Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 21.08.2019

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Глаз, О. А. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка / О. А. Глаз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62083/ (дата обращения: 21.11.2024).



В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического мышления и творческих способностей ученика, формирование умений самостоятельного конструирования знаний. Решение этой задачи требует использования новых педагогических подходов и технологий в учебных заведениях разного типа.

В последнее время в практике обучения иностранным языкам как в школах, так и в вузах России, широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество учащихся, приобщение их к исследовательской деятельности. Этот метод позволяет интегрировать в едином учебном процессе знания из разных предметных областей, использовать различные режимы работы учащихся, организовать обучение в сотрудничестве учащихся и педагогов.

Опора на данный метод предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание учащимся нового личностно значимого продукта деятельности.

Е. С. Полат определяет метод проектов как “определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата”.1

Метод проектов подразумевает гибкую модель организации учебного процесса, которая ориентирована на творческую самореализацию учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (сначала под контролем преподавателя, а затем все в большей степени самостоятельно) образовательного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и практической значимостью.

Основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта, сводятся к следующему.

  1. Проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и ближайшего их окружения.
  2. Решаемая с его помощью проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно и теоретическое) значение.
  3. Работа учащихся над проектом является в большей или меньшей степени самостоятельной и носит исследовательский характер.
  4. Проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач. Хотя, допускаются изменения в процессе его осуществления.

Метод проектов позволяет создать условия, при которых учащиеся, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой стороны — применять их на практике. При этом основной упор делается на творческое развитие личности учащегося. Как правило, проект предполагает коллективную форму деятельности, взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем. Одна из его основных задач — реализация межпредметных связей и создание некоего продукта деятельности, имеющего ценность как для его авторов, так и для его потребителей.

Планирование всего проекта, определение задач работы, выбор методов их решения, сроков и способов презентации результатов проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками — всё это осуществляется в процессе коллективного обсуждения под гибким и постепенно уменьшающимся руководством учителя. В процессе обсуждения преподаватель задает различные варианты возможных целей и путей их достижения, из которых студент выбирает те, которые наиболее соответствуют его индивидуальности. Это создает условия для интеллектуального и творческого развития учащихся.

Проектная деятельность может быть реализована в форме минипроекта в рамках обычного урока по тому или иному предмету.

По нашему мнению, применение метода проектов будет наиболее эффективным при условии использования интернет-ресурсов. Одной из разновидностей последних является так называемый Вебквест (Webquest). Вебквест — это формат урока, основанный на исследовании какой-либо проблемы, где всю информацию, с которой учащимся придется работать, или ее часть, необходимо искать в сети Интернет. Исследование различных Вебквестов свидетельствует о том, что структура этого формата отражает, в той или иной степени, этапы проектной деятельности. В качестве доказательства данного утверждения ниже показано сравнение этапов проведения проектной деятельности с этапами работы над Вебквестом. В левой колонке даны этапы, предлагаемые разными методистами, для работы над любым проектом. В правой колонке приводится пример одного из вебквестов, в котором соблюдаются основные этапы организации проектной деятельности.

Таблица 1

Этапы работы над проектом

  1. Определение темы проекта.
  2. Определение проблемы и цели проекта. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.
  3. Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.
  4. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
  5. Работа в группах.
  6. Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
  7. Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
  8. Подготовка презентации проекта — выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т. д.
  9. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
  10. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т. д.

Russia webquest

Introduction

You have just gotten back from a trip to Russia with your family. You are putting together a presentation about Russia for your class. You are trying to decide what information would be interesting to your third grade class.

Task

Your task is to put together a booklet or HyperStudio stack about Russia for all your classmates. This booklet must be informative and attractive. You will need to find answers to the questions on this worksheet in order to create this booklet. You will also have to do the activities listed below.

Process
1. Print the map of Russia which has no labels. Label the map that you printed.

2. Print the Russian flag. Color it in later.
When was the Russian Flag first adopted?
What holiday celebrates the Russian Flag? When is it celebrated?

3. Look at the pictures of food that are translated into Russian. Find 1 dairy food, 1 fruit and 1 vegetable that you can write the English and Russian word for on your worksheet.
Draw pictures of these on your worksheet.

4. Now let's get some facts about Russia. Find this information using these web sites and write them on your
worksheet.

 What was Russia's population in 2002?

 What is the area of Russia (How big is it?)

 What is the main language spoken in Russia?

 What kind of currency (money) is used in Russia?

 What are the major religions in Russia?

 What continent is Russia part of?

 Name 5 countries that touch Russia's borders.

 What is the capital of Russia?

 What 2 oceans touch Russia?

5. Look at these photos of Moscow and St. Petersburg. Use your worksheet to write down this information.

 What are 2 cathedrals in Moscow?

 What is the name of a square in Moscow?

 What is the name of a tower in Moscow?

 What are 2 cathedrals in St. Petersburg?

 What sea is near St. Petersburg?

 What is the name of a statue in St. Petersburg?

6. Now let's look at the Moscow Zoo. Name 3 animals you can find in the Children's' Zoo.

Now use all this information to make a booklet or a HyperStudio stack. Keep in mind that your project should have all the information that you have found on the web and then written on your worksheet.

Evaluation

Please use this Rubric to evaluate your work on this WebQuest.

Conclusion. It is hoped that after this project the students will have a better understanding of doing research on the web. Hopefully they will also have attained some information about Russia.

В заключение заметим, что хотя метод проектов создает условия для развития творческих способностей и повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка, необходима разработка конкретных воплощений этого метода применительно к различным условиям, контингентам учащихся, а также проблематике проекта.

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров \ под ред. Е. С. Полат. М.: ИЦ “Академия”, 1999.
  2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2000 — № 2
  3. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка // Иностранные языки в школе, 2002 — № 2
  4. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — СПб: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц»», 2001
  5. Richards J. C. Methodology in Language Teaching. — Cambridge University Press, 2003
Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проектная деятельность, проект, работа, учащийся, этап работы.


Похожие статьи

Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Метод проектов в изобразительной деятельности как средство становления межличностных отношений у младших школьников в инклюзивной среде

Интенсивные технологии обучения иностранным языкам как средство стимулирования коммуникативной компетентности

Технология творческих мастерских как средство формирования коммуникативных навыков

Метод проектов как инновационный фактор в образовании будущих специалистов в области энергетики

Метод проектов — эффективное средство формирования ключевых компетенций учащихся

Похожие статьи

Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Метод проектов в изобразительной деятельности как средство становления межличностных отношений у младших школьников в инклюзивной среде

Интенсивные технологии обучения иностранным языкам как средство стимулирования коммуникативной компетентности

Технология творческих мастерских как средство формирования коммуникативных навыков

Метод проектов как инновационный фактор в образовании будущих специалистов в области энергетики

Метод проектов — эффективное средство формирования ключевых компетенций учащихся

Задать вопрос