Современные подходы к пониманию сущности поликультурного образования в США | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шаймарданова, О. А. Современные подходы к пониманию сущности поликультурного образования в США / О. А. Шаймарданова, Л. В. Брусова, А. Г. Халимбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62088/ (дата обращения: 16.11.2024).



Анализ подходов к пониманию сущности поликультурного образования в США проведен нами по работам наиболее цитируемых авторов, коими в США, Канаде и Австралии являются Дж. Бэнкс (]. Banks), К. Грант (C. Grant), Ж. Гэи (G. Gay), С. Нието (S. Nieto), К. Слитер (C. Sleeter).

Выделяются следующие модели содержания поликультурного образования: К. Бэннет — модель для глобальных и мультикультурных перспектив; Ж. Гэй — модель интегративных мультикультурных базовых умений; Дж Бэнкс — модель Бэнкса; Р. Делгадо, Л. Икемото, Р. Чанг — модель анализа злободневных проблем современного общества.

Сущность поликультурного образования в США, по мнению Бэнкса, составляет определенную идею, сам процесс образования и инновационное движение в образовании. «Kaк некая идея, поликультурное образование стремится обеспечить равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп. Оно пытается создать равные для всех образовательные условия путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала разнообразные культуры и групп, существующих в обществе и национальной структуре класса. Поликультурное образование является также и процессом, потому что учителя и администрация школ должны постоянно работать, стремясь достичь его идеальных целей» [1, с.23]. Подход к пониманию поликультурного образования как инновационного движения кардинально меняет организацию и содержание образовательного процесса.

Согласно К. Гранту «поликультурное образование создало пространство для обсуждения двух направлений, которые ранее трудно было дискутировать в школах, университетах и других общественных местах, — «раса» и «сексуальность» [2, с.32]. С другой стороны, поликультурное образование ставит цель обеспечить многонаправленную дискуссию о социальных группах и классах, в том числе отношений церкви и государства, ислама и терроризма. Возникновение и становление поликультурного образования создало такое интеллектуальное пространство, в котором могут свободно обсуждаться проблемы социальной справедливости и прав человека, вопросы культурной и исторической идентичности, можно свободно критиковать и анализировать современные социальные теории. Вместе с этим поликультурное образование вскрывает важность вопросов не только плюрализма культур, но и те, как именно культура формирует личность современных учащихся. Развитие поликультурного образования подготавливает почву и «климат», в котором различные культуры участвуют во взаимовыгодном диалоге, различные традиции религии, культуры, морали рассматриваются через призмы друг друга, экспериментируют и создают совершенно новые идеи, возможно не имевшие бы места внутри своих традиций.

Американские педагоги и социологи четко разделяют понятия «поликультурное образование» (multicultural education), «глобальное (интернациональное) образование» (global / internatijnal education), «полиэтническое образование» (multiethnic education). Глобальное образование (или интернациональное воспитание) предполагает рассмотрение специфики различных стран, стилей жизни, особенностей национальных и этнических культур в этих странах, но не изучение этносов и вопросов полиэтничности.

Полиэтническое образование подразумевает изучение и освоение этносами своей родной культуры, языка, истории, литературы, музыки и т. д. не отрицая одновременного изучения культуры большинства. Полиэтническое образование по сути является частью поликультурного, которое ставит перед собой цель воспитания уважения и толерантности других этносов, религий, культур, рас. Толерантность в данном случае основано на глубоком знании и понимании различий и общности человеческих ценностей. [3, с. 125–276]

Дж. Бэнкса рассматривает процесс поликультурного образования на уровне отдельных учителей и выделяет пять сфер их действий: 1) интеграция содержания (content integration); 2) процесс конструирования знания (the knowledge construction process); 3) снятие предубеждений (prejudice reduction); 4) педагогика равенства (аn equity pedagogy); 5) усиление культуры и социальной структуры школы (аn empowering school culture social structures). [1, с.117]

Интеграция содержания понимается как включение в содержание учебных предметов блоков информации о разных культурах и особенностях социальных групп, раскрытие содержания разных культур.

Процесс конструирования знания подразумевает обеспечение учащихся моделями построению знания о самих себе.

Снятие предубеждений в коллективе учащихся — это поэтапное и планомерное создание положительного образа различных социальных групп и регулярное включение полиэтнического учебного материала для тог, чтобы помочь учащимся развить их положительное, доброжелательное отношение к различным расовым, этническим и культурным группам.

Педагогика равенства основана на создании ситуаций учебной успешности для обучающихся, принадлежащих к разным социальным группам. Основой данного рода ситуаций призвана быть стратегия сотрудничества, а не соперничества.

Усиление культуры и социальной структуры школы предполагает такое преобразование школьной среды, при которой все учащиеся, независимо от дохода семей, пола, статуса (коренные жители, иммигранты и др.) получали бы реальное равенство в жизни школы, равное положение и равный опыт.

«Поликультурное образование должно реализовываться через такие учебные программы и методы обучения, которые позволят учащимся:

а) изучить историю и вклад в общество различных групп, составляющих население Соединенных Штатов Америки;

б) начать уважать культуру и языки различных групп населения;

в) сформировать понимание собственных многочисленных социальных характеристик и того, как эти характеристики приводят к привилегиям или маргинализации отдельных лиц;

г) научиться применять инструкции по обеспечению социального равенства и способы действий для достижения равноправия». (

Согласно исследованиям Дж. Бэнкса существуют четыре модели поликультурного образования, касающиеся содержания образования в американской школе. [4, с. 129]

Модель А (монокультурная — как противопоставление поликультурной): в ней программный материал большинства учебных предметов строится на англо-американской точке зрения.

Модель В (контрибутивная — добавочная): этнический компонент вводится как дополнение к основному содержанию, которое остается англо-американским.

Модель С (многоперспективная): школьники изучают историю и социальные события с разных перспектив, например колонизацию с точки зрения англосаксов, индейцев и черного населения.

Модель D (трансформативная): в которой содержание образования трансформируется с многонациональной точки зрения — с позиций этнических групп, населяющих другие государства; в данном случае поликультурное образование становится ближе к глобальному. [1, с. 231–356]

Концентрируясь на основных идеях вышесказанного, выделим основные подходы к пониманию сущности поликультурного образования в США. Во-первых, поликультурное образование — это особая организация процесса образования, при которой представители разных культур (многокультурность), обучаясь одновременно в одних и тех же образовательных учреждениях, имеют совершенно равные права на получение качественного образования, целью которого нужно понимать подготовку к жизни в справедливом поликультурном социуме, гдекаждая из представленных культур имеет равную значимость.

Во-вторых, поликультурное образование предполагает такую организацию содержания образования, которое бы представляла разные культурные традиции (многокультурность) и в итоге создавало бы у участников процесса мировоззрение, в котором наличие множества культур является нормой и высшей ценностью. Поликультурное образование противопоставляется монокультурному, где только одна культурная выделяется как единственно стоящая, а другие представляются ошибочными, недоразвитыми или даже социально опасными.

В-третьих, поликультурное образование — это также и педагогическое сопровождение учащихся и и их родителей, направленное на максимальное развитие мотивации, умственных способностей и личности каждого участника образовательного процесса с целью обеспечения равных возможностей для построения дальнейшей карьеры и общественной жизни.

Таким образом, в педагогической традиции США поликультурное образование можно представить как образование культуропризнающего вида, так как оно ставит во главу угла проблему признания и равноправия культур различных социальных групп — расовых, этнических, религиозных и др.

Литература:

  1. Banks, J. A. Approaches to multicultural curriculum reform / J. A. Banks, & C. A. M. Banks // Multicultural education: Issues and perspectives. Boston: Allyn & Bacon, 2001.
  2. Grant, C. A. Education that is multicultural — Isn’t that what we mean? / C. A. Grant//Journal of Teaser Education. 1978. 29.
  3. Nieto, S. The light in their eyes: Creating multicultural learning communities / S.Nieto. New York: Teachers College Press, 1999. 344 p.
  4. Бубякина, Н. Е. Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 3. — С. 184–191.
Основные термины (генерируются автоматически): поликультурное образование, культура, США, группа, инновационное движение, интеграция содержания, образовательный процесс, полиэтническое образование, социальная структура школы, школьная среда.


Похожие статьи

Современные подходы к организации коммуникативного развития в обучении английского языка

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Теоретические и методологические подходы к пониманию предпринимательской деятельности в России

Принципы и подходы в системе корпоративного управления на современном этапе

Современные технологии в развитии музейного маркетинга

Концептуальные подходы к изменению коллизионного метода правового регулирования

Современный образовательный континуум как поликультурное пространство: некоторые подходы к осмыслению понятия

Теоретические аспекты определения места прокуратуры в системе разделения властей

Уровневый подход к исследованию сущности и принципов политики интеграции в российской экономике

Современные особенности и проблемы развития финансово-правового регулирования страхования в России

Похожие статьи

Современные подходы к организации коммуникативного развития в обучении английского языка

Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования

Теоретические и методологические подходы к пониманию предпринимательской деятельности в России

Принципы и подходы в системе корпоративного управления на современном этапе

Современные технологии в развитии музейного маркетинга

Концептуальные подходы к изменению коллизионного метода правового регулирования

Современный образовательный континуум как поликультурное пространство: некоторые подходы к осмыслению понятия

Теоретические аспекты определения места прокуратуры в системе разделения властей

Уровневый подход к исследованию сущности и принципов политики интеграции в российской экономике

Современные особенности и проблемы развития финансово-правового регулирования страхования в России

Задать вопрос