Особенности управления конфликтами в образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 25.08.2019

Статья просмотрена: 2174 раза

Библиографическое описание:

Джакеева, А. Ж. Особенности управления конфликтами в образовательных учреждениях / А. Ж. Джакеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/archive/272/61177/ (дата обращения: 19.12.2024).



На сегодняшний день управление конфликтами в образовательных учреждениях играет особую роль, влияющую на весь образовательный процесс. От того, какой климат будет присутствовать в образовательном учреждении будет зависеть и качество оказываемого образования. Именно поэтому своевременное разрешение конфликтных ситуаций в образовательном пространстве играет важную роль.

Ключевые слова: конфликт в образовательных учреждениях, педагогический конфликт, управление конфликтами.

Управление конфликтами в образовательных учреждениях представляет собой процесс перевода конфликтов в стабильное состояние посредством осмысленного воздействия на конфликтное поведение субъектов образовательного пространства. При этом управления конфликтами в педагогической среде является и процессом ограничения конфронтации за счёт конструктивного влияния на учебно-воспитательный процесс.

На сегодняшний день процесс управления конфликтами в образовательной среде рассматривается в трудах отечественных учёных с разных сторон. Так, например, В. В. Корицкая выделяет в качестве основных этапов управления конфликтами предупреждение и прогнозирование одних конфликтов, одновременно с стимулированием других, а также их регулирование и разрешение [1, c. 141]. По мнению автора, предупреждение конфликта в образовательном пространстве является важнейшей составляющей педагогической деятельности, направленной на недопущение возникновения негативного влияния на результаты обучения и воспитания.

Предупреждение конфликтов в учебно-воспитательном процессе происходит за счёт системы психолого-педагогических методов и средств, которые эффективны лишь в том случае, когда соблюдается согласование интересов всех субъектов, принимающих участие в образовательном процессе.

Однако, следует отметить, что данный процесс имеет свои особенности. Так, вместе с предупреждением конфликтов в образовательном пространстве, важную роль играет и стимулирование конструктивных конфликтов, которые, в свою очередь, являются мощным фактором преобразований и модернизации в системе общественных отношений в рамках образовательного пространства. Примером стимулирования конструктивного конфликта в образовательной среде может являться организация конкурсов на замещение вакантных должностей, а также внутривузовские конкурсы, направленные на создание здоровой конкурентной среды среди преподавателей.

Особое внимание при управлении конфликтами в образовательной среде играет педагогическое воздействие на конфликтную ситуацию с целью её смягчения и перевода в положительное русло. Управление конфликтами будет иметь свои этапы [2, c. 239]:

  1. Признание и определение конфликта в образовательном процессе;
  2. Выявление основных причин возникновения конфликтной ситуации;
  3. Признание конфликтующими субъектами правил и норм поведения при конфликтной ситуации;
  4. Рационализация конфликта, способствующая стимулированию субъектов конфликта к принятию решений;
  5. Структурирование конфликтующих групп, способствующее измерению потенциала конфликтующих сторон.
  6. Последовательное ослабление конфликта.

Важно отметить, что в рамках организации учебного процесса основными конфликтами, возникающим чаще всего, являются межличностные конфликты с коллегами и руководством. Конфликтные ситуации могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины. Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неизбежности, а другие — могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу (это различного рода дежурства, присутственные дни и т. п.).

Межличностные конфликты, например, между руководством кафедры и преподавателями могут возникать из-за неравномерного распределения нагрузки, особенно в тех в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка. Несправедливое распределение всегда провоцирует конфликты.

Проблема является актуальной на сегодняшний день, поскольку от того, в каком эмоциональном состоянии находится преподаватель будет зависеть качество его преподавания и общения со студентами. Именно поэтому первостепенной является задача разработки рекомендаций по совершенствованию процесса управления конфликтами в образовательном пространстве.

Так, в процессе разрешения конфликта в образовательном пространстве важную роль будет играть соблюдение следующих условий [2, c. 341]:

  1. Наличие благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
  2. Высокий уровень профессионализма педагогов, а также его расположенность к педагогическому такту развитому интересу к своей работе;
  3. Здоровое психолого-эмоциональное состояние преподавателя, а также его целеустремлённость, самообладание, культура и техника речи.

Подводя итог, важно отметить, что только слаженная работа руководства и профессорско-преподавательского состава позволит обеспечить качественный процесс управления конфликтами в образовательных учреждениях, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Литература:

  1. Корицкая, В. В. Конфликт интересов в образовательном процессе / В. В. Корицкая, Т. А. Истомина // Проблемы высшего образования. — 2017. — № 1. — С. 140–142.
  2. Трушина, Е. В. Педагогический конфликт как средство совершенствования образовательного процесса в вузе / Е. В. Трушина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2018. — № 3–2. — С. 338–344.
  3. Шурыгина, О. В. Особенности конфликтов в образовательном процессе вуза / О. В. Шурыгина // Приволжский научный журнал. — 2017. — № 4 (20). — С. 237–241.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное пространство, управление конфликтами, конфликт, образовательный процесс, конфликтная ситуация, образовательная среда, предупреждение конфликтов, преподаватель, учебно-воспитательный процесс, учебный процесс.


Ключевые слова

управление конфликтами, педагогический конфликт, конфликт в образовательных учреждениях

Похожие статьи

Предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе как фактор создания благоприятного психологического климата образовательной организации

В статье автор исследует влияние конфликтов на благоприятность уровня психологического климата в образовательной организации.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Значение периметра безопасности в профессиональной деятельности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности

В современном информационном обществе существующая образовательная среда современных вузов претерпевает серьезную модернизацию: она становится более открытой, гибкой, дифференцированной, усложняются организационно-технологические и межкультурные связ...

Сравнительная оценка влияния обучения как стрессогенного фактора на студентов первого и третьего курса высшего учебного заведения медицинского профиля

Человек является частью сложной взаимосвязанной системы, состоящей из множества элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера. Влияние учебного процесса как стрессогенного фактор...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Профессиональное здоровье педагогов средних образовательных школ (на примере учителей школ г. Владивостока и сельских поселений края)

В последнее время уделяется повышенное внимание проблемам сохранения (поддержания) здоровья у представителей разных групп социономических профессий. В связи с этим проводится ряд мероприятий, нацеленный на укрепление данного феномена. Фактор здоровья...

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих в образовательной среде

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Похожие статьи

Предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе как фактор создания благоприятного психологического климата образовательной организации

В статье автор исследует влияние конфликтов на благоприятность уровня психологического климата в образовательной организации.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Значение периметра безопасности в профессиональной деятельности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности

В современном информационном обществе существующая образовательная среда современных вузов претерпевает серьезную модернизацию: она становится более открытой, гибкой, дифференцированной, усложняются организационно-технологические и межкультурные связ...

Сравнительная оценка влияния обучения как стрессогенного фактора на студентов первого и третьего курса высшего учебного заведения медицинского профиля

Человек является частью сложной взаимосвязанной системы, состоящей из множества элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера. Влияние учебного процесса как стрессогенного фактор...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Профессиональное здоровье педагогов средних образовательных школ (на примере учителей школ г. Владивостока и сельских поселений края)

В последнее время уделяется повышенное внимание проблемам сохранения (поддержания) здоровья у представителей разных групп социономических профессий. В связи с этим проводится ряд мероприятий, нацеленный на укрепление данного феномена. Фактор здоровья...

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Роль учителя в разрешении конфликтов, возникающих в образовательной среде

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Задать вопрос