Описана структура психологического консультирования женщин, желающих прервать нежелательную беременность. В процессе определения понятия был выполнен анализ содержания доабортного консультирования женщин, получивших направление на аборт. Были проанализированы основные цели и задачи, которые решает психолог в ходе консультирования женщин. Показана структура консультирования с основными параметрами, такими как начало консультации, основная часть консультации и завершение консультативной беседы. Основные вопросы, которые психолог задает в ходе консультации женщине, чтобы выявить основные мотивы прерывания беременности и осознано помочь женщине сделать выбор в сторону сохранения беременности, раскрыть ее внутренний потенциал, принять верное для нее решение.
Один из ведущих факторов, негативно влияющих на репродуктивное здоровье, приводящих к нарушению репродуктивной функции, бесплодию, возникновению гинекологических заболеваний у женщин, — аборты. О необходимости сокращения числа абортов прямо говорится в Концепции демографической политики Российской Федерации.
Ключевые слова: психологическое консультирование, аборт, доабортное консультирование, психологическая беседа, беременность, нежелательная беременность, репродуктивное здоровье.
Аборт (искусственный аборт, от лат. abortus — «выкидыш») — искусственное прерывание беременности. По современным медицинским стандартам, аборт проводится, как правило, при сроке до 22 недель беременности [5].
Доабортное психологическое консультирование — это не давление или убеждение, а оказание квалифицированной психологической помощи женщинам в кризисной ситуации.
В психологическом консультировании женщин, желающих прервать нежелательную беременность должен быть индивидуальный подход к каждой пациентки, зависящий от ее жизненной ситуации (возраст, наличие детей, материальное положение, хроническое заболевание, неготовность к материнству, неодобрение родственников, асоциальное поведение партнера).
Доабортное консультирование — совокупность процедур, направленных на помощь женщине, желающей прервать нежелательную беременность и на разрешение проблем и принятия решений в отношении к этой проблеме, а также брака, семьи, совершенствование своей личности и межличностных отношений и эмоционального состояния в целом.
Цель консультации — помочь женщине понять происходящие в ее личном пространстве изменения и осмысленно постичь ее выбор и желание по поводу прерывания нежелательной беременности, а так же достичь и справиться с поставленной целью на основе осознанного выбора, при разрешении проблем эмоционального и внутриличностного характера.
У психолога по доабортному консультированию должна быть четкая принципиальная позиция: сохранение человеческой жизни и семьи — на первом месте. Ключевая задача психолога — не настаивать, а помочь пациентке самостоятельно сделать осознанный выбор. Важно снять у женщины психологическое напряжение, потому что она находится в стрессе: и ввиду гормональных изменений, и из-за того, что ей нужно принимать решение о жизни своего будущего ребенка. Беременной нужно помочь осознать, что она уже мама. Достичь этой цели помогут специальные информационные буклеты, муляжи ребенка (до 12 недель), фотографии и видеоролики об этапах беременности и внутриутробного развития малыша.
Задачи доабортного консультирования:
− не выходя за границы профессиональной этики психолога, необходимо информировать женщину о возможных негативных последствиях и осложнениях аборта, как во время проведения, так и после.
− выявить факторы, подталкивающие женщину к принятию решения по поводу прерывания нежелательной беременности;
− оказать женщине эмоциональную поддержку, выразить свою заинтересованность и желание помочь в трудный для нее период;
− сформировать ответственное отношение женщины к сохранению репродуктивного здоровья и родительству;
− повысить психологическую грамотность женщин об аборте и его последствиях и осложнениях.
Планируемым результатом психологической работы с беременной женщиной, решившейся прервать нежелательную беременность, является принятие ею осознанного, неимпульсивного решения.
В случае если женщина изменит свое решение и предпочтет аборту рождения ребенка, работа психолога с ней строится согласно целям и методам работы с будущей мамой [2].
Структура доабортного консультирования
Начало консультативной беседы
− представление психолога
− установление консультативного контакта с женщиной, желающей прервать нежелательную для нее беременность (уникального динамического процесса, во время которого женщине психолог помогает раскрыть свои внутренние ресурсы для развития позитивной направленности в беседе), а так же взаимопонимания между психологом и женщиной, исключение оценочных суждений, проявляемых в любой форме, по поводу прерывания беременности [1].
− сообщение о цели консультации и, при необходимости, времени, которое она может занять.
− представление психолога
− установление консультативного контакта с женщиной, желающей прервать нежелательную для нее беременность (уникального динамического процесса, во время которого женщине психолог помогает раскрыть свои внутренние ресурсы для развития позитивной направленности в беседе), а так же взаимопонимания между психологом и женщиной, исключение оценочных суждений, проявляемых в любой форме, по поводу прерывания беременности [3].
− сообщение о цели консультации и, при необходимости, времени, которое она может занять.
Основная часть консультативной беседы
В этой фазе консультации психолог приступает к аргументации. Используются техники те же, что и на первом этапе и новые: прояснение и отражение чувств, интерпретация, конфронтация, сократовский диалог и т. д.
Аргументирование консультантом должно осуществляться не напрямую путем указания на то, что женщина поступает неправильно, плохо (она и сама об этом знает и, тем не менее, решается на аборт). Задача психолога — вскрыть основной болевой момент, ту причину, которая подводит женщину к этому решению [2].
В середине консультации целесообразно использовать наглядные методы убеждения.
В процессе консультации с психологом фактически решается вопрос о жизни еще не рожденного ребенка. И, как часто бывает, это решение может быть принято женщиной на основе эмоций, а не логических умозаключений.
В процессе консультативной беседы большое воздействие оказывает использование макетов плода, а также возможность непосредственной демонстрации во время консультации фильмов о внутриутробном развитии ребенка и об абортах [5].
В практике консультации можно использовать следующий прием: во время беседы с женщиной подвести ее к осознанию настоящего момента не с точки зрения ее самой, а с точки зрения ребенка; и проекции на будущее: «Как Вы думаете, какой сейчас ребенок, движется ли он, что он может делать».
Примерные вопросы, которые психолог задает в ходе беседы с женщиной.
- Как Вы представляете ребенка, которого Вы сейчас носите?
- Какое имя Вы бы дали Вашему ребенку? Кого Вы больше хотите, мальчика или девочку?
- Хотите ли Вы иметь детей?
- Что Вам мешает родить ребенка?
- Как Вы представляете процедуру аборта, известно ли Вам что-нибудь о последствиях и осложнениях аборта?
- Кто в Вашей семье против ребенка, а кто за?
Женщина, идущая на аборт, не думает о ребенке как о личности, она воспринимает его (за редким исключением) как временную помеху, еще более грубо — больной зуб, который необходимо выдернуть. Это также проявление психологической защиты — иначе женщина не смогла бы решиться на этот шаг, на убийство живого ребенка.
Поэтому когда в консультативной беседе женщина затрудняется ответить на вышеприведенные вопросы, можно продемонстрировать ей отрывки из фильма «Первые дни жизни» начиная с того момента, который соответствует возрасту ее плода и далее — по мере временной возможности [4].
Таким образом, возможность демонстрации макетов, показа фильмов и, в целом, использование наглядных средств значительно повышает эффективность консультативной работы психолога.
Завершение консультативной беседы
Непродуманное, «смазанное» завершение может разрушить в целом успешную консультацию. Кроме того, необходимо выделить время для облегчения эмоционального переживания клиентом поднятых проблем.
На заключительной стадии психолог предоставляет клиенту дополнительный материал: литературу или фильм (это рассматривалось выше), а также выполняет диспетчерскую функцию. Многие проблемы, поднятые клиентом, могут быть связаны с необходимостью обращения к другим специалистам: юристу, социальному работнику, и др. Психолог должен предоставить женщине-клиенту информацию о том, куда она может обратиться для решения непсихологических проблем [2].
Любая форма прерывания беременности оказывает негативное влияние на здоровье женщины. Работа психолога с данной категорией женщин — это работа «расшатывания», усиления сомнений. Женщина пришла записываться на аборт — она уже сделала выбор, приняла решение, но у нее всегда остаются сомнения — что-то на другой чаше весов. И работа психолога заключается в том, чтобы выявить эти сомнения, «дать им голос. Какая чаша весов перевесит, мы знать не можем, так как решение принимает женщина. Но «пошатнуть» женщину в ее нехорошей уверенности сделать аборт все-таки можно попробовать.
Женщине, оказавшейся в кризисной ситуации, можно помочь. Но лишь при условии, что помощник действительно искренне желает ей добра. Нужно не стремиться доказать свою правоту или убедить женщину в том, что аборты делать нельзя (хотя мы с этим безусловно согласны), а именно желать добра. Никакая женщина не хочет быть лишь «аргументом» в доказательстве правоты какого-то человека или идеи [2].
Каждый человек хочет быть счастливым, иметь семью и детей. Каждая женщина стремится стать матерью. Беременность должна быть планируемой, а рождённый ребёнок желанным и любимым.
Литература:
- Алёшина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование — М.: Класс, 2005. — 143 с.
- Есипова Н. Д. Методические и организационные аспекты консультирования по проблеме абортов — М.: Издательство «Проспект»,2009. — 72 с.
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования — М.: Академпроект, 1999. — 240 с.
- Сатир В. Психотерапия семьи — СПб.: Ювента, 1999. –288 с.
- Харламова Е. Проблема абортов в современном мире: полный запрет или легальность / Е. Хамитова. –М.: Психол. журнал. — 2008.– № 1. — С. 51–68.