- В статье рассмотрены вопросы организации дорожного движения,
с учетом недостаточного нормативного и методического обеспечения
этой деятельности в Российской Федерации.
- The article deals with issues of traffic, taking into account the lack of regulatory and methodological support of these activities in the Russian Federation.
- Дорожно-транспортная обстановка в крупных мегаполисах Российской Федерации характеризуется уменьшением средних скоростей движения, учащающихся предзаторовых и заторовых ситуаций, увеличения затрат времени пассажирами общественного пассажирского транспорта. Негативные последствия этой тенденции проявляются также в виде снижения безопасности дорожного движения и экологической безопасности.
- Основными причинами создавшейся ситуации являются резкий рост автомобильного парка страны, повышение транспортной подвижности населения, практически неконтролируемая (с позиций ОДД) застройка городских территорий.
- Практически любой российский городской округ (город), нуждается в интенсификации использования существующей улично-дорожной сети путем оптимизации дорожного движения современными средствами и методами, которые включают в себя комплекс мер управляющего правового, организационного и инженерно-технического воздействия на дорожное движение. Интенсивное наращивание количественных показателей городской улично-дорожной сети, которая представляет собой основной фонд городского хозяйства, без соответствующей поддержки современными методами и средствами организации дорожного движения влечет за собой нерациональное использование этого фонда. Улично-дорожная сеть может позволить себе быть недоразвитой (что имеет место повсеместно и постоянно), а организация дорожного движения, даже только по соображениям экономического характера, должна всегда максимально использовать потенциальные возможности имеющейся улично-дорожной сети и максимально учитывать интересы участников дорожного движения. Для этого имеются все необходимые предпосылки, прежде всего, такие, как несопоставимо низкие экономические затраты на реализацию методов организации дорожного движения по сравнению с дорожным строительством, а также более высокая чувствительность организации дорожного движения к постоянным изменениям дорожно-транспортной ситуации, более высокая оперативность ее актуализации по сравнению с планировочными и техническими параметрами улично-дорожной сети. То есть совершенствование организации дорожного движения в городах при условии максимально возможного обеспечения его безопасности – наиболее доступное и оперативное средство повышения эффективности транспортного процесса, снижения социального и экономического ущерба для участников дорожного движения, а также снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду в условиях ограниченных ресурсов.
- В силу различных причин объективного и субъективного характера организация дорожного движения в городах Российской Федерации весьма значительно отстает по своему развитию от уровня, достигнутого и поддерживаемого в городах Северной Америки и большинства европейских стран. Причем, отставание это в большей степени объясняется неудовлетворительной практикой реализации известных методов организации дорожного движения, а не слабостью теоретической проработки проблем организации движения. Кроме того, практика ОДД не обеспечивается выполнением общепризнанных в мировой практике градостроительных и общепринятых правил и норм. В числе причин такого отставания можно выделить четыре основные позиции.
- Во-первых, в России нет отработанных и законодательно закрепленных механизмов ограничения спроса на улично-дорожную сеть или использование автомобилей. Это наиболее острое и эффективное средство по ОДД и ОБДД. Одной из наиболее значимых проблем в регулировании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации движения транспорта и пешеходов в городах является комплекс вопросов, связанный с управлением спросом на пользование существующей улично-дорожной сетью.
- Управление спросом на пользование улично-дорожной сетью («traffic demand management») производится, в основном, в процессе регулирования градостроительной деятельности посредством введения дополнительных обременений и (или) ограничительных условий на подключение к существующей улично-дорожной сети вновь возводимых или реконструируемых объектов.
- Во-вторых, это отсутствие законодательно закрепленных обязанностей администраций городов совместно с государственными органами исполнительной власти проводить полномасштабную работу по ОДД. Данное положение приводит к тому, что в условиях низкой бюджетной обеспеченности городов деятельность городских администраций сводится, в основном, к поддержанию в технически исправном состоянии средств регулирования дорожного движения, созданных более двадцати лет назад.
- В-третьих, имеет место отсутствие системного подхода к проектированию организации дорожного движения, особенно комплексного проектирования на сетевом уровне, когда и закладываются основы оптимизации дорожного движения на городской улично-дорожной сети.
- Попытка создания системы проектирования ОДД была предпринята в СССР в 1980-х годах. Московскими институты Гипрокоммундортранс и ПромтрансНИИпроект, а также омским СКБ «Промавтоматика» был накоплен определенный (хотя и небесспорный) опыт такой работы.
- Во ВНИИБД МВД СССР была разработана методика комплексного совершенствования организации дорожного движения, которая с успехом была апробирована в ряде городов страны с населением от 180 тыс. (г. Орехово-Зуево) до 1,5 млн. (г. Омск) жителей.
- В тот же период была осуществлена соответствующая специализация проектных организаций в ряде городов бывш. СССР.
- Решению организационных вопросов во многом способствовало понимание проблемы и практическая помощь со стороны Госавтоинспекции, Госгражданстроя и Госплана СССР. Однако процесс становления проектной практики в сфере ОДД полностью остановился и даже регрессировал после распада СССР.
- В-четвертых, система градостроительной документации не давала и не дает поныне ни правовых, ни методических оснований по закладке в градостроительные планы основ для эффективного решения задач по ОДД. Вместе с тем, должное качество (тем более, оптимальность) принимаемых решений при комплексном совершенствовании организации дорожного движения может быть обеспечена лишь разработкой многостадийной проектной градостроительной документации на основе анализа характеристик дорожно-транспортных условий конкретного города.
- Вывод. В настоящее время Градостроительная деятельностьрегулируетсяЗемельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Именно от полноты и качества, заложенных в эти документы норм зависит результативность деятельности по организации и безопасности дорожного движения.
Список информационных источников:
- The article deals with issues of traffic, taking into account the lack of regulatory and methodological support of these activities in the Russian Federation.
Градостроительный кодекс РФ
- Организация дорожного движения в городах: Методическое пособие: под общ. ред. Ю.Д.Шелкова/НИЦ ГАИ МВД России – М.: 1995. – 143 с.
- Положение о разработке проектной документации по организации дорожного движения в городах./Госкомархитектура, МВД СССР. – М.:, 1991. – 20 с.
- Федеральный закон РФ от 10.12.95; 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Шелков Ю.Д., Семенов К.Ю., Ткаченко Б.А. Организация дорожного движения в городе (обследование дорожно-транспортных условий): Методические рекомендации. М.: ВНИИ МВД СССР, 1988. – 40 с.