Формирование экономической культуры у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 23.08.2019

Статья просмотрена: 1502 раза

Библиографическое описание:

Умнов, Д. Г. Формирование экономической культуры у детей дошкольного возраста / Д. Г. Умнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62103/ (дата обращения: 16.11.2024).



Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.

Лоренс Питер

В статье рассматриваются теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирования у дошкольников экономического мышления, культуры и знания.

Ключевые слова: экономика, экономическая культура, ребёнок дошкольного возраста.

The article deals with the theoretical foundations of economic education of preschool children. Formation in preschoolers economic thinking, culture and knowledge.

Key words: economy, economic culture, preschool child.

Экономическое развитие и процветание страны безусловно зависит от экономически, интеллектуально и культурно развитого общества. Так как, экономика является фундаментом организации развития каждой отрасли. Поэтому для развития современного узбекского общества становится важным воспитание экономической культуры подрастающего поколения, а именно первого звена непрерывного образования Республики Узбекистан — дошкольное образование.

Сначала дадим определение словам «экономика», «ребёнок дошкольного возраста» и выявим их взаимосвязь.

Слово «экономика» — греческого происхождения (ойкос — хозяйство, номос — закон). Оно означает «законы хозяйствования». Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значениях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика страны, региона, предприятия и т. п.) и, во-вторых, как название науки о хозяйствовании. [1,с.7]

Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности. Дошкольник транслирует наш взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Это не просто отражение — это активная работа чувства и ума, осмысление мощного информационного потока, переживание всего того, что он видит и слышит вокруг себя. [2, с.10]

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры.

Экономика и ребенок дошкольного возраста на взгляд кажутся абсолютно не взаимосвязанными между собой понятиями. Но в нынешнее время современное общество требует экономических знаний даже у детей самого детства. Ребёнок, осознав себя как личность, входит в экономический мир деятельности. В современной жизни выполняются различные экономические процессы. Знакомство с разными профессиями, купля-продажа товаров и услуг, реклама по телевизору, разговоры родителей о семейном доходе и расходе — это далеко не всё, с чем приходится сталкиваться детям дошкольного возраста.

В «Декларации прав ребенка» записано, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. Ребенок должен получить образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и развитию сознания, моральной и социальной ответственности члена общества. [3]

Благодаря образованию социальный опыт передается от поколения к поколению, и каждое последующее поколение становится образованнее предыдущего. Современная социально-экономическая ситуация требует от семьи и ДОУ приобщения малышей к миру экономических ценностей.

Дети дошкольного возраста — это будущие школьники, потом студенты, и, конечно же, работники разных профессии. Вот поэтому знания, привычки и навыки, сложившиеся в дошкольном периоде, станут основой для их дальнейшей удачной экономической деятельности. Дети сами начинают принимать участие в процессе покупки товаров (подают деньги, оплачивают за дорогу и т. д.). Ребенок старшего дошкольного возраста по поручению и контролю родителей самостоятельно ходит в магазин и совершает покупку. Такие поручения он осуществляет с большой радостью, ведь так он реально приобщается к миру взрослой жизни. Дети начинают чувствовать себя соучастниками совместных дел семьи.

С учетом всех точек зрения, можно сделать вывод, что экономическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности, таких как бережливость, ответственность, деловитость, компетентность, самостоятельность, предприимчивость, а также получение знаний об экономической жизни людей, ориентированной на систему ценностей.

Таким образом, именно в дошкольном возрасте возможно обучать детей жизни, ее правилам и нормам, и экономике, как составной части этой жизни, неразрывно связанной с ее другими частями, и бесспорно в современном обществе актуальной является потребность в формировании у детей основ экономической культуры. Формирование у дошкольников начальных экономических представлений способствует развитию потребительской культуры. Ведь в нашей планете все ресурсы ограничены, и человечество должно их потреблять с умом.

Потребительская культура детей дошкольного возраста может быть преподнесена в форме элементарных сведений:

− учить детей правильному обращению к деньгам, зарабатывать их честным трудом и разумному использованию;

− ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений с помощью игр, экономических задач:

− дать понятия детям об экономических категориях такими как: труд, товар, банк, деньги, стоимость, цена, процент;

− прививать у детей этическо-нравственные качества — “бережливость, компетентность, целеустремленность, честность, экономность, достоинство, щедрость;

− объяснять ребёнку правильному использованию информационных технологий (компьютер, телефон, интернет, реклама), разбираться с ней;

Все это позволяет сформировать у детей представление об экономике и тем самым повысит уровень их компетентности в вопросах потребительства и укрепления экономических знаний в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Литература:

  1. Ефимова Е. Экономика: Учебное пособие М.: МГИУ, 2005ст. 7
  2. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева Дошкольная педагогика стандарт третьего поколения 2-издание “ПИТЕР” 2019 ст.10
  3. Генеральной Ассамблеи ООН Декларация прав ребенка 20 ноября 1959 г
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, экономическая культура, современное общество, экономика, экономическое воспитание детей, экономическое воспитание дошкольников.


Похожие статьи

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики

В статье автор рассматривает проблему формирования эстетического вкуса и непосредственно художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики.

Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.

Математическое развитие как важное направление развития детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития дошкольника, его математическое представление. Обозначены средства, задачи, формы работы по математическому развитию, а также рассмотрен вопрос знакомст...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии...

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Похожие статьи

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.

Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики

В статье автор рассматривает проблему формирования эстетического вкуса и непосредственно художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики.

Теория и практика воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

В данной статье авторы пытаются определить влияние интереса к природе у детей дошкольного возраста на формирование личности.

Математическое развитие как важное направление развития детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития дошкольника, его математическое представление. Обозначены средства, задачи, формы работы по математическому развитию, а также рассмотрен вопрос знакомст...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Анализ современной дошкольной образовательной организации в части художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны выводы о состоянии...

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Задать вопрос