В статье рассматриваются психологические условия формирования социального поведения старших дошкольников в процессе подготовке к школе; представлены компоненты и критерии формирования социально-приемлемых форм поведения. Социальное поведение дошкольников рассматривается с точки зрения принятых норм в обществе и способах их формирования.
Ключевые слова: социальное поведение, этапы онтогенеза, дошкольное детство, социально-приемлемые формы поведения, предшкольная подготовка, мотивы поведения, критерии, дошкольники.
Социальное поведение востребовано и актуально на различных этапах зрелости, особенно в юности и взрослости. Но основы формирования социального поведения закладываются еще в детстве и в частности в дошкольный период, в процессе подготовки к школе, так как сформировать формы социального поведения человека невозможно за короткий период времени и эти навыки и характеристики закладываются и формируются на разных этапах онтогенеза.
Важно отметить, что в контексте дошкольного образования социальное поведение рассматривается как система формирования социальных форм поведения, которые в свою очередь являются предпосылками для зрелых форм поведения на разных этапах развития.
Дошкольное детство является сенситивным этапом для формирования социально-приемлемых и одобряемых форм поведения. Ведущую роль в данном процессе играет семья, образовательное учреждение, окружение.
Сегодня на первый план выходит не только развитие интеллектуальных способностей малыша, но и формирование самой личности, которая, должна научиться действовать самостоятельно, используя свои ресурсы и возможности, и умея работать в группе, социуме. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отмечает важность формирования у дошкольников таких качеств как самостоятельность, инициативность, патриотизм, гражданственность, воспитанность и др. Решение данных задач в полной мере возложено на дошкольные учреждения (детские сады, центры развития детей, секции, клубы), но они в свою очередь не должны заменять функции главного социального института — семьи. А значит и ответственность за воспитание будущего полноценного гражданина Российского общества лежит в полном объеме на семье.
На взгляд ряда исследователей включение детей дошкольного возраста в систему предшкольной подготовки позволяет организовывать эффективный процесс формирования социального поведения и получения навыков приемлемых форм поведения. При этом важную роль в формировании социальных форм поведения играет социальная активность. Вопросы социальной активности дошкольников рассматривались в работах С. А. Козлова, А. А. Волохова, В. Ф. Богачева, Н. В. Митяева, С. Ю. Иванова и др.
А. В. Киселева отмечала, что социальное поведение является ведущим поведением социума, где есть возможность проявлению личностных характеристик.
С. Ю. Иванов отмечает наличие в социально-ориентированном поведении формирования единой зоны, которая помогает организовывать взаимодействие при достижении поставленных целей и решении задач.
Т. И. Бабаева отмечала, что социальное поведение дошкольников характеризуется ориентированием на общение в социуме, учитывая интересы, установки, требования общества. Социально-ориентированное поведение дошкольников способствует накоплению у детей самостоятельности действий и поступков, развитию способности действовать согласно этическими нормами.
Если говорить о предшкольной подготовке, то можно отметить, что она представляет собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля за состоянием физического, психического, интеллектуального развития детей перед поступлением в школу.
Вместе с тем проблема формирования социальных форм поведения в период предшкольной подготовки является недостаточно изученной и разработанной с учетом современных потребностей общества. Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод о том, что социальное поведение дошкольника — это поведение, которое связано с формированием и проявлением общественно значимых потребностей и мотивов. Социальное поведение дошкольников выражается в проявлении социально-одобряемых и приемлемых форм поведения в обществе в процессе различной деятельности.
Социальное поведение может включать в себя ряд компонентов, среди которых можно выделить:
− общественно ценные мотивы общения;
− мотивы познания и деятельности;
− эмоционально-положительное отношение к разным жизненным ситуациям;
− навыки и мотивация к совместной деятельности.
Среди условий, помогающих формировать социальной поведение детей на этапе предшкольной подготовки, можно отметить следующие:
− создание психологически-комфортной обстановки, обеспечивающей включение каждого ребенка в процесс развития и воспитания;
− психологическое сопровождение каждого ребенка;
− формирование общественно ценных мотивов общения, поведения, познания;
− оказание психологической помощи другим участникам образовательного процесса (педагогам, родителям).
Ряд ученных делают весьма важное заключение, в котором социальное поведение представлено в виде сознательного выполнения правил поведения в обществе с осознанием целей и требований.
В современном обществе критериями социального поведения детей дошкольного возраста являются:
− личностный критерий, отражающий отношение к себе самому;
− мотивационный, отражающий отношение ребенка к миру;
− операционный критерий, отражающий способность ребенка к восприятию и поведению в различных ситуациях
− коммуникативный, отражающий способности выстраивать коммуникации.
Учитывая тот факт, что обучение в школе требует от ребенка серьезной предшкольной подготовки, вся система дошкольного образования направлена на подготовку ребенка к новому этапу обучения и развития. Психологическая комфортная среда во время предшкольной подготовки заключается в уважении к малышу, его чувствам и переживаниям, интересам и способностям, что в свою очередь обеспечивает активное включение каждого ребенка в процесс подготовки к обучению в школе. Данная подготовка позволяет создать равные условия для каждого ребенка и равные стартовые возможности каждого дошкольника для начала обучения в школе.
В связи с этим психологические сопровождение и созданные в его рамках программы помогают формировать социально принятое и одобряемое поведение. Психологическое сопровождение может включать в себя различные формы работы: диагностику детей, психологическую коррекцию, психологическое сопровождение (консультации, просвещение и коррекцию) для педагогов и родителей.
Таким образом, можно сделать ряд выводов, основываясь на исследованиях различных авторов:
− социальное поведение личности — это сознательное выполнение правил поведения в обществе;
− в старшем дошкольном возрасте приемлемо и важно говорить о социальных формах поведения;
− социальное поведение может рассматриваться как культурно-нравственное воззрение и жизненный опыт человека;
− социально приемлемое поведение дошкольника это поведение, которое связано с возникновением и проявлением социально одобряемых, общественно значимых потребностей и мотивов возникающих и проявляющихся в совместной деятельности;
− среди критериев социального поведения старших дошкольников можно отметить: личностный, мотивационный, операциональный, коммуникативный и эмоциональный;
− высокий уровень социального поведения дошкольников формируется и зависит от активного и эффективного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Использование различных форм работы в процессе психологического сопровождения дошкольников на этапе предшкольной подготовки позволяет формировать социальное поведение детей, что, в конечном счете, позволяет быстрее и эффективнее адаптироваться к обучению в школе.
Литература:
- Бабаева Т. И. Влияние семьи на формирование социального поведения дошкольников //Здравоохранение, образование, безопасность / Т. И. Бабаева. — 2016. — № 4. — С. 26–28.
- Иванова С. Ю. Гармоничное поведение дошкольников // Сборник конференций НИЦ Социосфера / С. Ю. Иванова. — 2014. — С. 32–34.
- Киселева А. В. Коррекция поведения дошкольника с учетом социальных потребностей и психологической комфортности // Молодой ученый/ А. В. Киселева. — 2017. — № 3. — С. 43–44.