- В данной статье проанализированы группы факторов, непосредственно влияющих на увеличение объемов перевозок внешнеторговых грузов между Россией и Германией.
The groups of factors that directly influencing on the increase of volumes of transportations of foreign trade of goods between Russia and Germany are analysed in this article.
-
Ключевые слова: внешнеторговый оборот, транспортная
инфраструктура, инвестиции.
- Keywords: foreign trade turnover, transport infrastructure, investments.
- Введение. Внешняя торговля это традиционная и наиболее развитая форма международных экономических отношений, которая является основой любого государства. Среди стран Евросоюза Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Актуальность данной работы определяется тем, что сотрудничество с Германией является для России важным условием ее интеграции в мировую экономику, одним из факторов успеха российских демократических преобразований и перехода к полноценному рынку. Благоприятный торгово-политический режим взаимоотношений позволяют и в перспективе сохранять и даже усиливать роль Германии как ведущего торгово-политического партнёра России.
- Основная часть. Германия – это ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. Ее лидерство обусловлено высоким качеством и разнообразием поставляемых товаров (автомобили и запчасти к ним, аудио и видеотехника, бытовая электроника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, медицинская продукция, продовольствие и т.д.) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости, что существенно удешевляет грузоперевозки. В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых немецкой экономике.[1]
- По объему внешней торговли России за 2010 год доля Германии одна из самых высоких по сравнению с другими странами и составляет 13,6 процентов. Исходя из абсолютных финансовых показателей внешнеторгового немецкого оборота, Россия для Германии, к сожалению, является 10-м по важности торговым партнёром и торговля с ней составляет около 3 % от товарооборота Германии. Это объясняется колоссальной разностью в масштабах экономик этих стран. Структуры российского импорта и экспорта в Германии в 2010 году представлены на рис. 1 и 2 соответственно. Наибольшую долю российского импорта из Германии составляют машины, оборудование и транспортные средства (53,5%), это обусловлено тем, что по производству и качеству автомобилей Германия занимает первое место в Европе.[2]
- Keywords: foreign trade turnover, transport infrastructure, investments.
Рисунок 1. Структура российского импорта из Германии в 2010 г.
- Одним из путей увеличения грузопотоков между Россией и Германией
являются взаимные инвестиции. В 2010 году в Германию, по данным
Росстата, поступило 814 млн. долл. инвестиций из России. Традиционно
привлекательными для российских инвесторов в Германии являются
объекты целлюлозно-бумажной, химической, металлургической
промышленности, а также сферы оптовой и розничной торговли,
предприятия финансового сектора, логистики и туризма.
Рисунок 2. Структура российского экспорта в Германию в 2010 г.
- Прямые германские инвестиции в Россию поступают преимущественно
в сферу оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, а также в
пищевую, химическую, электротехническую, электронную и автомобильную
промышленность, производство строительных материалов, что также
может увеличить внешний грузооборот между Россией и Германией.
- Основной упор в своей деятельности в России германские компании делают на Москву и Санкт-Петербург, но эта деятельность распространяется все больше и больше также на другие регионы России. В Москве представлено около 3000 германских компаний в форме совместных предприятий, дочерних компаний, филиалов и представительств. Приблизительно 4500 фирм имеют разрешение на осуществление деятельности в Российской Федерации. Интерес германских, в том числе и средних, компаний ощутимо вырос за последние годы, выйдя за рамки основных отраслей спроса на импорт - таких, как автомобили, станки и установки, строительные материалы, мебель, потребительские товары, а также сельскохозяйственная продукция.[3]Наибольшие объемы инвестиций из Германии поступили в:
- Производство строительных материалов – около 1 млрд. евро («КНАУФ»).
- Развитие сети гипермаркетов в России– около 500 млн. евро(«МЕТРО»).
- Осуществление полного цикла производства автомобилей - 570 млн. евро(концерн «Фольксваген»).
- Модернизация производства грузовых автомобилей - 250 млн. долл.(ОАО «КамАЗ»).
- Увеличение объемов грузоперевозок напрямую зависит от улучшения
автомобильных дорог. В частности, в Германии одна из самых плотных
сетей автомобильных дорог, которая включает в себя 12 550 км
автобанов и 40 700 км федеральных трасс, по данным на 2011 год.
Гамбург является одним из крупных транспортных узлов (железные и
шоссейные дороги), а также морским и речным (река Эльба)
портом.
Более 60% всех проходящих через порт грузов перевозятся в
контейнерах. В 2010 году через порт прошло 9,89 млн. TEU грузов
общим весом 95,8 млн. тонн, что на 20% превышает объемы 2009 года.
- Уже к настоящему времени, доля перевозок внешнеторговых грузов автомобильным транспортом составляет 60% (рис.3.), это обусловлено следующими преимуществами по отношению к другим видам транспорта:
низкая себестоимость;
высокая скорость доставки;
удобство доставки («от двери до двери»).
Рисунок 3. Структура немецкого грузооборота по видам транспорта за 2010 год
- Одним из примеров эффективного управления внешнеторговыми грузопотоками является создание транспортно-логистической компании Trans Eurasia Logistics GmbH.[4]Ее основные цели:
повышение эффективности использования транзитного потенциала России
увеличение объемов перевозимых грузов в международном железнодорожно-паромном сообщении Европа – Россия/страны СНГ.
Одним из путей увеличения грузопотоков явилось бы создание таких механизмов, как:
комплексная логистика снабжения центров производства;
комплексная логистика распределения товаров от центров производства к центрам потребления (в том числе импортных товаров).
- Такой подход позволяет обеспечить ряд производных эффектов:
качественное повышение эффективности функционирования потребительских рынков;
повышение доступности товаров за счёт снижения потребительских цен;
повышение качества и уровня жизни населения;
снижение стоимости продвижения товаров от центров производства к потребителям;
сокращение непроизводительных посредников на пути от производителей до потребителей товаров;
снижение доли совокупных народнохозяйственных затрат на продвижение грузов и товаров в структуре ВВП на 5-10%;
снижение уровня инфляции за счёт снижения логистических затрат;
повышение инвестиционной привлекательности проектов по размещению производств.
- К сожалению, негативное влияние на динамику внешнеторговых перевозок оказал мировой кризис 2008 – 2009 годов. Так, в 2009 году число участников рынка грузоперевозок между Россией и Германией упало на 18%. Основными причинами являются:
сокращение числа клиентов,
сокращение объемов перевозимой продукции и сырья,
неплатежеспособность клиентов.
- Большую долю закрывшихся компаний составили автоперевозчики с
лизинговым парком автомобилей. С наступлением кризиса у некоторых из
них не хватило средств для покрытия кредитов (84%), оставшимся -
банки повысили ставки или потребовали досрочного погашения
задолженности.
- В период кризиса наиболее распространены стали экономичные варианты доставки грузов, например - перевозка сборных грузов. В 2009 году количество клиентов с подобными заявками увеличилось на 33%. В середине 2010 года финансовое положение в мире в целом улучшилось, что привело так же и к увеличению объемов перевозки грузов, в том числе между Россией и Германией.
- Заключение. Таким образом, перспективы увеличения объемов грузов зависят от состояния транспортной инфраструктуры, объемов взаимной торговли, объемов взаимных инвестиций между странами и состоянием мировой экономики в целом.
Список информационных источников
- В период кризиса наиболее распространены стали экономичные варианты доставки грузов, например - перевозка сборных грузов. В 2009 году количество клиентов с подобными заявками увеличилось на 33%. В середине 2010 года финансовое положение в мире в целом улучшилось, что привело так же и к увеличению объемов перевозки грузов, в том числе между Россией и Германией.
- Портал информационной поддержки внешнеэкономической деятельности – Режим доступа: http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_8401DB40-4EEF-4B9C-9E9D-1887F9B1CAE2.html (дата обращения 30.01.11)
- Управление Минпромторга России http://www.economy-esr.ru
- Страноведческий каталог «ECONRUS»: Экономические отношения Германии и России http://catalog.fmb.ru/germany12.shtml
- Российские железные дороги http://inter.rzd.ru