Введение
В современном мире геополитический регион Центральной Азии состоит, согласно общепринятому представлению, из пяти государств: Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана. Ключевой страной в данном регионе является Узбекистан, который занимает центральное геостратегическое положение. В настоящее время республика Узбекистан имеет одну из самых развитых экономик стран Центральной Азии и представляет собой один из крупнейших рынков.
В XXI веке практика ведения бизнеса во всех развитых государствах показывает, что в организации торговых потоков логистика играет стратегически важную роль. В Узбекистане сегодня только появляются первые элементы логистического обеспечения транспортных перевозок грузов и торговли, а внедрение современных методов и технических средств в логистику республики происходит пока довольно медленно. И поэтому, исследование логического потенциала Узбекистана является очень актуальной темой.
Для достижения данной цели необходимо решить основную задачу — проанализировать состояние транспорта и логистики республики Узбекистан в настоящее время и определить основные направления развития транспорта и логистики Узбекистана.
Текущая ситуация в секторе транспорта Республики Узбекистан
В мире более сорока стран не имеют прямого выхода к морю. Чтобы доставить грузы к побережью им приходится пересекать границы другого государства. Уникальность Узбекистана состоит в том, что его грузы, прежде чем достигнуть моря, должны преодолеть территорию не менее двух стран.
На севере, чтобы добраться до российских и прибалтийских портов, необходимо преодолеть Казахстан и только тогда попасть на территорию России. На юге путь к морскому побережью проходит через Туркменистан и Иран. На западе через Туркменистан есть выход только ко внутреннему Каспийскому морю, и далее, чтобы добраться к черноморским портам необходимо пересечь границы кавказских государств. На востоке только через Казахстан можно добраться до российских портов Дальнего Востока или китайских портов. На юго-востоке, чтобы достигнуть побережья, необходимо преодолеть самый опасный путь через Афганистан, а затем Пакистан. Поэтому, исходя из своего географического положения, Узбекистану приходится решать свои проблемы транспортной и торговой независимости.
До 1991 года у Узбекистана не было выхода к международным транспортным коридорам на всех направлениях, кроме северного. Это обстоятельство крайне затрудняло транспортное сообщение как внутри республики, так и с другими государствами.
В 1990-е годы и в начале этого века начала формироваться дорожно-транспортная инфраструктура, открылись новые пути к мировому рынку, сделаны важные шаги к созданию современных транспортных коммуникаций, которые связали Узбекистан со многими странами земного шара. Приоритетным направлением экономики республики становится строительство новых железных путей и формирование единой железнодорожной сети.
7 ноября 1994 года на базе Среднеазиатской железной дороги образуется акционерное общество «Узбекистон темир йуллари», которая начинает реализовывать следующие основные направления деятельности: экспедирование и доставка грузов по железной дороге; ремонт и техническое обслуживание железнодорожных вагонов; пассажирские, туристические перевозки; обслуживание, обновление локомотивного и вагонного парка.
В первую очередь в 1994–2001 годах строится железная дорога протяжённостью 700 км, которая соединила Навои, Учкудук, Султонувайстог и Нукус, а через реку Амударья воздвигается железнодорожно-автомобильный мост длиной 681м. пока единственный во всей Центральной Азии. Затем строится ещё одна железнодорожная линия Ташгузар — Байсун — Кумкурган протяженностью 223 км. Новый железнодорожный поток позволил сократить расстояние грузовых и пассажирских перевозок до 170 км и освободить государство от платежей за транзит, и даже начать зарабатывать на транзите. В Узбекистане в последние годы была построены новые железные дороги общей протяжённостью более 1200 км, реконструированы и модернизированы свыше 3800 км железнодорожных путей, а также электрифицированы почти 1100 км железнодорожных магистралей. В настоящее время общая протяженность железнодорожной сети республики составляет 6500 км, и она соединяет все регионы Узбекистана [5].
Автомобильные дороги являются очень важным ресурсом в развитии международных сообщений. В государстве постоянно выделяются немалые средства для реконструкции и капитального ремонта автотранспортных магистралей как государственного, так и международного значения. Сейчас общая протяжённость всей автомобильной дорожной сети составляет в Узбекистане 183 тысячи километров. Национальная республиканская автомагистраль имеет длину около 3000 км. На долю автомобильного транспорта в настоящее время приходится основная часть пассажирских и грузовых перевозок. В ближайшем будущем автомобильные перевозки являются наиболее приоритетными и их роль будет постоянно расти, так как пока это пока самый быстрый и надёжный транспорт.
Порой данный вид транспорта является единственным реальным способом транспортировки срочных товаров и целого ряда скоропортящихся продуктов. В силу этих качеств автомобиль выигрывает конкуренцию у других видов транспорта при перевозки сельскохозяйственной продукции, текстильных изделий и других не сырьевых товаров, которые республика отправляет в другие страны [3].
28 января 1992 года была создана Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари». Основными задачами этой компании является государственное управление гражданской авиации, разработка, координация и реализация политики в области воздушного транспорта на территории Республики Узбекистан. И вот уже более 27 лет воздушный транспорт успешно выполняет свою немаловажную роль в транспортной системе республики. За эти годы в данной отрасли было реализовано не мало крупных проектов. Так была модернизирована в основном вся наземная инфраструктура аэропортов, авиапарк воздушных судов полностью обновился, а для более безопасных перелётов освоены новые типы авиалайнеров. В настоящее время в республике есть 11 международных аэропортов, в которых налажено регулярное авиасообщение с более чем 50 городами Европы и Азии, а чартерные рейсы осуществляются от Новой Зеландии до Аляски [4].
Таким образом, автор отмечает, что в республике Узбекистан на данный момент развиты все основные виды транспорта. Руководство республики уделяет постоянное внимание развитию железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта, а также вкладывает достаточно большие средства в развитие всей транспортной инфраструктуры.
Сектор логистики Узбекистана
Мировой опыт развитых стран показывает, что максимальную эффективность в развитии транспортно-логистического сектора могут обеспечить специальные комплексы инфраструктурных объектов и служб, которые в наши дни носят названия «логистический центр» и «транспортный терминал». Данные объекты расположены, как правило, на локальной территории и оказывают услуги по таможенному обслуживанию товаров и транспортных средств, их хранению, перевалке, страхованию, транспортно-экспедиторскому обеспечению, а также дальнейшей дистрибуции по регионам республики. Роль транспортно-логистических центров, на примере стран ЕС, очень значительна.
Деятельность этих центров в Голландии приносит доход более 40 % всего транспортного сектора, во Франции — 31 %, в Германии — 25 %. В среднем эта доля доходит до 30 % во всех государствах Центральной и Восточной Европы. Терминалы, в основном, строят недалеко от аэропорта или пункта пропуска через государственную границу. Они выполняют роль международных перегрузочных узлов. Также данные центры создаются в узловых точках пересечения международных транспортных коридоров.
Рыночные реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость постоянно улучшать торговую и транспортную инфраструктуры. Поэтому, в Узбекистане идёт непрерывный процесс создания современных складских комплексов по хранению, переработке, складированию и распределению экспортно-импортных грузов. Новые складские терминалы могут обслуживать все внутренние грузовые потоки, а также грузы, проходящие через республику транзитом. В данном случае, создаваемые международные транспортно-логистические центры с функциями «сухого порта», могут быть решающим фактором по оптимизации международных транспортных потоков.
Уникальное геостратегическое расположение Узбекистана служит важнейшим аспектом и стимулом развития сети современных складских комплексов и логистических центров. Создаваемые терминалы смогли бы значительно уменьшить логистические затраты по доставке различных грузов. Вопрос создания благоприятных условий для транзита грузов, проходящих через республику, и содействия развитию международных транзитных маршрутов заслуживает всё возрастающее значение для Узбекистана. В настоящий момент происходит процесс создания и укрепления торгового, транспортного и экономического моста, проходящего через всю Центральную Азию, и в том числе через Узбекистан, который соединил бы Россию и страны Европейского Союза со странами Юго-Восточной Азии, Китаем и Японией.
К сожалению, терминалы, которые сейчас действуют на территории Узбекистана, только некоторые отвечают современным требованиям. К таким центрам можно отнести специализированные терминалы, ориентированные прежде всего на экспортную продукцию. Они созданы в свободных экономических зонах (СЭЗ «Навои» и СЭЗ «Ангрен») и обслуживают там грузовые перевозки.
Международный интермодальный центр логистики (хаб) «Навои» открылся в 2008 году в аэропорту города Навои [21]. Этот центр находится в центре Узбекистана и Центральной Азии и представляет из себя идеальный региональный центр для международных перевозок.
На сегодняшний день «Навои» является крупнейшим терминалом грузовых авиаперевозок в Центральной Азии и может обрабатывать 100 тысяч тонн груза в год. В настоящее время пропускная способность обработки грузового терминала составляет до 300 тонн в сутки, но планируется увеличить его производительность до 1000 тонн.
В Центральной Азии международный логический центр «Навои» является самым первым проектом, и корейский авиаперевозчик «Korean Air» руководит всей структурой аэропорта, а также самостоятельно решает вопросы тарифной политики, логистики и сочленения маршрутов, включая автомобильные и железнодорожные. Через аэропорт «Навои» проложены регулярные авиамаршруты из Южной Кореи и Китая в Европейские города Милан и Брюссель. Также регулярно осуществляются грузоперевозки из Навои в Дели, Мумбай, Бангкок, Франкфурт. Успешно действует и развивается чартерная программа перевозки грузов в Дакку и Франкфурт. В перспективе будут обязательно открываться новые рейсы в Европу и Азию.
Международный центр логистики «Ангрен», расположенный в Ташкентской области, был создан в середине 2009 года. Его задача состоит в обеспечении гарантированного круглогодичного транспортного потока между областями Ферганской долины и другими регионами Узбекистана. Основными грузами этого логического центра являются автомобили производства «GM Uzbekistan», автокомпоненты, химическая и сельскохозяйственная продукция, нефтепродукты Ферганского НПЗ и другие товары. Мощность центра «Ангрен» составляет до 4 млн т. грузов, обработанных за год. Этот «сухой порт» общей площадью 184 тыс. м2 может оказывать самый широкий спектр услуг по обработке, хранению, транспортировке грузов и таможенной очистке.
Международный центр логистики «Ташкент» — «United Cargo Center» (UCC) [17] открыл свои двери в марте 2017 года на базе вновь созданной компании OOO «Interlogistics». Комплекс оказывает весь спектр логистических услуг, связанных с приемом, хранением, таможенным оформлением и отправкой грузов, и он расположен на пролегании основных региональных и международных транспортных маршрутов. UCC включает крытые склады общей площадью 18000 м2, холодильные и морозильные камеры общей площадью 800 м2, склад-навесы общей площадью 20000 м2, контейнерные площадки общей площадью 22000 м2.
Таким образом, Узбекистан располагает сетью транспортно-логических центров, которую необходимо всесторонне развивать и наращивать.
Основные транспортные коридоры Центральной Азии
В дорожную автомобильную сеть стран Центральной Азии входит примерно 66000 км магистральных дорог. Основную нагрузку региональных и международных перевозок несут дороги протяжённостью около 29000 км. Большая часть этих дорог проложены с севера на юг, а транзит товаров из Узбекистана проходит, чаще всего, через территории России и Казахстана. А-40 в виде асфальтобетонной магистрали является единственным основным коридором, который пересекает весь регион с востока на запад и соединяет Ташкент и Алматы. Данная магистраль имеет ответвляющие дороги, ведущие в Китай и Туркменистан. Железнодорожный коридор в Китай тоже один, и он проходит через пункт «Достык» на казахско-китайской границе. Сеть автомобильных дорог в Центральной Азии довольно обширна, но большая их часть находится в неудовлетворительном состоянии, что говорит об плохом техническом обслуживании.
Общая протяжённость железнодорожных путей государств Центральной Азии составляет более 22000 км. Самой крупной сетью железных дорог — 66 % обладает Казахстан, он же является несомненным лидером по грузовым перевозкам. По территории Казахстана осуществляется до 84 % всех железнодорожных перевозок Центральной Азии. Узбекистан имеет около 18 % региональных железнодорожных путей, и по его территории осуществляется около 11 % от общего числа перевозок.
В наше время перед Узбекистаном и другими странами Центральной Азии стоят задачи по обеспечению свободного и доступного выхода к морским перевозкам, сокращению издержек, связанных с пересечением государственной границы. Для решения этих непростых задач в 2003 году в Алматы состоялась Международная конференция министров развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и развивающихся стран транзита и стран-доноров, и представителей международных учреждений, занимающихся вопросами финансирования и развития. На этом форуме была принята Алматинская программа действий, которая закрепила особые потребности стран в новых глобальных рамках для сотрудничества в области транзитных перевозок. Затем была принята Венская программа действий для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, на десятилетие 2014–2024 годов, документы которой подписали 32 страны. В настоящее время Узбекистан последовательно реализует международные обязательства, которые были взяты в Вене, и включает принятые международно-правовые нормы в национальную правовую систему.
Уже сейчас необходимо начать активную работу над повышением качества услуг, предоставляемых транспортными и логистическими компаниями республики для того, чтобы увеличить объём международных грузоперевозок и привлечь новые транзитные грузопотоки через территорию Узбекистана.
Сейчас в Узбекистане наблюдается устойчивый ежегодный рост грузоперевозок в размере 6–7 %. Около 27 млн тонн составляет среднегодовой объем международных грузовых перевозок, в том числе экспорт — на уровне 4–4,3 млн тонн, а импорт — на уровне 13–13,3 млн тонн. Около 9,2–9,7 млн тонн транзитных товаров пересекают Узбекистан каждый год, которые приносят доход республике около 1 млрд долл. [1]. В общем объёме транзитных грузоперевозок наибольшее количество перевозимого транзитного груза принадлежит Казахстану — 32 %, далее следует Российская Федерация — 31 % и Иран — 13,8 %.
По железнодорожным перевозкам следует отметить, что наибольшее количество транзитного груза в общем объёме транзитных грузоперевозок принадлежит Казахстану — 32 %, далее следует Российская Федерация — 31 % и Иран — 13,8 %.
Рассмотрим основные сухопутные и морские транспортные коридоры, по которым Узбекистан осуществляет свои внешнеторговые перевозки [7] (приложение № 1. Транспортные коридоры Центральной Азии).
Коридор 1 — транзитом через Казахстан и Россию в порты стран Балтии — Таллинн (Эстония), Клайпеда (Литва), Рига, Лиепая, Вентспилс (Латвия).
Коридор 2 — транзитом через Казахстан, Россию, Украину или Беларусь в страны Европейского Союза через погранпереходы Брест (Беларусь) и Чоп (Украина).
Коридор 3 — транзитом через Казахстан, Россию и Украину в черноморский порт Ильичевск (Украина).
Коридор 4 (ТРАСЕКА) — транзитом через Туркменистан, Казахстан и Азербайджан в порты Чёрного моря. (приложение № 2)
Коридор 5 — транзитом через Туркменистан и Иран в порт Бандар-Аббас, находящийся на побережье Персидского залива.
Коридор 6 — транзитом через Казахстан, Китай, Россию, используя казахско-китайский погранпереход (Достык/Алалшанькоу) в китайские восточные порты и российские дальневосточные порты Находка, Владивосток и другие.
Коридор 7 — транзитом через Кыргызстан и Китай в китайские порты Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское морей.
Коридор 8 — транзитом через Афганистан в иранские порты Бандар-Аббас, Чахбахар и пакистанские порты Гвадар и Карачи.
Таким образом, рассмотрены основные транспортные коридоры, активно использующиеся Узбекистаном в целях осуществления внешнеторговых грузоперевозок. Сегодня, существующие транспортные коридоры, используются недостаточно эффективно и их инфраструктуру необходимо развивать, для увеличения грузопотока.
Развитие транспортно-логического потенциала Узбекистана
Главная географическая особенность стран Центральной Азии состоит в том, что они не имеют прямого выхода к Мировому океану. Данная особенность влияет на все сферы жизни государств региона — экономику, национальную безопасность и внешнюю политику. В настоящее время, Китай выдвинул международный проект «Один пояс — один путь», который может изменить влияние Китая на регион и превратить Центральную Азию из ряда государств, не имеющих выхода к морю, в транзитный регион между Азией и Европой. По сути, Китай открывает Центральную Азию [22].
В 2019 году своё участие в этом проекте подтвердили 125 стран мира и 29 международных организаций, которые подписали 173 соглашения о сотрудничестве. В будущем транспортные коридоры должны связать 60 государств в Европе, Азии и Африке. Об этом проекте лидер КНР Си Цзиньпин рассказал ещё в 2013 году, когда был с официальным визитом в Казахстане. Инициатива Китая «Один пояс и один путь» объединила два других проекта: «Экономический пояс шёлкового пути» и «Морской шёлковый путь XXI века» и её цель — создание глобальной инфраструктуры торговых путей.
«Экономический пояс шёлкового пути» предполагает следующие транспортные потоки:
− из Китая через ЦА, Россию до Европы (до Балтийского моря);
− из Китая через ЦА и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю;
− из Китая в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, к Индийскому океану.
Основные направления «Морского Шёлкового пути XXI века»:
− из морских портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы;
− из китайских портов через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана.
В указанных направлениях планируется сформировать международные коридоры экономического сотрудничества: «Китай — Монголия — Россия», «Китай — Центральная Азия — Западная Азия», «Китай — Индокитай», «Китай — Пакистан» и «Бангладеш — Индия — Мьянма — Китай».
25–27 апреля 2019 года в Пекине состоялся второй форум высокого уровня «Один пояс — один путь». В саммите приняло участие 37 лидеров государств и правительств. Китайскую столицу посетили около 5 тысяч гостей, которые представляли 150 стран и 90 международных организаций. По результатам мероприятия были достигнуты 283 договорённостей и подписано соглашений о сотрудничестве на сумму более 64 млрд долларов [23].
25 апреля 2019 года Президент Узбекистана Ш. М. Мирзиёев в рамках саммита в Пекине встретился с Председателем КНР Си Цзиньпином, на которой заявил, что Узбекистан полностью поддерживает инициативу «Пояса и Пути» и готов внести практический вклад в ее полномасштабную реализацию. Председатель КНР выразил уверенность, что участие и инициативы Ташкента в рамках проекта будут способствовать всестороннему углублению взаимовыгодного сотрудничества Китая с Узбекистаном и Центральной Азией в целом [8].
В последние годы реализовано ряд проектов по совершенствованию транспортной системы Центральной Азии. 17 февраля 2018 года был открыт новый автомобильный коридор Ташкент-Андижан-Ош-Иркештам-Кашгар, протяжённостью 920 км, который соединил Узбекистан с Китаем [11]. А 17 июля 2019 года Узбекистан и Казахстан открыли новый международный транспортный коридор «Бейнеу-Акжигит-граница Узбекистана» [12]. Развиваются авиаперевозки, так новый грузовой авиамаршрут был запущен 15 июля 2019 года между Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая и столицей Узбекистана Ташкентом [13].
15 мая 2019 года Узбекистан отправил первый транзитный контейнерный груз из казахстанского порта Актау [24]. Сейчас, пока довольно успешно продвигаются более масштабные проекты. Таким, например, является строительство железной дороги Узбекистан — Кыргызстан — Китай. Этот железнодорожный поток является кратчайшим путём из КНР в Европу и на Ближний Восток, и при введении в действие данной железной дороги расстояние по сравнению с действующими маршрутами сократится на 900 км, а время доставки грузов уменьшится на 7–8 дней. В реализации этого проекта активное участие принимает Китай, который 17 июля 2019 года запустил прямой грузовой железнодорожный маршрут Сиань — Бишкек [14].
Также очень многообещающим может стать строительство железной дороги Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар с выходом на пакистанский порт Гвадар. Узбекистан совместно с Афганистаном, Казахстаном, Пакистаном и РФ уже приступил к обсуждению этого проекта. В декабре 2018 года и в марте 2019 года в Ташкенте состоялись пятисторонние встречи глав железнодорожных ведомств, в ходе которых было принято решение о создании рабочей группы по его реализации [15].
В связи с реализацией данного проекта и укреплению торгово-экономического сотрудничества Узбекистана и Афганистана Ташкент продолжает попытки урегулировать ситуацию в Афганистане. Узбекистан в марте 2019 года организовал Ташкентскую конференцию по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное сотрудничество». А в августе 2019 года министерство иностранных дел Республики Узбекистан принимало делегацию движения «Талибан», которая посетила Ташкент 7–10 августа. В урегулировании взрывоопасной ситуации в Афганистане активную позицию занимает и Казахстан, который в ходе председательства в СБ ООН выдвинул инициативу по «превращению Центральной Азии и Афганистана в модельную зону мира, сотрудничества и безопасности» [10].
Таким образом, развитие транспортно-логической системы имеет очень важное значение для национальной экономики Узбекистана, а также для всего региона — Центральной Азии. В настоящее время, наблюдается более активное продвижение различных национальных и международных проектов в этом направлении. Но для того, чтобы реализовать эти проекты далеко не всё зависит от Узбекистана. Всё более важную роль в Центральной Азии играет политика Китая, но нельзя забывать и о влиянии США и России.
Заключение
За короткий период времени руководитель Узбекистана Ш. М. Мирзиёев выступил с целом рядом инициатив по реформированию национальной экономики и всей внутренней политики. Важнейшее внимание властей направлено, также и на улучшение международного имиджа страны, которая долгие годы находилась в некоторой изоляции от других стран Центральной Азии и всего мира. За не полные три года президент Узбекистана Ш. М. Мирзиёев совершил ключевые визиты в Россию, Китай, США, страны ЕС, Ближнего Востока, а сама республика становится важной площадкой для различных международных мероприятий самого высокого уровня. В своей новой региональной политике Узбекистан руководствуются, прежде всего, принципами экономического прагматизма. Руководство республики активно ищет пути, чтобы занять важное политическое и экономическое место в Азии.
Узбекистан — это страна «double-landlocked», то есть даже ее соседи не имеют прямого выхода к морю. С другой стороны, как и вся Центральная Азия в целом, Узбекистан находится на пересечении всех узловых наземных коридоров в Евразии, соединяющих Восток и Запад. Тогда как Казахстан стал главной территорией в китайской инициативе “Пояс и путь”, предоставляя обширные возможности для северных маршрутов, нацеленных в Европу, Узбекистан пытается использовать свои преимущества и стать региональным транспортным хабом на южных рубежах, благодаря близости к Афганистану.
Таким образом, проведя анализ геополитической ситуации в Центральной Азии, необходимо отметить, что в настоящее время Узбекистан становится одним из важных звеньев нормализации обстановки в Афганистане и стратегическим центром стран Центральной Азии в реализации транспортно-логических и других экономических проектов азиатского региона [16].
Приложение № 1. Транспортные коридоры Центральной Азии
Приложение № 2. Транспортный коридор «Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА)
Литература:
- Официальная статистика. [Электронный ресурс] — Государственный комитет Узбекистана по статистике — Режим доступа: https://www.stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika (дата обращения 07.08.2019)
- Направление деятельности АО «Узбекистон темир йуллари». [Электронный ресурс] — Официальный сайт АО «Узбекистон темир йуллари» — Режим доступа: http://www.railway.uz/ru/gazhk/o_kompanii/ (дата обращения 07.08.2019)
- Основные задачи и направления деятельности Государственного комитета. [Электронный ресурс] — Государственный комитет Республики Узбекистан по автомобильным дорогам — Режим доступа: http://www.uzavtoyul.uz/ru/page/company.html (дата обращения 07.08.2019)
- История создания авиакомпании. [Электронный ресурс] — Официальный сайт национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» — Режим доступа: https://www.uzairways.com/ru/about-us/istoriya-sozdaniya-aviakompanii (дата обращения 07.08.2019)
- Транспортные коммуникации Республики Узбекистан. [Электронный ресурс] — Официальный сайт АО «Узбекистон темир йуллари» — Режим доступа: http://railway.uz/ru/gazhk/transport/ (дата обращения 07.08.2019)
- Основные цели Ассоциации. [Электронный ресурс] — Официальный сайт ассоциации по развитию бизнес логистики — Режим доступа: http://www.adbl.uz/ru/tseli-i-zadachi (дата обращения 07.08.2019)
- Транспортные коридоры. [Электронный ресурс] — Министерство инвестиций и внешней торговли республики Узбекистан — Режим доступа: https://mift.uz/ru/menu/transportnye-koridory (дата обращения 07.08.2019)
- Президент Узбекистана встретился с Председателем КНР. 25.04.19. / [Электронный ресурс] –UZDAILY– Режим доступа: https://www.uzdaily.uz/ru/post/43394 (дата обращения 07.08.2019)
- ТРАСЕКА. / [Электронный ресурс] — Официальный сайт ТРАСЕКА — Режим доступа: http://www.traceca-org.org/ru/traseka/ (дата обращения 07.08.2019)
- Сотрудничество Казахстана и Узбекистана. Первые строчки на чистом листе. 03.05.2019. / [Электронный ресурс] — Ритм Евразии — Режим доступа: https://www.ritmeurasia.org/news--2019–05–03--sotrudnichestvo-kazahstana-i-uzbekistana.-pervye-strochki-na-chistom-liste-42484 (дата обращения 07.08.2019)
- Начинается перевозка грузов по коридору Ташкент-Андижан-Ош-Иркештам-Кашгар.18.02.2018. / [Электронный ресурс] — Рамблер — Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/39171299-nachinaetsya-perevozka-gruzov-po-koridoru-tashkent-andizhan-osh-irkeshtam-kashgar/?updated (дата обращения 07.08.2019)
- Узбекистан и Казахстан открыли новый транспортный коридор. Он обеспечит узбекские товары коротким маршрутом в РФ и на Кавказ. 17.07.2019. / [Электронный ресурс] –Подробно.uz — Режим доступа: https://podrobno.uz/cat/obchestvo/uzbekistan-i-kazakhstan-otkryli-novyy-transportnyy-koridor-/ (дата обращения 07.08.2019)
- Китай запустил первый грузовой авиамаршрут из Синьцзяна в Узбекистан.16.07.2019. / [Электронный ресурс] — REGNUM — Режим доступа: https://regnum.ru/news/economy/2667138.html (дата обращения 07.08.2019)
- Китай запустил прямой грузовой железнодорожный маршрут Сиань — Бишкек. 17.07.2019. / [Электронный ресурс] — REGNUM — Режим доступа: https://regnum.ru/news/economy/2667528.html (дата обращения 07.08.2019)
- Железная дорога Узбекистан — Кыргызстан — Китай — это кратчайший путь из КНР в Европу и на Ближний Восток.21.06.2019. / [Электронный ресурс] — ИА РЖД-Партнер.ру) — Режим доступа: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/zheleznaya-doroga-uzbekistan-kyrgyzstan-kitay-eto-kratchayshiy-put-iz-knr-v-evropu-i-na-blizhniy-vos (дата обращения 07.08.2019)
- К чему стремится новая региональная политика Узбекистана? / [Электронный ресурс] — CAAN — Режим доступа: https://caa-network.org/archives/16247 https://caa-network.org/archives/16247 (дата обращения 07.08.2019)
- «Тashkent» international logistics center. [Electronic resource] — United Cargo Center — Access mode: http://ucc.uz/uk (date accessed: 08/07/2019)
- Тhe second high-level forum “One belt — one way”. / [Electronic resource] –XINHUANET — Access mode: http://www.xinhuanet.com/english/special/2019ydylforum/index.htm (date accessed: 08/07/2019)
- The Silk Road of the 21st century. / [Electronic resource] –TRACECA– Access mode: http://www.traceca-org.org/en/home/the-silk-road-of-the-21st-century/ (date accessed: 08/07/2019)
- An extended meeting of the Partnership for Transport and Logistics in Central Asia was held in Almaty. / [Electronic resource] — Logistika.uz — Access mode: http://logistika.uz/en/news (date accessed: 08/07/2019)
- Преимущества мультимодального логистического центра «Навои». [Электронный ресурс] – Молодой учёный – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/53/7244/ (дата обращения: 07.08.2019)
- Китайская инициатива «Пояс и путь» — освобождение замкнутой Центральной Азии. / [Электронный ресурс] – Евразийские исследования – Режим доступа: http://eurasian-studies.org/archives/8219 (дата обращения 07.08.2019)
- Итоги форума международного сотрудничества «Один пояс — один путь».14.05.19. Беляков Д. / [Электронный ресурс] – СОНАР-2050 – Режим доступа: https://www.sonar2050.org/publications/nastuplenie-vesny-v-otnosheniyah-eaes--kitay/ (дата обращения 07.08.2019)
- Узбекистан отправил первый транзитный контейнерный груз из казахстанского порта Актау. 15.05.2019. /[Электронный ресурс] – Берлек-Единство– Режим доступа: http://berlek-nkp.com/analitics/7565-uzbekistan-otpravil-pervyy-tranzitnyy-konteynernyy-gruz-iz-kazahstanskogo-porta-aktau.html (дата обращения 07.08.2019)