Некоторые подходы к изложению материала при изучении физики (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (270) август 2019 г.

Дата публикации: 11.08.2019

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Бахтина, И. В. Некоторые подходы к изложению материала при изучении физики (из опыта работы) / И. В. Бахтина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 32 (270). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/270/61923/ (дата обращения: 03.04.2025).



Ни для кого не секрет, что любой учитель стремится к тому, чтобы ученики знали его предмет и всегда при проведении урока старается излагать материал доступным языком, естественно, преломляя через призму собственного опыта, и жизненного, и педагогического.

Конечно, с опытом переосмысливается и сам подход к подаче теории: это уже не просто пересказ текста учебника доступным языком, сопровождающийся демонстрацией экспериментов, скорее, это блок информации с «дальним прицелом», т. е., теория, содержащая элементы будущих знаний, тех, с которыми ученик обязательно столкнется, как минимум, через год.

Возможно, кто-то спросит: «А зачем спешить? Вот на следующий год и пусть изучают!» Для таких оппонентов в качестве аргумента я приведу пример. Во втором классе все мы изучали таблицу умножения, проливая слезы, зазубривали столбики на 2, на 3, на 5… Тогда эта задача казалась непосильно сложной. А теперь вспомните свои ощущения спустя год, свои реплики в адрес «жалующихся» второклассников: «Да что там учить! Это же проще простого!» Да, так изменились ощущения ребенка всего лишь за год, и непосильно сложное стало для него простым и понятным.

Я не призываю на каждом уроке и в каждом классе выдавать большие объемы информации, забегая вперед. Здесь, как и в любом деле, должно быть чувство меры, преломленное через множество факторов: вашу методику подачи материала, ваш опыт, ваши требования к себе, к учащимся и многое другое. Важен «комфорт» именно такого изложения материала, вы должны почувствовать, что по-другому этот материал вы «выдавать» на уроке не сможете.

Давайте рассмотрим, как вписывается «опережающий» материал в урок физики в 8 классе по теме «Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии» [1].

Этот урок — первое знакомство учащихся с магнитным полем как особым видом материи, в следующий раз они будут возвращаться к изучению магнитных явлений уже в 9 классе. Глубина подачи материала в этих классах совершенно разная, да и объемы несравнимы, для многих учеников-девятиклассников владение им даже на минимальном уровне — задача не из легких. Пожалуй, это и «склонило чашу весов» в пользу более раннего знакомства восьмиклассников с некоторыми важными элементами знаний из курса физики 9 класса.

Что же это за элементы, рассмотрим:

Во-первых, целесообразно, на мой взгляд, подробно остановиться на теоретическом материале, который поможет учащимся во всех тонкостях разобраться с направлением магнитных линий магнитного поля.

Восьмиклассники на страницах учебника видят вот такую информацию: «Направление, которое указывает северный полюс магнитной стрелки в каждой точке поля, принято за направление магнитной линии магнитного поля» [1].

Для ученика, как показывает практика, такая формулировка не имеет однозначного толкования, что часто приводит к ошибкам при определении направления магнитной линии в ходе решения задач. А без этого умения в 9 классе невозможно обойтись — оно является ключевым при изучении магнитных явлений, именно поэтому, уже в 8 классе мы делаем расширенную запись в тетради, которая исключает неправильные толкования, обязательно сопровождая ее цветным рисунком (рис.1).

Рис. 1.

Во-вторых, уже в 8 классе можно начинать работу по формированию умений пользоваться специальными символами для обозначения направления тока и направления магнитной линии для случаев, когда эти направления расположены не в плоскости тетради/доски.

Здесь хорошо «работают» ассоциации с летящей стрелой, у которой всегда есть острие и «оперение» (рис.2).

Рис. 2.

Данные символы для обозначения направления магнитной линии — точка и крестик, присутствуют на рисунках в учебнике 8 класса, но отдельно вынесенной для запоминания информации в нем нет. Именно поэтому важно, чтобы учащиеся внесли ее в свои тетради, дополняя специальными символами для обозначения направления тока, протекающего по проводнику (рис.3).

Рис. 3.

Итогом такого «опережающего» знакомства является:

− наличие у восьмиклассников, с одной стороны, более полной, по сравнению с учебником, информации о магнитном поле, которая послужит надежным фундаментом для расширения знаний о магнитном поле в следующем учебном году

− с другой стороны, у учащихся появляется то самое время, которое поможет этой информации к 9 классу выйти на качественно новый уровень — стать доступной, знакомой и понятной.

Литература:

  1. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. В. Перышкин. — М.: Дрофа, 2013. — 237, [3] с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): класс, магнитная линия, магнитное поле, доступный язык, магнитный пол, направление, обозначение направления тока.


Похожие статьи

Использование исследовательских задач при построении индивидуального образовательного маршрута ученика при изучении химии (из опыта работы)

Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы)

О некоторых приемах развития мыслительной деятельности на уроках литературы (из опыта работы)

О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе)

Методика работы над алгоритмической задачей как средство подготовки обучающихся по информатике

Важность изучения темы «Глагол» в начальной школе (из опыта работы)

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы)

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Похожие статьи

Использование исследовательских задач при построении индивидуального образовательного маршрута ученика при изучении химии (из опыта работы)

Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы)

О некоторых приемах развития мыслительной деятельности на уроках литературы (из опыта работы)

О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе)

Методика работы над алгоритмической задачей как средство подготовки обучающихся по информатике

Важность изучения темы «Глагол» в начальной школе (из опыта работы)

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы)

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Задать вопрос