- Во многих городах России создаются автоматизированные
радионавигационные системы диспетчерского управления городским
пассажирским транспортом. Часть работ ведется в рамках Федеральной
целевой программе по использованию глобальной навигационной
спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах гражданских потребителей.
- Основным функциональным элементом в автоматизированных спутниковых радионавигационных системах диспетчерского управления (АСДУ) является автоматизированное рабочее место (АРМ) диспетчера центральной диспетчерской службы (ЦДС). АРМ диспетчера ЦДС обеспечивает:
- формирование и вывод (непрерывный или по запросу) текстовой и графической информации на монитор о работе ТС в режиме реального времени (нахождение на линии, плановое и фактическое выполнение рейсов, прохождение контрольных пунктов, регулярность по рейсам, интервалы движения и т.д.);
- отображение на мониторе в специальных рабочих окнах отклонений в работе транспортных средств от плана (невыход, отклонения по регулярности, уход с траектории маршрута и т.д.);
- отображение на мониторе местоположения подвижного состава на видеограмме (схеме) маршрута;
- голосовую связь между диспетчерами и водителями ТС;
- отображение на мониторе специальных сообщений с борта ТС (сигналы «SOS», запросы связи от водителей и др.);
- реализацию управленческих воздействий по корректировке работы контролируемых ТС;
- протоколирование важнейших событий в работе АСДУ;
- анализ работы АСДУ.
- Общее информационное обеспечение маршрутизированного движения включает в себя следующие основные элементы:
- подсистему диспетчерского управления пассажирским транспортом и сбора первичной информации о работе подвижного состава на линии (на базе спутниковой навигации);
- подсистему уровня автотранспортного предприятия (обработка первичной информации, формирование аналитических форм внутренней отчетности, формирование данных на магнитных носителях для внешней отчетности);
- подсистему уровня территориального автотранспортного управления (сбор данных о работе автотранспортных подразделений региона, формирование аналитических форм отчетности в разрезе подразделений региона, формирование данных на магнитных носителях для внешней отчетности);
- подсистему уровня администрации города, района или области (формирование аналитических форм отчетности о работе автотранспортных подразделений региона и информационного взаимодействия с другими государственными структурами);
- корпоративную региональную сеть (выделенные и коммутируемые каналы связи для передачи данных и голосовых сообщений).
- В информационных системах всех уровней используется общий
элемент – маршрутная сеть и расписание движения, т.е. то, что
можно охарактеризовать как электронный паспорт маршрутной сети
[1,2].
- Следующим элементом является система, отвечающая за сбор информации о пассажиропотоках на сформированных маршрутах. Например, в рамках функционирования типовой системы АСУ «Навигация», за это отвечает автоматизированная система мониторинга пассажиропотоков (АСМ-ПП) [3]. В данном случае инфракрасные датчики, установленные в дверных проемах транспортных средств, подсчитывают количество вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке, после чего полученные данные записываются в электронный блок управления.
- В результате анализа информации об обследовании пассажиропотоков формируются расписания движения транспортных средств и нормы на пробег. Примером может служить «Автоматизированная общегородская система формирования и сопровождения маршрутных транспортных расписаний (система РМТ)» [4].
- Автоматизированная система диспетчерского управления необходима для оперативного планирования, инструментального учета транспортной работы, контроля и управления процессами перевозок, автоматизированного вывода данных о работе транспорта на линии, предоставления оперативной информации о состоянии перевозок.
- В общем случае автоматизированная система диспетчерского управления может быть охарактеризована наличием элементов информационного обеспечения, включающих:
- а) программно-технологические элементы:
- - модуль формирования и корректировки нормативно-справочной информации,
- - база данных,
- - модуль формирования и корректировки информации о перегонах,
- - модуль формирования и корректировки информации о маршрутах,
- - модуль печати вторичных документов;
- б) информационные массивы:
- - нормативно-справочная информация (контрольные пункты, расписание движения ТС),
- - паспорта маршрутов,
- - маршрутные расписания,
- - исходная информация для основных автоматизированных рабочих мест системы: технолога, аналитика, диспетчера,
- - выходные формы (расписания для водителей, остановочные расписания, показатели выполненной работы на маршрутах).
- Информационное обеспечение представляет собой основанную на единых принципах многоуровневую иерархическую структуру, включающую обработку данных на следующих объектах управления:
- Следующим элементом является система, отвечающая за сбор информации о пассажиропотоках на сформированных маршрутах. Например, в рамках функционирования типовой системы АСУ «Навигация», за это отвечает автоматизированная система мониторинга пассажиропотоков (АСМ-ПП) [3]. В данном случае инфракрасные датчики, установленные в дверных проемах транспортных средств, подсчитывают количество вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке, после чего полученные данные записываются в электронный блок управления.
- на борту транспортного средства;
- в зональном диспетчерском центре;
- в транспортном предприятии;
- в ЦДС.
- В состав информационного обеспечения АСДУ входит следующий
минимальный набор информационных массивов нормативно-справочной
информации (НСИ): перечень маршрутов парков, обслуживаемых системой
(городских и пригородных); эксплуатационные нормативы маршрутов;
маршрутные расписания.
- Здесь следует учитывать, что основная цель диспетчерского контроля и управления маршрутизированным движением – своевременно (оперативно) зафиксировать проявляющиеся отклонения движения от запланированного (чтобы не допустить увеличения интервалов движения транспорта, нерегулярных рейсов, срывов рейсов по незачету системой и т.д.) и устранить последствия нарушений и отклонений.
- Основным функциональным блоком программного обеспечения АСДУ [2], который входит в состав программного обеспечения диспетчерского пункта является подсистема «Автоматизированный учет, контроль и анализ маршрутизированного движения», взаимодействующая с подсистемами «Оперативное планирование перевозок», «Формирование и выдача отчетных данных об исполненном движении» и подсистемой администрирования баз данных диспетчерской системы.
- В подсистеме «Автоматизированный учет, контроль и анализ маршрутизированного движения» реализуются следующие функции:
- а) Учет и контроль выпуска подвижного состава на маршрутную сеть, включая задачи: регистрация выезда ТС из парка; формирование в автоматизированном режиме сообщений обо всех нарушениях на выпуске; ввод корректирующей информации по фактическим данным о выпуске подвижного состава на линию в режиме реального времени; формирование и вывод оперативных справок о состоянии процессов выпуска;
- б) Учет и контроль открытия движения, начала работы подвижного состава на линии, включая задачи: регистрация фактического времени открытия движения на маршрутах, начала работы транспортных средств; формирование в автоматизированном режиме сообщений обо всех нарушениях при открытии движения, нарушениях при отправлении в первый рейс;
- в) Учет и контроль движения подвижного состава на маршрутах, включая задачи:
- - определение местоположения ТС;
- - регистрация прохождения ТС контрольных пунктов, учет выполнения рейсов;
- - установление отклонений ТС от трассы маршрута и от расписания движения;
- - регистрация сходов, простоев, возвратов и т.д.;
- - мониторинг интервалов движения транспортных средств на маршрутах;
- - формирование в автоматизированном режиме сообщений и вывод оперативных справок о всех нарушениях при движении по маршруту;
- - прием и обработка сообщений от водителей, в т.ч. запросов на связь, сигналов бедствия;
- - отображение местоположения и движения транспортных средств на маршрутной сети с помощью электронных карт или схем;
- - мониторинг интервалов движения транспортных средств на маршрутах с графическим отображением интервалов движения;
- - отображение на мониторе в специальных окнах информации о грубых нарушениях движения (невыход, уход с траектории маршрута, сход, выход вне наряда и др.);
- г) Учет и контроль времени завершения транспортной работы на линии, включая задачи:
- - автоматическая регистрация времени завершения транспортной работы на линии каждым транспортным средством;
- - регистрация брака;
- - формирование в автоматизированном режиме сообщений о несвоевременном завершении транспортной работы.
- Являясь ключевым звеном в обнаружении сбоев в транспортной работе и управлении транспортными средствами, диспетчер должен четко знать каким образом характеризуются сбои и что необходимо делать при их возникновении. Фактически на диспетчера ложится основная нагрузка по принятию решений в той или иной ситуации. Под принятием решения может пониматься особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий.
- Список информационных источников
- Здесь следует учитывать, что основная цель диспетчерского контроля и управления маршрутизированным движением – своевременно (оперативно) зафиксировать проявляющиеся отклонения движения от запланированного (чтобы не допустить увеличения интервалов движения транспорта, нерегулярных рейсов, срывов рейсов по незачету системой и т.д.) и устранить последствия нарушений и отклонений.
- Власов В.М., Ефименко Д.Б., Жанказиев Использование ГИС в технологии диспетчерского управления маршрутизированным транспортом. М., МАДИ (ГТУ), 2007.
- Власов В.М., Жанказиев С.В., Николаев А.Б., Приходько В.М. Телематика на автомобильном транспорте – М.: МАДИ, 2003 г. – 173 с.
- Кудрявцев А.А. Разработка методики сбора и обработки данных о пассажиропотоках на городском пассажирском транспорте с применением аппаратуры бесконтактного счета и спутниковой навигации: Дисс. к.т.н. - М., 2006. – 168 с.
- Гуревич Г.А., Богумил В.Н. Совершенствование управления городским пассажирским транспортом на основе создания АСУ перевозочным процессом. Автотранспортное предприятие № 2, - М. 2003.