Проблема гуманизации научно-технической деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 21.08.2019

Статья просмотрена: 2002 раза

Библиографическое описание:

Воргунова, В. Р. Проблема гуманизации научно-технической деятельности / В. Р. Воргунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62084/ (дата обращения: 16.11.2024).



Направляя научно-технический прогресс на этические императивы и цели устойчивого развития, человечество сможет превратить технологии из морально нейтральных в ценностно взвешенные, тем самым обеспечив будущее поколение необходимыми моральными императивами для гуманизации науки и техники. Научно-техническая деятельность направлена на развитие человечества, имеет своей целью благо человека, поэтому она гуманна по своей природе, а ее этические принципы во многом определяются пониманием основ гуманизма.

Ключевые слова: научно-техническое развитие, современное общество, наука, технология, инновации, нравственная оценка, гуманизация.

На современном этапе одним из ключевых факторов цивилизационного развития является непосредственное влияние научно-технического прогресса. Достижения науки и техники способствуют повышению качества продукции и услуг, экономии трудовых и материальных ресурсов, повышению производительности труда, совершенствованию организации производства и повышению его эффективности, что определяет не только уровень экономического и социального развития стран, но и степень их вовлеченности в общее планетарное развитие цивилизации в целом. Естественным следствием таких процессов является формирование многими развитыми странами стратегической модели экономического роста, основанной на привлечении, создании и передаче передовых разработок и новых технологий [1].

На современном этапе развития становится очевидным, что с началом промышленной революции наука и техника внесли не только позитивный, но и серьезный негативный вклад в социально-экономический процесс. Усилению экологического кризиса и усилению нестабильности социального развития способствовали войны и испытания всех видов оружия в сочетании с техногенными катастрофами. Есть достаточно доказательств и фактов, говорящих о том, что главной целью науки было создание сложных технологий, направленных на потребление природных ресурсов.

Основной парадигмой развития цивилизации было мировоззрение о преобразовании природы для нужд человека. В результате треть планеты занимают страны с индустриальным и постиндустриальным типом развития, которые оказывают существенное влияние на мировую структуру производства и экологию. Стремительный прогресс индустриальной цивилизации, особенно во второй половине ХХ века, выявил ее противоречивость: поставляя новые средства для удовлетворения растущих потребностей людей в комфорте и безопасности, она также приводила к масштабным нежелательным последствиям. Технология на протяжении истории делает жизнь людей более безопасной, но с ростом технологий, несомненно, возрастает зависимость человека от технических устройств и различных технологий их использования. Проникновение в космическое пространство, создание крупномасштабных дальнодействующих технологий, познание и внедрение в микрокосм и генетическую природу человека все больше делает самого человека объектом научно-технического преобразования. Человечество все больше становится «соучастником» эволюционных процессов в природе, что резко повышает проблему ответственности за научно-техническое развитие [2].

Переход многих развитых стран на постиндустриальную стадию социального развития в начале XXI века существенно не изменил ситуацию. Противоречивый характер современного научно-технического развития предъявляет особые, более высокие социальные, морально-этические требования к ученым, разработчикам, инженерам, техникам и специалистам. Как никогда ранее, возникает проблема оптимального (с учетом многих параметров человеческой жизни) внедрения достижений научно-технической революции, способствующих уникальному развитию личности. В условиях постоянного углубления человека в тайны природы, овладения всеми новыми способами воздействия на нее, гуманизация научно-технической деятельности, возрастания роли ее этических критериев особое значение приобретает. Дискуссии о ценности машин часто бывают запутанными и многозначными. Это связано прежде всего с тем, что выбор технической системы неизбежно накладывает определенные условия на человеческие отношения. Для некоторых типов технологий необходимы соответствующие модели или типы социальных отношений и социальных технологий. Оценка текущего состояния дел предполагает поиск ответов на вопрос о том, как следует осуществлять развитие технологий, чтобы быть достойным положительной моральной оценки. Ситуация осложняется тем, что между наукой и моралью существует не только различие, но и определенное противоречие. Более того, такое противоречие наблюдается между технологией и моралью: научно-техническая деятельность призвана служить благу человека, это уже морально по своей природе, но конкретные этические принципы научно-технической деятельности определяются пониманием основ гуманизма теми людьми, которые используют новые технологии, создают и применяют технические устройства. Даже вершинные достижения разума не способны возвысить личность, если они не подкреплены гуманистической моралью.

Кардинальные изменения в современном мире, обусловленные научно-технической революцией, диктуют необходимость поиска новых подходов, путей и форм взаимоотношений между людьми и их сообществами, а глобальный характер изменений определяет планетарный характер этических принципов, лежащих в основе этих отношений. Новая этика перерастет в целостное явление, ее основой станет признание приоритета общепринятых норм морали, соблюдение общечеловеческих интересов и ценностей. А. С. Капто определяет эту новую этику как этику планетарного гуманизма и глобального управления, подчеркивая, что ее основными принципами являются равенство и справедливость, терпимость, ненасилие, уважение к природе, общая ответственность государств и народов, обеспечивающая не только выживание человечества в условиях созданной возможности саморазрушения, но и научно-технический прорыв цивилизации [1].

Направляя научно-технический прогресс на этические императивы и цели устойчивого развития, человечество сможет превратить технологии из морально нейтральных в ценностно взвешенные, тем самым обеспечив будущее поколение необходимыми моральными императивами для гуманизации науки и техники. Научно-техническая деятельность направлена на развитие человечества, имеет своей целью благо человека, поэтому она гуманна по своей природе, а ее этические принципы во многом определяются пониманием основ гуманизма. Для современного, а тем более для будущего мирового научного сообщества, дальнейшее развитие тенденции к гуманизации науки и техники, все более полное подчинение целям человечества, сочетание исследовательских и ценностных подходов, развитие их этических основ приобретает особое значение [2].

Литература:

  1. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие; под ред. проф. Ю. В. Крянева, проф. Л. Е. Маториной. М.: ИНФРА-М, 2011. 416 с.
  2. Цвык В. А. Нравственные ценности профессиональной деятельности // Личность. Культура. Общество. 2014. Т. XVI. № 1–2 (81–82). С. 262–268.
Основные термины (генерируются автоматически): научно-техническая деятельность, научно-технический прогресс, будущее поколение, научно-техническая революция, научно-техническое развитие, особое значение, понимание основ гуманизма, развитие человечества, социальное развитие, устойчивое развитие.


Ключевые слова

технология, инновации, гуманизация, наука, современное общество, научно-техническое развитие, нравственная оценка

Похожие статьи

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...

Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения в условиях современной глобализации

В данной статье рассматриваются технологии воспитания патриотизма в рамках основных проблем человека и человечества в целом. Акцент сделан на современных средствах, направленных на воспитания чувства патриотизма, а также на том, что в качестве иннова...

Инновационные технологии в образовании: определение понятия и трудности внедрения

Атрибутом нынешнего общества считаются динамизм и усовершенствование. По этой причине для устойчивого развития необходимы инновации в абсолютно всех областях деятельности. Еще Конфуцием подтверждена базовая значимость образования в ходе развития обще...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Экологизация образовательного и воспитательного процесса позволит сформировать целостную систему экологических знаний, охватывающую все ступени обучения и воспитания. Необходимо, чтобы специалист любого профиля, деятельность которого прямо или косве...

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве

В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...

Информационно-коммуникационные технологии в условиях инновационной экономики

В данной статье раскрывается место и роль современных-информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях развития инновационной экономики. Доказано, что ИКТ сегодня выступают главным фактором повышения конкурентоспособности национальной эконо...

Интеллектуальное право на объекты инновационной деятельности

Проблема влияния инновационной деятельности на развитие общества является предметом пристального внимания экономистов и правоведов в Российской Федерации. Но инновация не является отличительной чертой для нынешних экономических условий. Многие иннова...

Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане

В статье рассмотрен вопрос о гуманизации системы образования в Республике Узбекистан, раскрыта сущность понятия «гуманизация» в историческом аспекте и применительно к современным условиям, обозначены направления реформирования системы образования на ...

Деструктивные тенденции в развитии контроля медиасферы

Современное развитие информационного пространства и параллельно с ним контроль и обеспечение безопасности стоит в приоритете у любого современного государственного аппарата. Однако, не все принимаемые меры работают должным образом и обеспечивают необ...

Внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников, ориентированной на личность ребенка и на развитие его способностей

В статье рассмотрен обобщенный опыт работы, с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания чувств и развития эмоциональной сферы, используя внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Похожие статьи

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...

Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения в условиях современной глобализации

В данной статье рассматриваются технологии воспитания патриотизма в рамках основных проблем человека и человечества в целом. Акцент сделан на современных средствах, направленных на воспитания чувства патриотизма, а также на том, что в качестве иннова...

Инновационные технологии в образовании: определение понятия и трудности внедрения

Атрибутом нынешнего общества считаются динамизм и усовершенствование. По этой причине для устойчивого развития необходимы инновации в абсолютно всех областях деятельности. Еще Конфуцием подтверждена базовая значимость образования в ходе развития обще...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Экологизация образовательного и воспитательного процесса позволит сформировать целостную систему экологических знаний, охватывающую все ступени обучения и воспитания. Необходимо, чтобы специалист любого профиля, деятельность которого прямо или косве...

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве

В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...

Информационно-коммуникационные технологии в условиях инновационной экономики

В данной статье раскрывается место и роль современных-информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях развития инновационной экономики. Доказано, что ИКТ сегодня выступают главным фактором повышения конкурентоспособности национальной эконо...

Интеллектуальное право на объекты инновационной деятельности

Проблема влияния инновационной деятельности на развитие общества является предметом пристального внимания экономистов и правоведов в Российской Федерации. Но инновация не является отличительной чертой для нынешних экономических условий. Многие иннова...

Роль гуманистических принципов образовательного процесса в Узбекистане

В статье рассмотрен вопрос о гуманизации системы образования в Республике Узбекистан, раскрыта сущность понятия «гуманизация» в историческом аспекте и применительно к современным условиям, обозначены направления реформирования системы образования на ...

Деструктивные тенденции в развитии контроля медиасферы

Современное развитие информационного пространства и параллельно с ним контроль и обеспечение безопасности стоит в приоритете у любого современного государственного аппарата. Однако, не все принимаемые меры работают должным образом и обеспечивают необ...

Внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников, ориентированной на личность ребенка и на развитие его способностей

В статье рассмотрен обобщенный опыт работы, с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания чувств и развития эмоциональной сферы, используя внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Задать вопрос