В данной статье рассматриваются наиболее эффективные методы обучения иностранному языку и их использование в образовательном процессе.
Ключевые слова: коммуникативная культура, информационные технологии, проектный метод, мультимедийные программы, коммуникативные компетенции.
Существуют различные подходы к преподаванию английского языка, главное, выбрать методы, которые подходили бы вам и вашим ученикам. Каждый преподаватель выбирает свой метод преподавания английского языка.
Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.
Использование информационных технологий открывает новые возможности в преподавании иностранного языка, т. к. современные обучающие программы, использование Интернета имеют преимущества перед традиционными методами обучения, активизируют потенциал знаний, умений, коммуникативные компетенции обучающегося. У учащихся есть возможность принимать участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах, тестировании, проводимых в сети Интернет, принимать участие в видеоконференциях, получать информацию по интересующей проблеме, новости, статьи из газет и журналов и т. д.
Одним из наиболее эффективных способов применения компьютера является использование мультимедийных презентаций. Педагог использует на уроке интерактивную доску, привлекая внимание всей группы учащихся.
Мультимедийные программы обладают неограниченными возможностями, что дает возможность представить любой вид деятельности в форме анимации или изображения. На уроках иностранного языка чаще всего применяются обучающие презентации, всевозможные информационные объекты: лексический, грамматический материал, тексты, словари.
Наиболее доступным способом использования информационных технологий на уроках иностранного языка является использование познавательных и обучающих программ. Программы чаще всего составлены в игровой форме, что позволяет учащимся легко и быстро усваивать новый материал, закреплять ранее изученный.
Тематический иллюстрированный словарь Learn English Euro talk Interactive имеет огромный потенциал в изучении лексике. Данная программа позволяет тренировать лексику по девяти различным темам. Среди упражнений особое внимание уделяется практически необходимым формам: восприятие иностранной речи на слух, говорение и развитие памяти [2].
Эффективность применения информационно-коммуникативных технологий в сфере преподавания иностранного языка зависит от избранной методики, способов и форм их применения. Очень важно то, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с компьютерными технологиями, какие применяет ресурсы в педагогической деятельности.
Коммуникативный метод: Для создания коммуникативной обстановки на уроке важно поддерживать высокую активность каждого обучающегося. Даже если дети молчат, они могут быть заняты мыслительной работой: обдумывать свой ответ, осмысливать высказывания собеседников. Такую обстановку создавать непросто. Учителю важно собрать внимание всех присутствующих заданием на извлечение и использование информации из диалога или монолога обучающихся, на комментирование ответа товарищей. Очень важно поощрять ответы каждого ученика за настойчивость, сообразительность, неординарность мышления.
Проектный метод: Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является метод проектов. Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения какой-либо проблемы.
Виды проектов, которые учащиеся могут использовать:
− ролевые игры, инсценировки (праздники, музыкальные программы, представления и т. д.);
− исследовательские (страноведение, обобщение научных знаний, исторические и т. д.);
− мультмедийные презентации, познавательные проекты;
− творческие (сочинения, перевод, викторины, кроссворды и т. д.;
Творческие задания мотивируют учащихся, создают фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса.
Чтобы сохранить интерес учащихся к иностранному языку на протяжении его изучения используются методические приемы, активизирующие речемыслительную деятельность школьников. Каждый урок — общение на иностранном языке, познание жизни страны и народа изучаемых языков. Необходимый дидактический материал, дополнительная литература способствует формированию навыков и умений всех видов речевой деятельности (всевозможные опоры, тестовые задания по грамматике, лексике, чтению; тексты для аудирования, учебные игры). Интересно проходят интегрированные уроки на татарском и английском языках. Путем демонстрации интересных, характерных только для данного народа сторон жизни, культуры родного края, обращается внимание и на формирование устойчивого интереса и любви к своему селу, городу, своей Родине. Обучающиеся прослушивают информацию о Республике Татарстан, о ее столице, об архитектурном наследии и достопримечательностях города Казани, о татарской кухне.
Особенно нравится школьникам работа по составлению и разгадыванию кроссвордов на страноведческие темы, оформление выставок, стендов, рисунков, рефератов. Нетрадиционные формы уроков оказывают положительное воздействие на взаимоотношения учителя и ученика, создают атмосферу сотрудничества и творчества, способствуют достижению общих целей.
Литература:
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М., 2004.
- Ефременко В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // ИЯШ. — 2007. — № 8. — С.18–21.
- Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ. — 2001.- № 2. — С.14–19.
- Синицина Ю. А. Межкультурная коммуникативная компетенция // Иностранные языки в школе. — 2002, № 6.
- Спирина Э. А. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка // Инновационные технологии в образовании: Материалы III Международной научно-образовательной конференции // Под общ. ред. д.п.н., проф. А. Н. Хузиахметова. — Казань: ТРИ «Школа», 2016. — С. 269–271.
- Цетлин В. С. Реальные ситуации общения на уроке // Иностранные языки в школе. — 2002, № 3.