На сегодняшний день управление конфликтами в образовательных учреждениях играет особую роль, влияющую на весь образовательный процесс. От того, какой климат будет присутствовать в образовательном учреждении будет зависеть и качество оказываемого образования. Именно поэтому своевременное разрешение конфликтных ситуаций в образовательном пространстве играет важную роль.
Ключевые слова: конфликт в образовательных учреждениях, педагогический конфликт, управление конфликтами.
Управление конфликтами в образовательных учреждениях представляет собой процесс перевода конфликтов в стабильное состояние посредством осмысленного воздействия на конфликтное поведение субъектов образовательного пространства. При этом управления конфликтами в педагогической среде является и процессом ограничения конфронтации за счёт конструктивного влияния на учебно-воспитательный процесс.
На сегодняшний день процесс управления конфликтами в образовательной среде рассматривается в трудах отечественных учёных с разных сторон. Так, например, В. В. Корицкая выделяет в качестве основных этапов управления конфликтами предупреждение и прогнозирование одних конфликтов, одновременно с стимулированием других, а также их регулирование и разрешение [1, c. 141]. По мнению автора, предупреждение конфликта в образовательном пространстве является важнейшей составляющей педагогической деятельности, направленной на недопущение возникновения негативного влияния на результаты обучения и воспитания.
Предупреждение конфликтов в учебно-воспитательном процессе происходит за счёт системы психолого-педагогических методов и средств, которые эффективны лишь в том случае, когда соблюдается согласование интересов всех субъектов, принимающих участие в образовательном процессе.
Однако, следует отметить, что данный процесс имеет свои особенности. Так, вместе с предупреждением конфликтов в образовательном пространстве, важную роль играет и стимулирование конструктивных конфликтов, которые, в свою очередь, являются мощным фактором преобразований и модернизации в системе общественных отношений в рамках образовательного пространства. Примером стимулирования конструктивного конфликта в образовательной среде может являться организация конкурсов на замещение вакантных должностей, а также внутривузовские конкурсы, направленные на создание здоровой конкурентной среды среди преподавателей.
Особое внимание при управлении конфликтами в образовательной среде играет педагогическое воздействие на конфликтную ситуацию с целью её смягчения и перевода в положительное русло. Управление конфликтами будет иметь свои этапы [2, c. 239]:
- Признание и определение конфликта в образовательном процессе;
- Выявление основных причин возникновения конфликтной ситуации;
- Признание конфликтующими субъектами правил и норм поведения при конфликтной ситуации;
- Рационализация конфликта, способствующая стимулированию субъектов конфликта к принятию решений;
- Структурирование конфликтующих групп, способствующее измерению потенциала конфликтующих сторон.
- Последовательное ослабление конфликта.
Важно отметить, что в рамках организации учебного процесса основными конфликтами, возникающим чаще всего, являются межличностные конфликты с коллегами и руководством. Конфликтные ситуации могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины. Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неизбежности, а другие — могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу (это различного рода дежурства, присутственные дни и т. п.).
Межличностные конфликты, например, между руководством кафедры и преподавателями могут возникать из-за неравномерного распределения нагрузки, особенно в тех в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка. Несправедливое распределение всегда провоцирует конфликты.
Проблема является актуальной на сегодняшний день, поскольку от того, в каком эмоциональном состоянии находится преподаватель будет зависеть качество его преподавания и общения со студентами. Именно поэтому первостепенной является задача разработки рекомендаций по совершенствованию процесса управления конфликтами в образовательном пространстве.
Так, в процессе разрешения конфликта в образовательном пространстве важную роль будет играть соблюдение следующих условий [2, c. 341]:
- Наличие благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
- Высокий уровень профессионализма педагогов, а также его расположенность к педагогическому такту развитому интересу к своей работе;
- Здоровое психолого-эмоциональное состояние преподавателя, а также его целеустремлённость, самообладание, культура и техника речи.
Подводя итог, важно отметить, что только слаженная работа руководства и профессорско-преподавательского состава позволит обеспечить качественный процесс управления конфликтами в образовательных учреждениях, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Литература:
- Корицкая, В. В. Конфликт интересов в образовательном процессе / В. В. Корицкая, Т. А. Истомина // Проблемы высшего образования. — 2017. — № 1. — С. 140–142.
- Трушина, Е. В. Педагогический конфликт как средство совершенствования образовательного процесса в вузе / Е. В. Трушина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2018. — № 3–2. — С. 338–344.
- Шурыгина, О. В. Особенности конфликтов в образовательном процессе вуза / О. В. Шурыгина // Приволжский научный журнал. — 2017. — № 4 (20). — С. 237–241.