В статье дается понятие образа тела как психологической категории, раскрывается его связь с самоотношением у современных девушек. Описывается оригинальное исследование на базе теоретических и практических методов получения данных, включая математическую и эмпирическую обработку результатов. Делается вывод, что факт адекватного представления о своем физическом «Я» связан с положительным самоотношением.
Ключевые слова: образ тела, самоотношение, сознание, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты образа тела.
Вопрос телесности остается относительно малоизученной областью в психологии. Проблемы, касающиеся построения и нарушения образа собственного тела, самооценки внешности, телесных состояний изучаются главным образом в рамках клинической психологии и психиатрии.
Психическая жизнь человека заключена в телесную оболочку, с которой находится в отношениях постоянно. Эта проблема, известная в психологии как психофизическая или психосоматическая, не может оставаться без внимания.
Психология телесности как область научного психологического знания является включенной в область научного знания о сознании. Тело как таковое не может выступать в качестве объекта психологического исследования, оно представляет собой место бытия субъекта, тот протяженный и явный план, в котором субъект проявляет себя не только физически, но и психически — благодаря опосредованному взаимодействию тела и психики [4]. В качестве основного посредника данного взаимодействия можно рассматривать образ тела, обладающий, с одной стороны, телесно-чувственной материальной основой, а с другой — смыслообразующей основой сознания.
Изучение образа телесного «Я» позволяет более подробно проанализировать структуру самосознания и самоотношения личности в целом.
Таким образом, объектом исследованияпослужилопредставление современных девушек об образе своего тела, а предметом: компоненты образа тела. Представленность данных компонентов физического «Я» и их связь с самоотношением является основной мыслью данной статьи. Из чего мы предполагаем, что существует связь между самоотношением современных девушек и некоторыми компонентами образа физического «Я».
В исследовании использовались: теоретические методы (анализ, систематизация, обобщение теоретических и эмпирических данных), методы получения данных (тестирование, анкетирование, психосемантические методы). К последним относятся:
1) опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В. А. Лабунской, Е. В. Белугиной, 2003 г.;
2) опросник «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантелеева (МИС), 1989 г.;
3) методика «Личностный семантический дифференциал», адаптированная сотрудниками Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1992 г.;
4) метод свободных ассоциаций.
Также использовались методы математической и статистической обработки данных (Microsoft Office Excel, SPSS Statistics for Windows 19.0).
Исследование проводилось в Филиале МГУ им. М. В. Ломоносова г. Севастополь. В нём приняли участие студентки 1, 2, 3 курсов различных направлений подготовки. В общей сложности выборку составили 30 человек в возрасте от 18 до 25 лет.
Образ тела является феноменом и восприятия, и ощущения, и переживания. Это интегрированное психологическое образование, которое формируется в процессе социального взаимодействия человека и представляет собой результат осознанного и неосознанного психического отражения своего тела и телесного опыта в различных модальностях. Его развитие подчиняется общим закономерностям и осуществляется в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми и окружающим миром. Основной функцией «образа тела» является определение границ собственного «Я» [3].
Образ тела включен в когнитивную составляющую Я-концепции и состоит из трех компонентов: когнитивного компонента (представление индивида о своем теле), аффективного компонента (эмоциональная оценка), поведенческого компонента (конкретные действия, вызванные особенностями образа физического «Я») [2]. Субъект представляет свое тело с помощью когнитивного компонента и через эмоциональный компонент дает ему определённую оценку.
Так, образ тела непосредственно влияет на всю систему самоотношения человека: на комплекс установок, эмоций направленных на себя, выражающихся в одобрении или обвинении, похвале или порицании себя. Из этого следует, что факт принятия или положительного представления о своем физическом «Я» содействует адекватному положительному самоотношению.
Эмпирическое исследование состояло из трёх этапов.
На первом этапе были отобраны методики для исследования эмоционального и когнитивного компонентов образа тела, самоотношения, направленности личности. На втором этапе осуществлялось тестирование испытуемых, которое включало два блока: заполнение бланков с методиками в академической группе (около 40 минут) и индивидуальная работа с экспериментатором, выполнение методики «Свободные ассоциации» (5–7 минут). На третьем этапе исследования был произведен количественный и качественный анализ полученных результатов с использованием математических методов обработки данных.
Методическое обеспечение исследования образа тела
- Опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика», разработанный В. А. Лабунской и Е. В. Белугиной [1], предназначен для обширного, всестороннего и глубокого изучения отношения субъекта к собственной внешности и использовался нами для оценки когнитивного и эмоционального компонентов образа тела. Данная методика позволяет комплексно изучить четыре параметра отношения человека к своей внешности:
1) оценка частных компонентов внешнего облика, таких, как лицо, тело, оформление внешности;
2) оценка отраженной внешности;
3) общая удовлетворенность своими внешними данными;
4) самооценка социально желательного содержания параметров тела, лица и оформления внешности.
- Методика исследования самоотношения [5] предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.
- Для исследования категориальной структуры образа тела и ее представленности в сознании молодых девушек был использован психосемантический метод. Метод семантического дифференциала — это один из объективных методов построения субъективных семантических пространств. Семантическое пространство представляет собой операциональную модель представления категориальной структуры индивидуального сознания в виде математического пространства.
Для определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений была использована методика «Личностный семантический дифференциал», являющаяся частной модификацией семантического дифференциала Ч. Осгуда и адаптированная сотрудниками Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в 1992г. [6].
На данный момент основные компоненты образа тела и способы их оценки недостаточно полно изучены. Для выявления категорий, которые характеризуют их представленность в сознании молодежи, был выбран метод свободных ассоциаций.
- Ассоциации, как закономерно возникающие связи между различными явлениями, представляют собой символическую или иногда даже прямую проекцию внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания. Данный метод позволяет изучить субъективные семантические поля слов, формируемых и функционирующих в сознании человека, а также характер семантических связей слов внутри семантического пространства.
В данном исследовании был проведен цепочный ассоциативный эксперимент: на каждый стимул испытуемый должен был дать минимум семь (больше было затруднительно) ассоциаций. Группу слов-стимулов составили словосочетания, отражающие эмоциональный, когнитивный, поведенческий компонент образа тела соответственно: «эмоции к телу», «моё тело для меня», «моё тело в действии».
В результате эмпирического исследования образа тела как психологической категории были определены описательные категории, которые характеризуют представленность основных компонентов образа тела в сознании молодежи.
Наиболее частыми (частота встречаемости 6–9 раз) эмоциями к телу в представлении студенток являются нежность, радость, тепло. Тело представляется им красивым, женственным, стройным, но напряженным (частота встречаемости 5–13 раз). В действии тело себя проявляет чаще как активное или ленивое, быстрое, деятельное, но скованное и уставшее (частота встречаемости 5–15).
В результате корреляционного анализа выявлена связь образа тела и самоотношения современных девушек. Наиболее связанными с проявлением позитивного самоотношения у студенток являются положительная оценка своего тела и выразительность в поведении. Высокий уровень внутренней конфликтности и самообвинения связаны с низкой оценкой лица, тела, внешности выразительности поведения, представленности своего тела в жизни.
Оценка своего тела и степень выразительности поведения наиболее связанны с положительной оценкой своего лица, тела, внешнего облика, у современных девушек являются самоуважение и волевая сторона личности.
В ходе исследования были обнаружены описательные конструкты компонентов образа тела. Наиболее частыми эмоциями к телу в представлении девушек являются нежность, радость, тепло. Тело представляется красивым, женственным, стройным, но напряженным. В действии тело себя проявляет чаще как активное или ленивое, быстрое, деятельное, но скованное и уставшее.
Выявлена связь образа тела и самоотношения студенток. Наиболее связанными с проявлением позитивного самоотношения у представительниц слабого пола оказались положительная оценка своего тела и выразительность в поведении. Самоуважение и волевая сторона личности также связаны с оценкой образа тела.
Высокий уровень внутренней конфликтности и самообвинения связаны с низкими оценками образа тела. Связь оценки своего тела, степени выразительности поведения и уровня экстраверсии не обнаружилась.
Из этого мы можем предположить, что факт положительного представления о своем физическом «Я» связан с адекватным положительным самоотношением.
Литература:
- Белугина, Е. В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: Дис. … канд. психол. наук /Е. В. Белугина. — Ростов-на-Дону, 2003. — 199 с.
- Бёрнс Р. Б. Развитие «Я» — концепции и воспитание / Р. Бёрнс. — М.: Прогресс, 1986. — 320 с.
- Каминская Н. А., Айламазян А. М. Исследования образа физического «Я» в различных психологических школах. // Национальный психологический журнал. — 2015. — № 3(19). — С. 45–55.
- Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 208 с.
- Сенкевич Л. В., Донцов Д. А., Базаркина И. Н. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике. — Изд-во: «Человек», издание, 2014. — 250 с.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002–245 с.