Критерии отбора методов и средств обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 19.08.2019

Статья просмотрена: 3140 раз

Библиографическое описание:

Борзиева, З. М. Критерии отбора методов и средств обучения / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 113-114. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62026/ (дата обращения: 18.12.2024).



В представленной ниже работе будет раскрыта сущность методов и средств обучения, рассмотрены основные классификации методов и средств обучения, а также обоснованы критерии выбора педагогом тех или иных методов и средств обучения.

Ключевые слова: методы обучения, средства обучения, классификации, критерии отбора.

Одним из главных педагогических процессов является процесс обучения, и его успех во многом зависит от правильного и умелого использования методов и средств обучения.

Методы и средства являются важнейшими компонентами учебного процесса и без их применения нельзя добиться желаемого результата в отношении образования учащихся. Задача учителя — создание условий, вызывающих познавательный интерес посредством использования наиболее подходящих методов и средств обучения.

Рассмотрим понятия «метод» и «средства обучения»

Метод обучения (от греч. methodos — путь продвижения к истине) — упорядоченная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение определенной дидактической цели.

Под методами обучения принято понимать как деятельность учителя, так и деятельность учащихся. В первом случае — это преподавание, во втором — учение. При этом способы учебной деятельности учителя и способы учебной деятельности учащихся находятся в тесной взаимосвязи.

Метод обучения характеризуется тремя признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

В педагогике методы обучения реализуются с помощью средств обучения. На сегодняшний день отсутствует однозначное определение средств обучения. В это понятие входит все то, что учитель использует на уроке.

Под средствами обучения понимаются разнообразные учебные материалы и орудия, с помощью которых достигается цель обучения. Главное назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала.

Средства обучения выполняют определенные функции:

а) познавательная функция, которая состоит в том, что средства обучения обеспечивают непосредственное познание окружающей действительности;

б) формирующая функция, которая состоит в том, что средства обучения развивают познавательные возможности учащихся, их ощущения и волю;

в) дидактическая функция, которая заключается в том, что средства обучения считаются принципиальным источником познаний и умений, упрощают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную деятельность.

Методы и средства — сложные, многомерные, многокачественные. В связи с этим различные методы и средства группируют в системы, которые принято называть классификациями. В основу классификации положен один или несколько признаков.

Классификаций методов много. Наиболее часто используемыми в школе являются следующие классификации:

  1. Классификация методов по источнику получения знаний (Н. М. Верзилин, И. Т. Огородников);
  2. Классификация методов, предложенная Ю. К. Бабанским;
  3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Ларнер, М. Н. Скаткин);
  4. Классификация методов по дидактическим целям (Г. И. Щукина, И, Т. Огородников);
  5. Классификация методов по назначению (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Средства обучения можно классифицировать по различным основаниям:

1. Средства обучения по своему составу могут быть материальными и идеальными.

К материальным средствам обучения относятся предметы, взятые из самой действительности (учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, помещение, оборудование, расписание занятий и т. д.)

Идеальные средства обучения — это средства, которые используют учитель и учащиеся для усвоения новых знаний. К ним относится: речь, письмо, схемы, условные знаки, чертежи и др.

2. Средства обучения по субъекту деятельности можно разделить на средства преподавания и средства учения.

3. По характеру воздействия на учащихся средства делятся на:

− визуальные (карты, макеты, диаграммы, схемы и т. д.);

− аудиальные (радио, музыкальный центр);

− аудиовизуальные (телевидение, кинофильмы, ИКТ- презентация).

4. Классификация А. Е. Дмитриева и Ю. А. Дмитриева:

− природные: естественные объекты либо их изображения (реальные вещи, портреты, картины и т. д.);

− объемные (геометрические фигуры);

− изобразительные (фотографии, кадры телефильмов и т. д.);

− графические (схемы, чертежи, таблицы);

− символические (глобус, географические карты);

− звуковые (магнитофонная запись);

− мультимедиа, базирующаяся на компьютере.

Выбор методов и средств обучения в педагогике является одной из главных задач, так как необоснованный подход к их применению может привести к ухудшению учебного процесса. Однако в методических пособиях для учителей и содержании учебников нет прямых рекомендаций о применении тех или иных методов и средств. Учитель сам, исходя из целей и задач, содержания учебного материала, возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся, должен прийти к правильному решению.

То есть выбирать надо методы и средства, лучше всего учитывающие особенности содержания материала, возможности учеников, наличие времени для их применения. В соответствии с этим избирается оптимальный комплекс методов и средств обучения.

Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что метод обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемого материала. И все классификации методов имеют определенное основание и позволяют с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения, которые являются источником получения знаний, формирования умений. Строгой классификации средств обучения в науке нет, их можно классифицировать по различным признакам.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2005. — 248 с.
  2. Голант Е. Я. Методы обучения в современной школе / Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2007. — 256 с.
  3. В. А. Сластенин. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-567 с.
Основные термины (генерируются автоматически): средство обучения, классификация методов, метод обучения, учебный материал, Дмитриев, источник получения знаний, познавательная деятельность, средство, учебный процесс.


Похожие статьи

К вопросу реализации компетентностного подхода в обучение математике

В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в организации учебного процесса. Предлагаются некоторые методы в определении целей обучения, отборе содержания обучения, выборе методов обучения и оценке результатов обучения при компетен...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Методы и приемы обучения, используемые в преподавании юридических дисциплин

В данной работе обсуждаются методы и приемы подготовки специалистов юридической сферы. Показана необходимость использования традиционных и инновационных методов обучения.

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Сущность, основные критерии и источники подбора персонала

В данной статье проведен анализ подходов ученых к сущности понятия «отбор персонала», рассмотрены основные особенности процесса отбора персонала. Определены критерии и источники набора персонала.

Методы обучения иностранному языку

В данной статье идет речь о методах обучения иностранному языку, представлены некоторые примеры методов обучения иностранному языку. Проанализированы и выделены критерии, повышающие эффективность обучения иностранному языку.

Инструменты и методы проектного управления в строительстве

В статье рассмотрены особенности инструментов и методов управления проектами. Произведен обзор и проанализированы достоинства и недостатки методологии управления проектами в строительной отрасли. Выявлены ряд проблем и недостатков в методологии и пре...

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

Система педагогико-экономической подготовки будущих учителей в современных уловиях

В статье описана авторская модель взаимодействия педагогических вузов в области решения проблем формирования содержания педагогической подготовки, учитывающая недостатки существующих схем взаимодействия педагогических вузов.

Современные методы преподавания юридических дисциплин

Исследование посвящено изучению существующих на сегодняшний день методов преподавания юридических дисциплин, особое внимание уделено методам интерактивного обучения. Рассмотрены их особенности и перспективы реализации в образовательной деятельности.

Похожие статьи

К вопросу реализации компетентностного подхода в обучение математике

В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в организации учебного процесса. Предлагаются некоторые методы в определении целей обучения, отборе содержания обучения, выборе методов обучения и оценке результатов обучения при компетен...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Методы и приемы обучения, используемые в преподавании юридических дисциплин

В данной работе обсуждаются методы и приемы подготовки специалистов юридической сферы. Показана необходимость использования традиционных и инновационных методов обучения.

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Сущность, основные критерии и источники подбора персонала

В данной статье проведен анализ подходов ученых к сущности понятия «отбор персонала», рассмотрены основные особенности процесса отбора персонала. Определены критерии и источники набора персонала.

Методы обучения иностранному языку

В данной статье идет речь о методах обучения иностранному языку, представлены некоторые примеры методов обучения иностранному языку. Проанализированы и выделены критерии, повышающие эффективность обучения иностранному языку.

Инструменты и методы проектного управления в строительстве

В статье рассмотрены особенности инструментов и методов управления проектами. Произведен обзор и проанализированы достоинства и недостатки методологии управления проектами в строительной отрасли. Выявлены ряд проблем и недостатков в методологии и пре...

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

Система педагогико-экономической подготовки будущих учителей в современных уловиях

В статье описана авторская модель взаимодействия педагогических вузов в области решения проблем формирования содержания педагогической подготовки, учитывающая недостатки существующих схем взаимодействия педагогических вузов.

Современные методы преподавания юридических дисциплин

Исследование посвящено изучению существующих на сегодняшний день методов преподавания юридических дисциплин, особое внимание уделено методам интерактивного обучения. Рассмотрены их особенности и перспективы реализации в образовательной деятельности.

Задать вопрос