Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей школьного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения.
Одна из актуальных задач дошкольного воспитания — развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования.
У дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение свободному владению родным языком.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники — применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам [3, с. 20].
Мнемоквадрат — это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.
Мнемодорожка это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Глядя на эти схемы, рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица— это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное — нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Приведу пример автоматизации звука «ш» с использованием мнемодорожек.
Чистоговорки
ША-ША-ША — наша Даша хороша,
ШИ-ШИ-ШИ — Миша и Маша — малыши,
ШЕ-ШЕ-ШЕ — мыши в шалаше,
ШО-ШО-ШО — говорю я хорошо!
[1, с.13].
Стихотворение
Кошка в окошке
Подушку шьёт,
Мышка в сапожках
Избушку метёт.
Скороговорка
Шапка да шубка, вот он наш Мишутка.
[2, с.109]
Приемы мнемотехники эффективны и в коррекции лексико-грамматической стороны речи.
Образование родственных слов
|
Содержание: а) образуй новые слова с опорой на картинку и подписи около неё (например: мышка, мышонок, мышата, мышеловка); б) образуй новые слова с опорой на картинку и пиктограммы около неё (например: грибок, грибочек, грибы, грибной, грибник) [4, с. 51] |
Согласование существительного и числительного
|
Содержание: логопед предлагает детям назвать, сколько животных, птиц, насекомых и т. п. указано цифрой в квадратике (например: три муравья, три лягушки; пять зайцев, пять мышей и т. д.) [5]. |
Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе даёт положительный результат. У дошкольников с общим недоразвитием речи повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Литература:
- Барсукова, Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек / Е. Л. Барсукова //Логопед. — 2009. — № 5. — С. 12–15.
- Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. — 2008. — № 4. — С. 102–115.
- Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т. Б. Полянская. — СПб: Детство — Пресс, 2009. — 65 с.
- Расторгуева, Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Н.И Расторгуева // Логопед.- 2002. — № 2. — С. 50–53.
- Иванова, О.В Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи (из опыта работы) / О. В. Иванова, С. М. Лакомых, Н. И. Емельянова // Открытый урок. Первое сентября. — http://festival.1september.ru (дата обращения 19.08.2019).