Разработка мультимедийного обучающего курса с возможностью сетевого и удалённого доступа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сергушин, Г. С. Разработка мультимедийного обучающего курса с возможностью сетевого и удалённого доступа / Г. С. Сергушин, Э. А. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 3. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/archive/27/3098/ (дата обращения: 19.12.2024).

This article is about new multimedia course for the students. It was developed for the Internet system of remote learning, but it can also be used in the offline mode. This course consists of lectures, practical tasks and tests. Student has to read lectures to fulfill different tasks. Tests are used to consolidate students’ knowledge. You can visit http://www.cdomadi.ru to find an example of such course for the “Programming Technology” discipline.
Keywords: learning, multimedia, LMS, C #
В статье описывается мультимедийный курс обучения для студентов, основанный на системе дистанционного обучения с использованием Интернет технологий с возможностью запуска на удалённых компьютерах. В основе курса лежит стратегия освоения учебного материала в 3 этапа: прочтение лекции, применение знаний на практике, написание проверочного теста для закрепления пройденного материала и оценка остаточных знаний. По одному из разделов предмета «Технологии программирования» был создан раздел курса и размещен на сайте http://www.cdomadi.ru
Ключевые слова: обучение, мультимедиа, LMS, C#

Цель работы и методы проектирования. Главная задача данного проекта состоит в создании обучающего курса для широкого круга студентов, различающихся по уровню подготовки. Основные требования к проекту:
  • возможность размещения курса в среде Moodle;

  • возможность запуска курса в автономном режиме (без доступа к сети);
  • возможность расширения системы благодаря модульной структуре;
  • простота эксплуатации;
  • возможность получения от системы справок.

Для обеспечения интуитивно понятной структуры обучающего курса, он разбит на разделы в соответствие с этапами написания программы. Например, процесс написанания простейшей программы графического интерфейса на базе библиотеки MFC состоит из создания проекта, выбора типа приложения (каркаса приложения) и добавления специфических элементов (кнопок, меню и т. д.). Изучение материала следует начинать с основных концепций и определений, а затем переходить к более сложным аспектам. На каждом этапе пользователю необходимо предоставить полное словесное описание действий, которые ему требуется выполнить для решения поставленной задачи.
Для предоставления максимально возможного объема информации применяют выделение основных моментов шрифтом, цветом, иллюстрациями и т.д. По разным причинам, часто бывает недостаточно простого текстового описания, и возникает необходимость визуального показа требуемых действий. В данной системе не рассматривается интерактивный диалог с преподавателем, поэтому необходимо применять обучающие видеофильмы. Кроме того, обучение не должно быть узко направлено на выполнение одной задачи. Такие операции, как добавление переменных, функций и классов не зависит от поставленной задачи, поэтому они должны осваиваться студентом с целью применения полученных знаний в разработке иных, собственных приложений. С этой целью в каждый раздел вставлены тесты для самопроверки полученных знаний.
В связи с применением WEB-технологий при разработке курса особое внимание обращено на объём файлов, используемых в курсе. При создании изображений при выборе оптимального соотношения объём/качество рисунка в рамках данного проекта упор был сделан на уменьшение объёма конечного файла с соответствующим ухудшением качества изображения. В проекте используются видео форматы, хорошо зарекомендовавшие себя при воспроизведении с удалённых серверов. Написание проверочных тестов выполнено на языке JavaScript, так как он хорошо подходит для использования на WEB-страницах.
В процессе выполнения проекта были разработаны две версии:
  • автономная версия курса;
  • интернет версия курса (сетевая версия).



1.Автономная версия курса. Данная версия используется в случаях, когда нерационально использовать сеть Интернет, либо когда к ней нет подключения. Более того, данная версия может быть записана на цифровые носители и не требовательна к аппаратному и программному обеспечению.
Рекомендуемые технические требования к оборудованию для запуска автономного курса:
  • Операционная система Windows 95 и старше
  • Установленный «Flashplayer» 9 версии
  • Pentium 3 1,0 гГц, 256мб ОЗУ
  • Экран с разрешением 1024*640 пикс.

Данная версия реализована в виде управляющей программы и набора данных в папке data. В папке data содержатся папки «lessХ», где X – порядковый номер урока.



Рисунок 1. Внешний вид страницы входа в управляющую программу

Структура управляющей программы. Программа состоит из 4 элементов:
  • Заголовок
  • Навигационное дерево
  • Рабочее поле
  • Панель кнопок

Навигационное дерево заполняется из файла tree.dat и состоит из названия раздела и трёх видов обучающего материала: текст, видеоурок, тест (см. рис.2).

Рисунок 2. Навигационное дерево

Например, чтобы просмотреть видеоурок о добавлении обработчика сообщения, щёлкните по плюсику у надписи «Добавление обработчика сообщения» и выберите пункт «Видеоурок».
Структура файла tree.dat.Файл имеет строковую структуру. Каждая запись состоит из двух строк: первая даёт идентификатор учебного раздела, а вторая – строковая переменная с названием урока, которому посвящён раздел. Вторая строка будет отображаться корневым объектом навигационного дерева.

2.Интернет версия курса (сетевая версия). Данная версия курса располагается по адресу: http://80.250.166.15/moodle/course/view.php?id=85
В ней сохранены все иерархические связи, присущие автономной версии, но в иной интерфейсной среде. Это среда системы дистанционного обучения Moodle СЦО МАДИ. При обращении к курсу Вы попадаете на главную страницу с описанием каждого раздела и пакетом ссылок к каждому уроку.
Технически, данная версия организована на базе ftp-сервера системы дистанционного обучения, на котором было записано содержимое папки data. Под учётной записью администратора на сайте cdomadi.ru были созданы и заполнены 3 раздела мультимедийного курса: в том числе добавлены ссылки на соответствующие страницы с ftp сервера. Помимо обыкновенных разделов автономной версии, в данной версии добавлена интерактивная составляющая общения ученика и преподавателя: подраздел «Форум». Здесь студенты и преподаватели могут создавать темы с вопросами, заметками, а также добавлять сообщения в уже существующие темы.

Рисунок 3. Главная страница Интернет версии обучающего курса

Перспективы развития проекта. Благодаря характерной независимо-модульной структуре, процесс развития системы происходит очень просто. Создание нового раздела следует начать с создания текста лекции по новой теме. После этого необходимо выделить основные моменты урока, и, делая на них упор, необходимо сформировать проверочный тест. Структуру теста легко понять, взглянув на существующий тест в любом из разделов. После этого следует создать видеоурок, суть которого состоит в воспроизведении написанной в лекции теории на практике. Видеоурок следует дополнить звуковым сопровождением с личными комментариями. Для создания видеоряда рекомендуется использовать новейшую версию программы Camtasia Studio 7. Обновления подготовить в формате уже существующих уроков.
Если раздел добавляется в автономную версию курса, то в файле tree.dat необходимо прописать следующие 2 строчки с идентификатором раздела и его названием соответственно. После этого необходимо добавить папку с новым уроком в папку data в расположении управляющей программы.
Если раздел добавляется в сетевую версию курса, то необходимо, прежде всего, добавить новый урок в папку data на ftp сервере. После этого следует увеличить количество разделов вашего курса на единицу. На главной странице появится новый раздел, который необходимо заполнить. Добавьте описание раздела, ссылки на WEB -страницы подразделов и отдельный форум для выбранной темы.
Выводы. Разработанный курс отвечает всем поставленным перед требованиям. Обеспечена полная совместимость контент - содержимого автономной и сетевой версий, что упрощает работу над заполнением курса. Благодаря интуитивно понятным интерфейсам удалось достичь быстрой адаптации человека к новой системе. Введение подразделов текста, видео изображений и тестов позволило в максимальной степени разнообразить процесс обучения. Звуковое сопровождение уроков способно помочь слабовидящим людям, а также тем ученикам, которым проще усваивать аудиоинформацию.



Основные термины (генерируются автоматически): раздел, LMS, версия курса, навигационное дерево, управляющая программа, главная страница, дистанционное обучение, обучающий курс, сетевая версия, автономная версия.


Ключевые слова

обучение, мультимедиа, LMS, C #, C#

Похожие статьи

К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании

В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Возможности использования интернет-ресурса Coreapp.ai при решении задач на тему «Пятичленные гетероциклы»

В статье проанализированы и собраны данные по изучению особенностей составления онлайн-упражнений на тему гетероорганических соединений, что считается важной частью курса органической химии, преподаваемого в вузе, и создания его современной модели. П...

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Формирование цифровой грамотности на уроках технологии

Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...

Технология интерактивного тестирования Plickers

В статье рассматриваются возможности сервиса Plickers, позволяющие реализовать быструю обратную связь от класса (аудитории родителей, слушателей), мобильное голосование и фронтальные опросы во время учебного занятия по пройденному или текущему матери...

Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования

В данной статье описывается пропедевтический курс физики в рамках дополни-тельного образования, реализованный на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Лобчаевского. Раскрывается способ повышения интереса учащихся 5 класса к физике, основываясь на возрас...

Использование видеоматериалов в методике преподавания иностранного языка (на материале массового открытого онлайн-курса «Обучение грамотности посредством фильмов»)

В статье дан обзор одного из массовых открытых онлайн курсов (МООК) на платформе FutureLearn, посвященный использованию видеоматериалов на уроках при обучении иностранному языку. Приводятся сведения, техники и особенности использования видеоматериало...

Об эффективности дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода

В статье рассматривается эффективность дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода. Статья включает анализ результатов использования курса, который разработан на образовательной платформе «Stepik» и предназначен для...

Подготовка перехода от ОГЭ к ЕГЭ в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Проблемы и пути их решения

В данной статье рассматриваются текущие проблемы перехода подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ. Одной их них является резкое увеличение преподаваемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» при переходе с уровня ООО на СОО. Автором даются рекомендации...

Похожие статьи

К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании

В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Возможности использования интернет-ресурса Coreapp.ai при решении задач на тему «Пятичленные гетероциклы»

В статье проанализированы и собраны данные по изучению особенностей составления онлайн-упражнений на тему гетероорганических соединений, что считается важной частью курса органической химии, преподаваемого в вузе, и создания его современной модели. П...

Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников

В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...

Формирование цифровой грамотности на уроках технологии

Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...

Технология интерактивного тестирования Plickers

В статье рассматриваются возможности сервиса Plickers, позволяющие реализовать быструю обратную связь от класса (аудитории родителей, слушателей), мобильное голосование и фронтальные опросы во время учебного занятия по пройденному или текущему матери...

Пропедевтический курс физики в рамках дополнительного образования

В данной статье описывается пропедевтический курс физики в рамках дополни-тельного образования, реализованный на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Лобчаевского. Раскрывается способ повышения интереса учащихся 5 класса к физике, основываясь на возрас...

Использование видеоматериалов в методике преподавания иностранного языка (на материале массового открытого онлайн-курса «Обучение грамотности посредством фильмов»)

В статье дан обзор одного из массовых открытых онлайн курсов (МООК) на платформе FutureLearn, посвященный использованию видеоматериалов на уроках при обучении иностранному языку. Приводятся сведения, техники и особенности использования видеоматериало...

Об эффективности дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода

В статье рассматривается эффективность дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода. Статья включает анализ результатов использования курса, который разработан на образовательной платформе «Stepik» и предназначен для...

Подготовка перехода от ОГЭ к ЕГЭ в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Проблемы и пути их решения

В данной статье рассматриваются текущие проблемы перехода подготовки учащихся от ОГЭ к ЕГЭ. Одной их них является резкое увеличение преподаваемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» при переходе с уровня ООО на СОО. Автором даются рекомендации...

Задать вопрос