Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.
Лоренс Питер
В статье рассматриваются теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирования у дошкольников экономического мышления, культуры и знания.
Ключевые слова: экономика, экономическая культура, ребёнок дошкольного возраста.
The article deals with the theoretical foundations of economic education of preschool children. Formation in preschoolers economic thinking, culture and knowledge.
Key words: economy, economic culture, preschool child.
Экономическое развитие и процветание страны безусловно зависит от экономически, интеллектуально и культурно развитого общества. Так как, экономика является фундаментом организации развития каждой отрасли. Поэтому для развития современного узбекского общества становится важным воспитание экономической культуры подрастающего поколения, а именно первого звена непрерывного образования Республики Узбекистан — дошкольное образование.
Сначала дадим определение словам «экономика», «ребёнок дошкольного возраста» и выявим их взаимосвязь.
Слово «экономика» — греческого происхождения (ойкос — хозяйство, номос — закон). Оно означает «законы хозяйствования». Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значениях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика страны, региона, предприятия и т. п.) и, во-вторых, как название науки о хозяйствовании. [1,с.7]
Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности. Дошкольник транслирует наш взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Это не просто отражение — это активная работа чувства и ума, осмысление мощного информационного потока, переживание всего того, что он видит и слышит вокруг себя. [2, с.10]
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры.
Экономика и ребенок дошкольного возраста на взгляд кажутся абсолютно не взаимосвязанными между собой понятиями. Но в нынешнее время современное общество требует экономических знаний даже у детей самого детства. Ребёнок, осознав себя как личность, входит в экономический мир деятельности. В современной жизни выполняются различные экономические процессы. Знакомство с разными профессиями, купля-продажа товаров и услуг, реклама по телевизору, разговоры родителей о семейном доходе и расходе — это далеко не всё, с чем приходится сталкиваться детям дошкольного возраста.
В «Декларации прав ребенка» записано, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. Ребенок должен получить образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и развитию сознания, моральной и социальной ответственности члена общества. [3]
Благодаря образованию социальный опыт передается от поколения к поколению, и каждое последующее поколение становится образованнее предыдущего. Современная социально-экономическая ситуация требует от семьи и ДОУ приобщения малышей к миру экономических ценностей.
Дети дошкольного возраста — это будущие школьники, потом студенты, и, конечно же, работники разных профессии. Вот поэтому знания, привычки и навыки, сложившиеся в дошкольном периоде, станут основой для их дальнейшей удачной экономической деятельности. Дети сами начинают принимать участие в процессе покупки товаров (подают деньги, оплачивают за дорогу и т. д.). Ребенок старшего дошкольного возраста по поручению и контролю родителей самостоятельно ходит в магазин и совершает покупку. Такие поручения он осуществляет с большой радостью, ведь так он реально приобщается к миру взрослой жизни. Дети начинают чувствовать себя соучастниками совместных дел семьи.
С учетом всех точек зрения, можно сделать вывод, что экономическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности, таких как бережливость, ответственность, деловитость, компетентность, самостоятельность, предприимчивость, а также получение знаний об экономической жизни людей, ориентированной на систему ценностей.
Таким образом, именно в дошкольном возрасте возможно обучать детей жизни, ее правилам и нормам, и экономике, как составной части этой жизни, неразрывно связанной с ее другими частями, и бесспорно в современном обществе актуальной является потребность в формировании у детей основ экономической культуры. Формирование у дошкольников начальных экономических представлений способствует развитию потребительской культуры. Ведь в нашей планете все ресурсы ограничены, и человечество должно их потреблять с умом.
Потребительская культура детей дошкольного возраста может быть преподнесена в форме элементарных сведений:
− учить детей правильному обращению к деньгам, зарабатывать их честным трудом и разумному использованию;
− ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений с помощью игр, экономических задач:
− дать понятия детям об экономических категориях такими как: труд, товар, банк, деньги, стоимость, цена, процент;
− прививать у детей этическо-нравственные качества — “бережливость, компетентность, целеустремленность, честность, экономность, достоинство, щедрость;
− объяснять ребёнку правильному использованию информационных технологий (компьютер, телефон, интернет, реклама), разбираться с ней;
Все это позволяет сформировать у детей представление об экономике и тем самым повысит уровень их компетентности в вопросах потребительства и укрепления экономических знаний в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Литература:
- Ефимова Е. Экономика: Учебное пособие М.: МГИУ, 2005ст. 7
- А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева Дошкольная педагогика стандарт третьего поколения 2-издание “ПИТЕР” 2019 ст.10
- Генеральной Ассамблеи ООН Декларация прав ребенка 20 ноября 1959 г