Развитие детей 5–7 лет с ОВЗ посредством включения звукотаблиц, звуковых планшетов в коррекционно-развивающую работу на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 23.08.2019

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, Т. С. Развитие детей 5–7 лет с ОВЗ посредством включения звукотаблиц, звуковых планшетов в коррекционно-развивающую работу на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков (из опыта работы) / Т. С. Сидорова, Т. Г. Кантур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62108/ (дата обращения: 16.11.2024).



В своей практике мы используем разработанную нами систему практических игровых упражнений, в основу создания которых был положен такой тип исследования, как работа с таблицей и планшетом.

Созданные нами авторские звукотаблицы извуковые планшеты с использованием техники «бусографии» с включением алгоритма практических игровых упражнений по автоматизации и дифференциации поставленных учителем-логопедом всех групп звуков, позволили добиться правильного и красивого произношения. В ходе этой работы параллельно решались такие задачи как ориентировка на листе бумаги(таблице), планшете, развитие сенсорных эталонов, сенсомоторной координации, глазомера, усидчивости, сосредоточенности, психических процессов. Постепенное формирование в сознании воспитанника понимания того, что владение правильным звукопроизношением, знание букв и звуков в последующем поможет при обучении в школе служит мотивационным компонентом для получения положительного результата. Это позволяет выстраивать индивидуально-групповую коррекционную деятельность так, чтобы вызвать познавательную, речевую инициативу детей и поддерживать их активность.

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнёра, учитель-логопед должен придерживаться, примерно следующей последовательности (алгоритма) — включения в коррекционный процесс практических упражнений с постепенным уровнем сложности. Игровые упражнения и предметные картинки подобраны на определённый звук и разделены на следующие направления: проговаривание слов с заданным звуком, словосочетаний, фраз- предложений. Это позволяет использовать личностно-ориентированный подход. В ходе проведения игровых упражнений отрабатываются различные грамматические категории. Конкретному ребёнку или 2–5 дошкольникам учитель-логопед предлагает уровень сложности заданий, соответствующий их возможности и задачам обучения.

Такой способ предоставления учебного материала в короткие сроки позволяет ребёнку не только быстро и эффективно усвоить знания, но и повысить уровень своего развития, звукопроизношения.

Звукотаблицы обеспечивают занимательную для ребёнка форму познания, позволяет максимально использовать принцип дифференцированного и личностно-ориентированного подхода в обучении дошкольников, помогает подбирать индивидуальный маршрут для каждого ребёнка, делает коррекционный процесс более комфортным. В народе говорят: «Чем «умнее» руки — тем умнее ваш ребёнок». Больше всего на свете малыш хочет двигаться, для него движение- есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения(в данном случае-движения пальцев и кистей рук), тем глубже и осмысленнее будет знакомство ребёнка с миром звуков.

Актуальность практического игрового материала с включением авторских звукотаблиц, звуковых планшетов с использованием плоских бус не вызывает сомнения, поскольку предлагаемые упражнения способствуют формированию и совершенствованию тонкой моторики кисти и пальцев, помогут ребёнку научиться слышать звуки русского языка, оринтироваться в звуко-таблице подбирая, накрывать предметные картинки фишками разного цвета проговаривая заданный звук (например-звук Ч)- на живые предметы фишки коричневого цвета, на неживые предметы — фишки черного цвета), а на вязаном планшете нанизывать плоские бусы с нарисованными на них предметными картинками с заданным звуком. Можно отметить, что коррекционная деятельность с применением игровой технологии поможет детям с радостью пройти путь автоматизации и дифференциации поставленных звуков, что в свою очередь повысит качество коррекционного процесса.

Представленные игровые задания направлены на совершенствование грамматических категорий, определения места звука в слове, формирования правильного звукопроизношения, моторных функций (в работе с плоскими бусами). Экспериментальным путём мы убедились, что авторские практические упражнения с использованием звукотаблиц и звуковых планшетов являются эффективным средством в индивидуально-подгрупповой коррекционной работе.

В заключении отметим, что игровая деятельность на этапе автоматизации и дифференциации позволяет более широко и с разных сторон изучить поставленный звук и решить задачи, учителем логопедом за более короткий промежуток времени.

Представляем варианты игр «Звукотаблица-Ч». Игровые упражнения: предметы размещаем влинейный ряд(в таблице 4 ряда).

  1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (Черепаха, клюЧ, бабоЧка, оЧки, овеЧка, боЧка, ПеЧкин, перчатки,девоЧка,пеЧка,богаЧ,Чемодан, мальЧик, меЧ, быЧок, мяЧ.)
  2. Ставь на каждый предмет свой указательный пальчик и добавляй к называемому предмету сначала фразу «пальЧик на …»:

пальЧик на Черепахе

пальЧик на клюЧе

пальЧик на бабоЧке и т. д.

  1. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у Черепашки — клюЧ, у БабоЧки — оЧки и т. д. (картинки подобраны парами: живой предмет — неживой предмет).
  2. К живому предмету добавляй слово РЫЧИТ, а к неживому предмету — МОЛЧИТ: Черепаха — рыЧит, а клюЧ- молЧит, бабочка — овеЧка-рыЧит, а боЧка- молЧит.
  3. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: одна бабоЧка, две бабоЧки, пять бабоЧек и т. д.
  4. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно: перЧатки — перЧатоЧки, Чемодан-ЧемоданЧик и т. д.
  5. Расставь фишки- на живые предметы фишки коричневого цвета, на неживые предметы — фишки черного цвета.
  6. Показывай и называй: бабоЧка — кориЧневая, перЧатки — Черные и т. д.
  7. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между, над..., под... и т. д. (задание может быть любой сложности).
  8. С каждым предметом придумай по одному предложению. (Усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, ПеЧкин и перЧатки — ПеЧкин носит перЧатки и т д.)

«Звукотаблица-Ж». Игровые упражнения:

  1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * жук, жёлудь, жаба, лужа, уж, баржа, жираф, пижама, медвежонок, журнал, морж, снежинка, ёжик, ножик, журавлёнок, этажерка (и.т.д.)
  2. Ставь на каждый предмет фишку и добавляй к называемому предмету сначала слово «подхожу»: я подхожу к жуку, я подхожу к жёлудю, я подхожу к жабе и т. д.
  3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у жука — жёлудь, у жабы –лужа, у ужа –баржа, у жирафа- пижама и т. д. (картинки подобраны парами: живой предмет — неживой предмет).
  4. Называй предметы живые нежными, а неживые — нужными: жук-нежный, а жёлудь нужный, жаба -нежная, лужа-нужная и т. д.
  5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один жук, два жука, пять жуков и т. д.
  6. Назови каждый предмет, про который можно сказать Мой(накрой фишкой оранжевого цвета), про который можно сказать Моя(накрой фишкой баклажанового цвета).
  7. На живые предметы клади фишку оранжевого цвета, а на неживые предметы — баклажанового цвета.
  8. Показывай и называй жук — оранжевый, жёлудь — баклажановый, жаба — оранжевая, лужа-баклажановая и т. д.
  9. Раздели слова на части с использованием схем (полосок);
  10. Определи, где находится звук (в начале, в середине, конце слов с использованием схем);
  11. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу;
  12. С каждым предметом придумай по одному предложению. (усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, жук и жёлудь — жук схватил жёлудь).

Литература:

  1. Кантур Т. Г., Сидорова Т. С. «Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы «Вижу слышу и играю — правильно говорю» Кубанское полиграфическое объединение Спб-250стр. 2014г.
  2. Кантур Т. Г. «Практический материал по развитию фонетико-фонематической стороны речи детей 5–7 лет», Кубанское полиграфическое объединение Спб-150 стр. 2011г.
  3. Сидорова Т. С. «Развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики у детей с нарушением речи по средствам бусографии». Кубанское полиграфическое объединение.2016г7.
  4. Сидорова Т. С. Кантур Т. Г. «Взаимодействие педагогов и родителей при организации коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ТНР 5–7 лет, посредством практических, игровых упражнений. ООО»Виза» Спб-250 стр.3-е издание дополнено 2018г.
Основные термины (генерируются автоматически): живой предмет, неживой предмет, предмет, бабоЧка, жук, коррекционный процесс, упражнение, фишка, ЕДИНСТВЕННОе число, нижний левый угол.


Похожие статьи

Новые подходы к построению системы практических упражнений по развитию автоматизации и дифференциации нарушенных звуков и развития тонкой ручной моторики с использованием бусографии и звукотаблиц у дошкольников 5–7 лет с ТНР

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста в системе использования ИКТ (из опыта работы)

Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является игровой характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ.

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности

В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...

Похожие статьи

Новые подходы к построению системы практических упражнений по развитию автоматизации и дифференциации нарушенных звуков и развития тонкой ручной моторики с использованием бусографии и звукотаблиц у дошкольников 5–7 лет с ТНР

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Использование инновационных приемов по развитию артикуляционной моторики в системе коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими ТНР

Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста в системе использования ИКТ (из опыта работы)

Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является игровой характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ.

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности

В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...

Задать вопрос