Использование мнемотехники в логопедической работе с детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 22.08.2019

Статья просмотрена: 312 раз

Библиографическое описание:

Петровская, М. С. Использование мнемотехники в логопедической работе с детьми / М. С. Петровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62098/ (дата обращения: 16.11.2024).



Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей школьного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения.

Одна из актуальных задач дошкольного воспитания — развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования.

У дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение свободному владению родным языком.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники — применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам [3, с. 20].

Мнемоквадрат — это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.

Мнемодорожка это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Глядя на эти схемы, рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблицаэто схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное — нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Приведу пример автоматизации звука «ш» с использованием мнемодорожек.

Чистоговорки

ША-ША-ША — наша Даша хороша,

ШИ-ШИ-ШИ — Миша и Маша — малыши,

ШЕ-ШЕ-ШЕ — мыши в шалаше,

ШО-ШО-ШО — говорю я хорошо!

hello_html_59c727d1.png

[1, с.13].

Стихотворение

Кошка в окошке

Подушку шьёт,

Мышка в сапожках

Избушку метёт.

hello_html_m26a5ebec.png

Скороговорка

Шапка да шубка, вот он наш Мишутка.

hello_html_m486a0e8a.png

[2, с.109]

Приемы мнемотехники эффективны и в коррекции лексико-грамматической стороны речи.

Образование родственных слов

hello_html_m6bd867fe.png

Содержание: а) образуй новые слова с опорой на картинку и подписи около неё (например: мышка, мышонок, мышата, мышеловка); б) образуй новые слова с опорой на картинку и пиктограммы около неё (например: грибок, грибочек, грибы, грибной, грибник) [4, с. 51]

Согласование существительного и числительного

hello_html_4bbf7106.png

Содержание: логопед предлагает детям назвать, сколько животных, птиц, насекомых и т. п. указано цифрой в квадратике (например: три муравья, три лягушки; пять зайцев, пять мышей и т. д.) [5].

Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе даёт положительный результат. У дошкольников с общим недоразвитием речи повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Литература:

  1. Барсукова, Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек / Е. Л. Барсукова //Логопед. — 2009. — № 5. — С. 12–15.
  2. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. — 2008. — № 4. — С. 102–115.
  3. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т. Б. Полянская. — СПб: Детство — Пресс, 2009. — 65 с.
  4. Расторгуева, Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Н.И Расторгуева // Логопед.- 2002. — № 2. — С. 50–53.
  5. Иванова, О.В Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы) / О. В. Иванова, С. М. Лакомых, Н. И. Емельянова // Открытый урок. Первое сентября. — http://festival.1september.ru (дата обращения 19.08.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, картинка, ребенок, слово.


Задать вопрос