Актуальность данной темы определяется тем, что Верховным Судом Российской Федерации была инициирована масштабная реформа судебной системы, которая призвана модернизировать действующую модель правосудия согласно новым запросам гражданского общества и современными стандартами развития правового пространства. Данная реформа представляет собой комплексную систему мер, затрагивающих судоустройство, судопроизводство, а также правовой статус судей.
Целью исследования является всестороннее рассмотрение предложенных Верховных судом РФ направлений по реформированию судоустройства в РФ.
Ключевые слова: суд, судебная реформа, правосудие, кассационное производство, апелляционное производство, Верховный суд, судоустройство, система, судебная система, судоустройство, судопроизводство.
Верховным Судом РФ был подготовлен проект глобального переустройства судебной системы.
8 декабря 2016 г. IX Всероссийский съезд судей принял Постановление «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе» [3], где была предложена концепция реформирования судебной системы. В данную концепцию включено:
− создание кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции;
− сокращение круга гражданских дел, по которым необходимо обязательное составление мотивированных решений;
− профессионализация судебного представительства;
− и иные меры, разработанные Верховным судом РФ.
В рамках предложенной концепции судебной реформы предусмотрено создание кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. В современной системе судопроизводства апелляционные жалобы на решения, которые были приняты по первой инстанции районными судами, подаются в суды областного звена. При этом кассационные жалобы на эти решения, а также на апелляционные определения подаются в президиумы этих же судов областного звена.
В предложенных концепциях предусмотрена передача кассационным судам полномочий, которые сегодня реализуются президиумами судов областного звена, а апелляционным судам — полномочий, по рассмотрению апелляционных жалоб на решения, которые были приняты по первой инстанции судами областного уровня. Данное нововведение позволит всесторонне реализовать принцип независимости судей.
Верховным Судом РФ всесторонне ведется работа по поиску реальных механизмов судебной защиты, которые позволили в полной мере реализовывать принцип законности. Значительный шаг в данном направлении позволят сделать проекты законов, которые предусматривают внесение изменений в процесс судопроизводства в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
В законопроекте предлагается предусмотреть новый случай для единоличного рассмотрения апелляционных жалоб — частные жалобы на промежуточные определения судов первой инстанции. Данные определения выносятся только по процессуальным вопросам и не требуют оценки обстоятельств дела, на основании чего их проверка вполне эффективно может осуществляться в единоличном порядке.
Законопроектом внесено предложение унифицировать порядок подачи, а также порядок рассмотрения заявлений о восстановлении процессуальных сроков, указывая, что срок подачи жалобы в кассационных судах должно восстанавливаться судьей единолично. Данный подход в наибольшей степени гарантирует защиту прав граждан и объективность суда, который рассматривает заявление о восстановлении срока.
В целях экономии и сокращения сроков судебного процесса, а также в целях сохранения доступности правосудия кассационная жалоба в кассационный суд общей юрисдикции согласно законопроектам подается через суд первой инстанции. Если кассационная жалоба по гражданскому делу, которая подана в кассационный суд общей юрисдикции, не соответствует требованиям по форме и содержанию, согласно нововведениям имеется возможность оставления жалобы без движения и установления срока для устранения недостатков.
Особенностью же судебного процесса по уголовным делам по законопроекту будет подача кассационной жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции.
Законопроектами предложено предусмотреть иные основания для отмены судебных постановлений в кассационном суде общей юрисдикции и в Верховном Суде РФ, а именно:
− несоответствие выводов суда, которые содержатся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, которые установлены судом первой и апелляционной инстанций;
− нарушение и/или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Также важно отметить, что законопроектами предусмотрен перечень безусловных оснований для отмены судебного постановления.
На основании вышеизложенного, важно отметить следующее:
Нововведения связаны с одной из базовых идей судопроизводства, которые лежат в основе законности, юридической грамотности судебных решений. Что позволит повысить качество судебной защиты и приблизит общество к правовой грамотности.
Процесс реформирования судебных инстанций обусловлен необходимостью максимально полной реализации конституционных ценностей, которые связанны с осуществлением правосудия, а именно:
− доступности обращения в суд;
− эффективного восстановления нарушенных прав, равноправия судебной защиты.
Для достижения данных целей законодателю придется приложить немалые усилия.
Литература:
- Крашенинников П. Войдите, Фемида! // Российская газета. 2018. 31 января.
- Куликов В. Людей попросят рассудить // Российская газета. 2018. 25 января.
- Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 2017. № 1.
- Лазарев В. В. Восприятие законодателем судебного права // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 2.
- Лебедев В. М. Выполнение решений IX Всероссийского съезда судей и приоритетные направления совершенствования судебной системы России // Судья. 2018. № 5.
- Момотов В. В. Судейское сообщество и его роль в развитии судебной системы России // Судья. 2017. № 5.