на преобразующую деятельность.
- Опираясь на вышеизложенное, в качестве важных факторов, оказывающих положительное влияние на эффективность образовательного процесса в общей профессиональной подготовке будущего специалиста, выделим:
- _ повышение рейтинга значимости художественно--эстетических дисциплин;
- _ обогащение тематического содержания психолого-эстетических дисциплин средствами искусства на основе междисциплинарной интеграции.
- К проблеме интеграции в разные периоды развития системы образования обращались многие ученые, последователи Я.А.Коменского. К.Д.Ушинский. Р.И.Беленький, Д.Н.Кайгородов, Д.М.Кирюшкин, А.А.Крубер, В.В.Половцев, Т.Ф.Федорец, К.П.Ягодовский рассматривали интеграцию в качестве внутрипредметных и межпредметных связей. В 60-е годы 20 века, в трудах ученых В.Г.Афанасьева, И.В.Блауберга, Л.А.Петрушенко, В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина, разрабатываются методологические основы системного, синергетического подхода к проблеме интеграции. Современных исследователей (В.С.Безрукова. Ю.М.Колягин, Г.А.Монахова. И.С.Светловская, И.П.Яковлев) объединяет прогрессивная идея о том, что интеграция – это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир, а также высшая форма выражения единства целей, принципов, содержания, организации учебного процесса, направленная на интенсификацию системной подготовки учащихся.
- Так, адаптивный уровень, по мнению ученых, отличается индифферентным, неустойчивым отношением учителя к инновациям, а также отсутствием проявления творческой активности. Репродуктивный уровень, как отмечают исследователи, отличается более устойчивым отношением учителя к педагогическим новшествам, проявлением творческой активности с элементами поиска новых решений в стандартных условиях, положительной направленностью потребностей, интересов к изучению альтернативных подходов к учебно-воспитательному процессу, а также открытостью учителя, готовностью к извлечению новой информации из общения с другими. Креативный уровень отличает доминирование творческой активности, положительная эмоциональная направленность учителя на преобразующую деятельность.
.Обогащение процесса обучения на психолого-педагогических дисциплинах художественно-эстетическими средствами способствует яркому пробуждению, а также интенсивной работе творческой мысли студентов, помогая им глубже осознать содержание определенных понятий и выразить к ним свое эмоционально-оценочное отношение. Свойственная искусству парадоксальность мобилизует, активизирует все психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление), заставляя будущих специалистов по-новому, с обостренным интересом, подойти к психологическим закономерностям, факторам, движущим силам развития, дидактическим основам воспитательно-образовательного процесса, и обнаружив скрытые противоречия.
В исследованиях В.С.Библера, Г.В.Иванченко, А.В.Кирьяковой, Л.Ф.Михальцевой, А.А.Мелик-Пашаева, А.Н.Малюкова, В.И.Петрушина доказано, что в процессе приобщения к искусству происходит более полное познание человеком самого себя, своих возможностей, а также формируются навыки невербального чувственного контакта с окружающим миром и идентификации с ним.
Мы предлагаем следующие способы для повышения рейтингового значения музыкальной культуры в профессионально-педагогическом становлении будущего специалиста:
- 1.Включение в тематическое содержание дисциплин психолого-педагогического цикла шедевров художественного творчества.
2.Применение проблемно-поисковых ситуаций и творческих заданий, актуализирующих художественно--образовательные знания и практические умения студентов.
- 3.Использование эффективных художественно-развивающих технологий в процессе учебно-педагогической практики.
Ученые, занимающиеся изучением вопроса повышения эффективности профессионально-педагогического обучения будущих специалистов (Ю.К.Бабанский, Б.Ю.Берзин, В.Е.Гмурман, А.А.Дергач, П.И.Карташов, В.Н.Козиев, В.В.Краевский, Ю.М.Орлов, И.Н.Семенов, М.Н.Скаткин, С.П.Степанов, Л.Г.Семушина), рассматривают инновационно-педагогическую направленность как сложное психологическое новообразование, синтезирующее такие структурные компоненты:, как ценностные ориентации, установки, высокая мотивация достижений;
высокий уровень самоприятия, самоуважеиня, рефлексии. наличие передового педагогического опыта, восприимчивость к новому, информационная компетентность, активная позиция по отношению к инновациям.
Мы считаем, что предложенная структура может быть дополнена следующими, весьма важными, на наш взгляд компонентами, а именно: высокий уровень культуры (исследовательской, эстетической), полихудожественная эрудированность, положительное эмоционально-оценочное отношение к культурно-историческим ценностям.
Таким образом, инновационно-педагогическую направленность современного конкурентоспособного специалиста дошкольной образовательной сферы мы рассматриваем в качестве довольно сложной интегративной системы, основные структурные компоненты которой отражены в следующей таблице:
Таблица2
Структура инновационно-педагогической направленности
Поиск внутренних ресурсов для непрерывной самореализации в профессиональной деятельности |
|
Стремление к актуализации профессионального опыта в исследовательско-экспериментальной деятельности |
|
Устойчивая потребность в расширении профессионально-педагогического опыта |
Познавательный интерес в осмысленном изучении педагогических новшеств |
Ориентированность на культурно-исторические ценности |
|
Креативность |
Следовательно, базовым компонентом инновационно-педагогической направленности специалистов системы дошкольного образования является креативность, которую мы рассматриваем как формируемое личностное качество, основные компоненты которого отражены в следующей таблице:
Таблица3
Дифференциация креативности педагогов в системе ДОУ
Профессионально-педагогическая эрудированность |
||||
Положительно-эмоционально-оценочное отношение к культурно-историческим ценностям |
||||
Творческие умения |
||||
Воспитатель |
Свободное оперирование психолого-педагогическими и методологическими знаниями |
Нахождение собственного стиля педагогической деятельности |
Создание оригинальных творческих проектов по решению задач современного образования |
Гибкое руководство различными видами детской продуктивной деятельности |
Заведующий, старший воспитатель |
Определение ведущей концепции функционирования дошкольного учреждения |
Гибкое владения стилями педагогического руководства коллективом ДОУ |
Определение ведущего направления инновационной деятельности в ДОУ |
Свободное оперирование психолого-педагогическими, методологическими, а также другими профессиональными знаниями, адаптивность к современным условиям развития современного образования |
При формировании инновационно-педагогической направленности будущих специалистов системы дошкольного образования мы придаем огромное значение единству требований к организации учебного процесса на основе интеграции дисциплин художественно-эстетического и психолого-педагогического циклов, с учетом следующих принципов:
_ проблематизации обучения, способствующей активизации ведущих компонентов дивергентного мышления – беглость, спонтанность, ассоциативность, метафоричность, оригинальность;
_ рефлексивности – самоанализу, выявлению собственных затруднений, ошибок, а также наиболее успешных вариантов решения возникшей проблемы;
_ конгруэнтности – подлинности, искренности самовыражения в продуктивной деятельности;
_ приоритетности культуры, отражающей уникальную способность человека к освоению и преобразованию окружающего мира;
_ полихудожественности - обогащение процесса обучения средствами разных видов искусства.
Приведем несколько, разработанных нами, заданий проблемно-поискового характера на для студентов, эффективных для использования при изучении курсов «Психология» («Общая», «Возрастная», «Социальная») и «Психолого-педагогический практикум»:
* разработка собственной возрастной периодизации в опоре на известные (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Ш.Бюлер, З.Фрейд, Э.Эриксон и др.);
* интерпретация оригинальных высказываний по отношению к актуальным проблемам современного образования («Талант подобен благородному коню, которому нужен опытный всадник», «Лучше зажечь свечу чем проклинать темноту» и др.);
* сравнительный анализ развития психологической мысли в разные исторические эпохи (Например: «Преемственность и новаторство психологии Античности, Средневековья и Возрождения»);
* написание сочинений рефлексивного типа («Что бы вы хотели изменить в стиле собственного мышления и деятельности?», «»Ваше отношение и личностная готовность к психолого-педагогическим нововведениям в современной образовательной системе» и др.);
* критический анализ авторских статей и образовательных программ («Приемлема ли программа коррекционно-воспитательная программа немецкого ученого Клюге в российских общеобразовательных школах?»);
* анализ продуктов творческой деятельности детей и подростков (стихи, рассказы, рисунки), направленный на выявление психотравмирующих факторов;
* разработка этапов преодоления определенных фрустрирующих ситуациий («Барьер»).
* определение способов воображения, исходя из анализа произведений литературы, музыки, живописи;
*создание двойственных изображений;
* создание оригинальных художественных образов в опоре на разные способы воображения – типизация, акцентирование, комбинирование, гиперболизация;
* создание оригинальных метафор, совмещающих в себе противоположные свойства;
* разработка собственного оригинального высказывания на природу творчества («Общая психология», темы: «Восприятие. Воображение. Мышление. Психология творчества»);
*разработка музыкальной психодрамы с использованием элементов детского театра (бибабо, настольный, варежковый, пальчиковый), направленной на коррекцию эмоционально-волевых расстройств в младшем школьном возрасте;
* разработка музыкально-релаксационных упражнений, основанных на механизме управляемого воображения, для снятия эмоционального напряжения у детей и подростков на уроке;
* создание собственных оригинальных метафор, отражающих специфические особенности развития личности в разные возрастные периоды («Возрастная, педагогическая психология», темы: «Особенности психического развития в младшем школьном, подростковом, юношеском возрасте», «Психология обучения и воспитания»).
Исходя из теоретического анализа исследований отечественных и зарубежных ученых (А.И.Доровской, В.Н.Дружинин, Н.Н.Поддъяков. Р.Поу, Й.Шмидт), выделим несколько психологических законов, способствующих направленности развивающейся личности на реализацию творческого потенциала, в опоре на которые целесообразно, на наш взгляд. организовывать процесс обучения студентов:
_ разнообразия – поиск ассоциаций, аналогий, отождествление с любым объектом, символический, фантастический способ решения возникшей проблемы;
_ игры – разрушение психологической инерции, усиление четкости ясности восприятия, активизация дивергентности мышления;
_ сомнения – готовность к опровержению любых стереотипов, сложившихся в жизни, науке, культуре;
_ погружение в процесс развития человечества – осознание себя через человечество и наоборот;
_ спиралевидности – возвращение временно забытой информации в новом ракурсе
Успешность формирования направленности будущих специалистов системы дошкольного образования на инновационную деятельность предполагает наличие следующих педагогических условий:
_ приобщение к культурно-историческим ценностям;
_ создание богатой развивающей среды;
_ применение системы постепенно усложняющихся творческих заданий проблемно-поискового характера, развивающих профессиональную компетентность специалиста
;_накопление опыта критического анализа разных психолого-педагогических теорий, концепций, методологических подходов к системе современного образования;
_ междисциплинарная интеграция;
_ организация интерактивного взаимодействия.
Литература:
Абасов З.А. Подготовка к инновационной педагогической деятельности /З.А.Абасов //М.: Педагогика. – 2002. - №3
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /В.И.Андреев.- Казань: Центр инновационных технологий, 2003
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы /Ю.К.Бабанский. – М.:Просвещение, 1982
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие /А.А.Вербицкий.- М.: Высшая школа, 1991
Кирьякова А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования /А.В.Кирьякова //Оренбург: Вестник ОГУ. - 1999. - №1
Михальцева Л.Ф. Формирование ценностных ориентаций обучающихся в культурно-образовательной среде учреждения: Монография /Л.Ф.Михальцева. – Новокузнецк: РИО Куз ГПА, 2009
Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.:Школа-Пресс, 2000
Поташник М.М. Управление современной школой: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений и органов образования /М.М.Поташник, А.М.Моисеев. – М.: Новая школа. 1997
Пригожин А.И. Нововведения, стимулы, препятствия: Социальные проблемы инноватики /А.И.Пригожин. – М.: Политиздат, 1989
Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт, разработки, теории инновационных процессов в образовании /Н.Р.Юсуфбекова. – М.: ЦС ПО РСФСР, 1991