В представленной ниже работе будет раскрыта сущность методов и средств обучения, рассмотрены основные классификации методов и средств обучения, а также обоснованы критерии выбора педагогом тех или иных методов и средств обучения.
Ключевые слова: методы обучения, средства обучения, классификации, критерии отбора.
Одним из главных педагогических процессов является процесс обучения, и его успех во многом зависит от правильного и умелого использования методов и средств обучения.
Методы и средства являются важнейшими компонентами учебного процесса и без их применения нельзя добиться желаемого результата в отношении образования учащихся. Задача учителя — создание условий, вызывающих познавательный интерес посредством использования наиболее подходящих методов и средств обучения.
Рассмотрим понятия «метод» и «средства обучения»
Метод обучения (от греч. methodos — путь продвижения к истине) — упорядоченная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение определенной дидактической цели.
Под методами обучения принято понимать как деятельность учителя, так и деятельность учащихся. В первом случае — это преподавание, во втором — учение. При этом способы учебной деятельности учителя и способы учебной деятельности учащихся находятся в тесной взаимосвязи.
Метод обучения характеризуется тремя признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
В педагогике методы обучения реализуются с помощью средств обучения. На сегодняшний день отсутствует однозначное определение средств обучения. В это понятие входит все то, что учитель использует на уроке.
Под средствами обучения понимаются разнообразные учебные материалы и орудия, с помощью которых достигается цель обучения. Главное назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала.
Средства обучения выполняют определенные функции:
а) познавательная функция, которая состоит в том, что средства обучения обеспечивают непосредственное познание окружающей действительности;
б) формирующая функция, которая состоит в том, что средства обучения развивают познавательные возможности учащихся, их ощущения и волю;
в) дидактическая функция, которая заключается в том, что средства обучения считаются принципиальным источником познаний и умений, упрощают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную деятельность.
Методы и средства — сложные, многомерные, многокачественные. В связи с этим различные методы и средства группируют в системы, которые принято называть классификациями. В основу классификации положен один или несколько признаков.
Классификаций методов много. Наиболее часто используемыми в школе являются следующие классификации:
- Классификация методов по источнику получения знаний (Н. М. Верзилин, И. Т. Огородников);
- Классификация методов, предложенная Ю. К. Бабанским;
- Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Ларнер, М. Н. Скаткин);
- Классификация методов по дидактическим целям (Г. И. Щукина, И, Т. Огородников);
- Классификация методов по назначению (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
Средства обучения можно классифицировать по различным основаниям:
1. Средства обучения по своему составу могут быть материальными и идеальными.
К материальным средствам обучения относятся предметы, взятые из самой действительности (учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, помещение, оборудование, расписание занятий и т. д.)
Идеальные средства обучения — это средства, которые используют учитель и учащиеся для усвоения новых знаний. К ним относится: речь, письмо, схемы, условные знаки, чертежи и др.
2. Средства обучения по субъекту деятельности можно разделить на средства преподавания и средства учения.
3. По характеру воздействия на учащихся средства делятся на:
− визуальные (карты, макеты, диаграммы, схемы и т. д.);
− аудиальные (радио, музыкальный центр);
− аудиовизуальные (телевидение, кинофильмы, ИКТ- презентация).
4. Классификация А. Е. Дмитриева и Ю. А. Дмитриева:
− природные: естественные объекты либо их изображения (реальные вещи, портреты, картины и т. д.);
− объемные (геометрические фигуры);
− изобразительные (фотографии, кадры телефильмов и т. д.);
− графические (схемы, чертежи, таблицы);
− символические (глобус, географические карты);
− звуковые (магнитофонная запись);
− мультимедиа, базирующаяся на компьютере.
Выбор методов и средств обучения в педагогике является одной из главных задач, так как необоснованный подход к их применению может привести к ухудшению учебного процесса. Однако в методических пособиях для учителей и содержании учебников нет прямых рекомендаций о применении тех или иных методов и средств. Учитель сам, исходя из целей и задач, содержания учебного материала, возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся, должен прийти к правильному решению.
То есть выбирать надо методы и средства, лучше всего учитывающие особенности содержания материала, возможности учеников, наличие времени для их применения. В соответствии с этим избирается оптимальный комплекс методов и средств обучения.
Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что метод обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемого материала. И все классификации методов имеют определенное основание и позволяют с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения, которые являются источником получения знаний, формирования умений. Строгой классификации средств обучения в науке нет, их можно классифицировать по различным признакам.
Литература:
- Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2005. — 248 с.
- Голант Е. Я. Методы обучения в современной школе / Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2007. — 256 с.
- В. А. Сластенин. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-567 с.