В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, юридическое образование, правовое обучение, образование.
Сегодня во всех развитых странах мира упор в процессе реформирования систем образования переносится на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и находить пути их рационального решения, уметь критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Поэтому сегодня на смену традиционным «закрытым» системам обучения приходят новые «открытые» системы, к которым относится и дистанционное образование [1].
Новая информационная среда стала основой развития современного дистанционного образования. Хотя определенные элементы дистанционного образования использовались и ранее (в первую очередь при заочной форме обучения), в полном смысле дистанционное образование является детищем нашего времени. Оно возможно только с использованием новейших интерактивных технологий (компьютерных образовательных систем в обычном и мультимедийном вариантах, электронных библиотек и баз данных с удаленным доступом, компьютерных сетей и т. п.).
Заметим, что следует дифференцировать понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». Очевидно, что дистанционное образование — это новая форма организации обучения, которая занимает промежуточное положение между стационарной и заочной формами, а дистанционное обучение — это новый метод дидактики.
По мнению многих ученых, дистанционное образование — это организованный по определенным темам, дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учениками и преподавателями, а также между самими учащимися и максимально использующий современные средства новых информационных технологий [3].
Дистанционное образование — это многоаспектное явление. Поэтому в режиме дистанционного образования слушатели могут получить подготовку в любых сферах научных знаний. Не является исключением и юридическое образование. В дистанционном режиме может быть получено высшее юридическое образование, осуществлена переподготовка юридических кадров и повышение квалификации юристов.
Использование всех возможностей новейших компьютерных технологий позволяет активизировать все каналы восприятия студентами информации, сделать процесс обучения в вузе интересным и плодотворным [2].
К положительным аспектам юридического дистанционного образования можно отнести такие возможности, как:
− получение образования лицами, которые по тем или иным причинам не в состоянии получить его другим способом;
− получение образования без отрыва от производства, места жительства, а также получение одновременно нескольких образований в различных учебных заведениях;
− получение образования в удобное для студента время, в удобном месте и удобном темпе обучения;
− формирование из набора независимых учебных курсов (модулей) оптимального индивидуального или группового плана обучения;
− одновременное общение студентов с преподавателями и между собой независимо от места их нахождения и времени вхождения в информационную и телекоммуникационную сеть;
− уменьшение затрат на проведение обучения (нет затрат на аренду помещений, на дорогу к месту обучения как у преподавателей, так и студентов);
− повышение качества образования за счет использования современных средств, больших электронных библиотек и пр.;
− создание единого образовательного пространства;
− использование самых современных достижений информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе и т. п.
В свою очередь негативными аспектами юридической дистанционного образования можно считать:
− фактическое отсутствие отечественных разработок квалифицированных средств учебно-методического обеспечения (электронных учебников и книг, тестов и виртуальных тренажеров и т. п.) по юридическим специальностям;
− низкий уровень компьютеризации учебных заведений;
− отсутствие совершенной нормативной базы существования и развития дистанционного образования и государственно признанных концептуальных разработок, нивелирует его общегосударственное значение и сводит его к корпоративным интересам отдельных групп лиц и др. [1].
Дистанционное обучение, индивидуализированное в своей основе, не исключает вместе с тем возможности широкой коммуникации учащихся. Это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной среды, основанный на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.
Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, призванной реализовать право человека на образование и получение информации. Это новая форма организации учебного процесса, основанная на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что ученики часто отдалены от преподавателя в пространстве, в то же время они имеют возможность в любой момент общаться с помощью телекоммуникации [3].
В современный период новейшие информационные технологии могут быть успешно применены и в обучении юристов по традиционными учебными программами, но с использованием средств «дистанционного обучения». Прежде всего речь идет о студентах, обучающихся по любой (дневной, вечерней или заочной) форме.
Известно, что самостоятельная работа студентов обеспечивается системой учебно-методических средств, предусмотренных для изучения конкретной юридической дисциплины. Однако традиционные средства (учебники, учебные и методические пособия, конспекты лекций преподавателя и т. д.) могут быть дополнены специальными учебными дистанционными средствами по любым юридическим дисциплинам [2].
С помощью разнообразных и специализированных сервисов сети Интернет преподаватель и студент осуществляют взаимодействие в рамках учебного процесса. Преподаватель выдает задания, консультирует при возникновении затруднений, контролирует выполнение тестов и работ, помогает при подготовке к экзаменам и зачетам. Необходимые материалы для успешного учебного процесса обучающийся получает в электронном виде, а не в традиционном печатном. Порядок и скорость освоения учебных дисциплин обучающийся может выбирать самостоятельно. При дистанционном обучении можно освоить материал целого курса всего за один семестр, или, наоборот, продлить обучение на несколько лет [3].
Дистанционное обучение является открытым и доступным для всех, независимо от того места, где человек живет. Это обучение, а не самообразование. Оно использует как технологическую основу современные средства новых информационных технологий и средства массовой коммуникации — как привычные (радио, телевидение, факс), так и новые (аудио-, теле- и видеоконференции, компьютерные телекоммуникации и т. д.) [3].
Итак, в основе учебного процесса при дистанционном обучении в юридических ВУЗах лежит целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте и пр. Чтобы технологии дистанционного обучения заняли достойное место в системе образования России, нужно, прежде всего, создать глобальную компьютерную сеть образования и науки, поскольку именно компьютер и передовые информационные технологии дают возможность получать учебный материал.
Литература:
- Елизарова М. А. Правовые основы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 2. Часть II. Тула: Изд-во ТулГУ. 2014.
- Кукьян В. Н., Фотина О. В. Актуальные проблемы дистанционного образования // Открытое и дистанционное образования. № 4 (48). -Томск: Изд-во ТГУ, 2012.
- Роль Интернета в образовании. — URL: http://www.mnl.su/sekretyiuspeha/item/50-rol-interneta-v-obrazovanii.html