Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (270) август 2019 г.

Дата публикации: 11.08.2019

Статья просмотрена: 714 раз

Библиографическое описание:

Забродина, Е. В. Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии / Е. В. Забродина, С. С. Быстрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 32 (270). — С. 145-146. — URL: https://moluch.ru/archive/270/61971/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современные школьные уроки технологии в информационном обществе представляют собой не только занятия декоративно-прикладным творчеством, швейным делом, обработкой металла и дерева, кулинарией, но и изучение новых современных информационно-коммуникационных технологии, а также роботов и машин. Данные уроки технологии мы предлагаем проводить с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), так как у учащегося появляется познавательный интерес к самостоятельной, творческой, продуктивной деятельности, который, по мнению С. А. Богданова, является высшей формой развития познавательных универсаль6ных учебных действий (ПУУД) школьника, которые необходимо развивать у каждого школьника [3].

В исследованиях Н. Г. Морозовой, Л. И. Божович, Г. И. Щукиной и других доказано, что ЭОР влияют на развитие ПУУД учащихся, соответственно повышает эффективность усвоения изучаемого материала. Так как у школьника включается непроизвольное внимание и память, активизируется мышление за счет чего учебная дельность становится более успешной. А получаемые знания глубокими и надолго запоминающимися [4].

Работы ученых (А. А. Кузнецов, И. В. Роберт и др.) посвящены реализации возможностей ЭОР для совершенствования педагогического процесса и повышения ПУУД. По их мнению, ЭОР обладают высоким потенциалом для формирования ПУУД учащихся основной школы, в частности, за счет мультимедийности, компьютерной визуализации учебной информации, организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средствами информационно-коммуникативных технологий [1].

Анализ исследования, посвященных использованию и проектированию компьютерных средств обучения, позволил выделить следующие возможности ЭОР на уроках технологии, способствующих развитию и формированию ПУУД школьников: мультимедийности; возможность в наглядной форме представлять изучаемый материал; учет эргономических требований к учебным материалам; ориентация на индивидуализацию обучения в рамках единого учебно-воспитательного процесса; спектр возможностей, воспитательного характера; направленность на познавательные мотивы обучаемого, которые способствуют устойчивой активности учащихся и повышают эффективность процесса обучения.

Современные ЭОР позволяют учителю и ученикам постигать предмет через практическую деятельность, опираясь на возможности ИКТ — мультимедийных презентаций, удобных систем поиска и других свойств учебных электронных изданий. В учебном процессе есть ряд моментов, когда почти невозможно обойтись без использования ЭОР [2]. Мы предлагаем вашему вниманию несколько таких учебных ситуаций, в которых учителям помогут современные технологии:

  1. Быстро проверить, как ученики усвоили теоретический материал по теме. С помощью ЭОР вы проводите короткий тест, который учащиеся выполняют в электронном виде каждый на своем устройстве. Каждый ученик моментально получает обратную связь от цифрового сервиса, а к вам по сети приходят результаты всего класса. Без информационных технологий на проверку потратили бы гораздо больше времени — а так учебное электронное издание поможет вам сэкономить время и силы на практическую работу на уроке. К примеру, в электронной версии учебника Е. А. Лутцевой по технологии проверочные тесты уже встроены в структуру урока. Пройдя параграф, посвященный информации, вы можете дать им тест — для закрепления знаний, в качестве проверки, или на дом — для самоконтроля.
  2. Увлечь класс новой темой. Например, можно использовать дополнительные материалы к урокам — видеофайлы и презентации. Редактируйте презентацию, добавляйте в нее дополнительные примеры и интересные исторические факты.
  3. Мотивировать учеников подготовить несколько докладов по изучаемой теме (лучше пользоваться только проверенными информационными ресурсами). Например, поделить класс на три группы и дать им домашнее задание — подобрать материал из предложенных источников, изучить проблему и представить классу в виде презентации. Учащиеся работают самостоятельно, пользуясь источниками из предложенного списка; учитель выступаете в роли модератора и советчика. В результате, к следующему уроку три группы презентуют классу результаты своей работы.
  4. Сделать так, чтобы во время практической работы (вышивание, оригами и любые другие техники) всему классу было хорошо видно, что делать — а ваши действия можно разглядеть только с первой парты. В этом случае лучше обратиться к электронному учебному изданию и выбираете видео с подробной, пошаговой инструкцией по созданию той или иной поделки. На уроке вы выводите видео на интерактивную доску: в итоге каждому учащемуся виден каждый шаг практической работы, а у вас освобождаются руки, чтобы помогать обучающимся в случае затруднения.
  5. Подготовить компьютерную презентацию, посвященную творчеству. В данном случае можно выбрать готовую мультимедийную презентацию из приложения к ЭОР или из сети Интернет и редактировать ее: добавить фотоотчет о том, как учащиеся работали в течение года, включить в презентацию лучшие работы, отобранные на конкурс. Можно при желании снять учебный процесс на видео и привести видеофрагменты в качестве иллюстрации.

Очевидно, что использование ЭОР для формирования ПУУД учащихся на уроках технологии в основной школе и повышения качества образования будет эффективным, если ЭОР будут соответствовать программе обучения, единой методике, представляемый учебный материал будет научно обоснован [3].

Однако в современной школе ЭОР используются эпизодически. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования находится на стадии формирования. Отсутствие единой системы разработки обучающих программ привело к созданию большого количества разнородных ЭОР, которые не в полной мере соответствуют требованиям современного образования и интересам учащихся.

Литература:

  1. Забродина, Е. В. Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе // Молодой ученый. — 2019. — № 2. — С. 343–348. — URL: https://moluch.ru/ archive/240/55504/.
  2. Никифорова, Н. А. Познавательная деятельности школьников в сети: исследование Рунета / Н. А. Никифорова, Л. А. Серых.– М.: НП «СТОиК», 2007. — № 7. — С. 43–48.
  3. Никитина, Е. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 7 класса в контексте изучения темы «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» / Е. В. Никитина / Актуальные вопросы теории и практики обучения информатике в школе: сборник научно-методических трудов студентов и молодых ученых по материалам Всероссийской молодежной научной Интернет-конференции «Информационное общество и молодежь» (3–9 апреля 2017 года, 20–25 ноября 2017 года) / редкол.: А. А. Зубрилин, М. А. Фролова; Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2017. — С.38–44.
  4. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
Основные термины (генерируются автоматически): практическая работа, урок технологии, учащийся, класс, материал, основная школа, повышение качества образования, учебный процесс.


Похожие статьи

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Проекты аксиологической направленности как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления

Интегрированный подход в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Развитие исследовательских компетенций у учащихся на уроках математики при применении практико-ориентированного подхода в обучении

Развитие универсальных учебных действий учащихся 6 класса средствами интеграции

Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка

Похожие статьи

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Проекты аксиологической направленности как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления

Интегрированный подход в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Развитие исследовательских компетенций у учащихся на уроках математики при применении практико-ориентированного подхода в обучении

Развитие универсальных учебных действий учащихся 6 класса средствами интеграции

Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка

Задать вопрос