Перед тренерами-преподавателями ДЮСШ возникла актуальная задача пересмотра методологических подходов к содержанию тренировочного процесса спортсменов-подростков, в котором бы успешно формировалась мобильная личность. Изменение целей и задач образования приводит к необходимости определения содержания и методов работы тренеров-преподавателей по активизации интеллектуального потенциала юных спортсменов (подростковый возраст — с 11–12 до 15–16 лет), их интересов, способствующих формированию такого качества личности как мобильность.
Необходимо отметить, что в подростковом возрасте познавательная деятельность выступает ведущей, и в дальнейшем является составляющей жизнедеятельности человека. А. Н. Леонтьев писал, что «ее особенность в том, что это есть отражение (и обобщение) межпредметных связей и отношений» [3, с. 77]. Мы считаем, что наиболее благоприятным возрастом для формирования мобильной личности является подростковый возраст, характеризующийся максимальной восприимчивостью к воспитанию социальных, нравственных и морально-волевых качеств личности. Поэтому особая роль в формировании мобильной личности принадлежит детско-юношеским спортивным школам (ДЮСШ), которые обеспечивают физическое и нравственное воспитание юных спортсменов.
Занятия спортом в ДЮСШ предъявляют высокие требования к умениям подростков включаться в коллективные отношения. Поэтому перед тренером-преподавателем стоит задача — направлять эти коллективные отношения, используя свой авторитет. Вследствие этого актуальной проблемой является организация такого тренировочного процесса в ДЮСШ, в котором бы успешно активизировался творческий потенциал подростков, развивалась познавательная активность, физические способности и морально-волевые качества, способствующие становлению их мобильности.
Тренеру-преподавателю надо знать, что подростковый возраст считается самым трудным во всех аспектах воспитания и обучения. Известно, что психофизиологическое развитие подростка связано с переходом от детства к взрослости и пубертатным кризисом, провоцирующих соматические заболевания (например, риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни)» [2]. Но в то же время происходит ряд положительных возрастных изменений, способствующих развитию подростка в целом и, в частности, мобильности как качества личности.
Необходимо обозначить, что в подростковом возрасте происходит улучшение абстрактно-логического мышления, что положительно влияет на технико-тактическую подготовку юного спортсмена. Многократное механическое выполнение «низкого» старта сменяется осознанным действием, поэтому в подростковом возрасте спортсмены успешно выполняют сложные упражнения и задания. Процесс запоминания технических приемов приобретает сознательный характер [4]. В эмоционально-волевой сфере происходит формирование сложных нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств (смелость, самостоятельность, решительность, инициативность). Организуются константные групповые структуры, и положение подростка в спортивных коллективах определяется достигаемыми спортивными и другими результатами, исчезает некритичная самоуверенность и подросток стремится к самостоятельности. С точки зрения психологии подростковый возраст — это «завершенное» детство со специфическим чувством «взрослости» (критический реализм)» [7].Тем не менее, в этот период у подростков иногда отмечается неуверенность в поведении, непостоянство настроения, негативные реакции на тренировочные нагрузки и соревновательные неудачи.
Тренера преподаватели отмечают, что в большинстве случаев, юные спортсмены более сознательно относятся к тренировочному процессу и соревновательной деятельности. Это выражается «в большой личной ответственности за освоение техники и тактики, в способности организовывать свое сознание и восприятие в процессе учебно-тренировочных занятий под руководством тренера [1]
Для юных спортсменов характерно стремление в овладении сложными двигательными навыками и умениями, что ведет к форсированному (ускоренному) техническому освоению и является причиной закрепления неправильных навыков. Поэтому тренеру-преподавателю следует приучать юных спортсменов «к осознанному анализу выполняемых движений, систематической оценке и контролю выполняемых движений» [5]
Тренеру необходимо воспитывать у юных спортсменов умение следить за своим самочувствием, приучать к самоконтролю и формировать адекватную самооценку так как «может возникнуть переутомление, потеря сил и прекращение спортивной борьбы» [6].
Резюмируя вышесказанное, мы считаем, что формирование мобильности средствами физической культуры должно активно осуществляться в детско-юношеских спортивных школах в подростковом возрасте.
Изучив научную литературу, мы пришли к выводу, что в целом «мобильность» понимается как подвижность, способность к быстрому передвижению, действию и играет важную роль в жизни подростка. Для развития мобильности в подростковом возрасте характерны: резкое ускорение физического развития, развитие интеллектуальной сферы, социальная адаптация, постепенное формирование новой субъективной реальности.
Мы считаем, что большими возможностями в развитии мобильности обладают занятия физической культурой и спортом в ДЮСШ. К педагогическим возможностям детско-юношеских спортивных школ в процессе формирования мобильности подростков можно отнести: возможность воздействовать на нравственное развитие подростков-спортсменов; возможность выбора видов деятельности; постижение подростками различных социальных ролей; психологическая защита и помощь членов спортивной школы; межвозрастное общение и сотрудничество; умения преодолевать трудности; стремление добиваться новых спортивных побед.
Резюмируя вышесказанное, мы считаем, что мобильность подростка-спортсмена это интегративное качество личности, выражающееся в готовности к развитию и саморазвитию и проявляющееся в самоанализе и самооценке, во внутренней установке на включение в новые виды деятельности, в умении гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства и успешно решать проблемы, в стремлении и способности двигаться вперед и добиваться успеха.
Литература:
- Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности юных спортсмена / Ф. Генов. — М.: Наука, 1991. — 246 с.
- Кулюткин Ю. Н. Параметры сообщения, определяющие его эффективность / Ю. Н. Кулюткин // Особенности восприятия информации взрослыми людьми. — Л.: НИИ ООВ, 1975. — С. 28–31.
- Лернер И. Я. Дидактическия система методов обучения / И. Я. Лернер и др. — М.: «3нание», 1976. — 64 с.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. — М.: Высш. образование; МГППУ. 2007. — 251 c.
- Риссан Хребут Маджид Система физического воспитания школьников стран Арабского региона при учете анализа лимитирующих социальных и климатических факторов: Дис.... д-ра пед. наук / Риссан Хребут Маджид. — Москва, 1998. — 280 c.
- Тер-Мкртичан Р. Б. Педагогические условия формирования компетентности учащихся средней школы в области физического самовыражения: Автореф. дисс.... канд. пед. наук / Р. Б. Тер-Мкртичан. — M, 2003. — 21 с.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. — М.: Логос, 1996. — 320 с.