В своей практике мы используем разработанную нами систему практических игровых упражнений, в основу создания которых был положен такой тип исследования, как работа с таблицей и планшетом.
Созданные нами авторские звукотаблицы извуковые планшеты с использованием техники «бусографии» с включением алгоритма практических игровых упражнений по автоматизации и дифференциации поставленных учителем-логопедом всех групп звуков, позволили добиться правильного и красивого произношения. В ходе этой работы параллельно решались такие задачи как ориентировка на листе бумаги(таблице), планшете, развитие сенсорных эталонов, сенсомоторной координации, глазомера, усидчивости, сосредоточенности, психических процессов. Постепенное формирование в сознании воспитанника понимания того, что владение правильным звукопроизношением, знание букв и звуков в последующем поможет при обучении в школе служит мотивационным компонентом для получения положительного результата. Это позволяет выстраивать индивидуально-групповую коррекционную деятельность так, чтобы вызвать познавательную, речевую инициативу детей и поддерживать их активность.
Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнёра, учитель-логопед должен придерживаться, примерно следующей последовательности (алгоритма) — включения в коррекционный процесс практических упражнений с постепенным уровнем сложности. Игровые упражнения и предметные картинки подобраны на определённый звук и разделены на следующие направления: проговаривание слов с заданным звуком, словосочетаний, фраз- предложений. Это позволяет использовать личностно-ориентированный подход. В ходе проведения игровых упражнений отрабатываются различные грамматические категории. Конкретному ребёнку или 2–5 дошкольникам учитель-логопед предлагает уровень сложности заданий, соответствующий их возможности и задачам обучения.
Такой способ предоставления учебного материала в короткие сроки позволяет ребёнку не только быстро и эффективно усвоить знания, но и повысить уровень своего развития, звукопроизношения.
Звукотаблицы обеспечивают занимательную для ребёнка форму познания, позволяет максимально использовать принцип дифференцированного и личностно-ориентированного подхода в обучении дошкольников, помогает подбирать индивидуальный маршрут для каждого ребёнка, делает коррекционный процесс более комфортным. В народе говорят: «Чем «умнее» руки — тем умнее ваш ребёнок». Больше всего на свете малыш хочет двигаться, для него движение- есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения(в данном случае-движения пальцев и кистей рук), тем глубже и осмысленнее будет знакомство ребёнка с миром звуков.
Актуальность практического игрового материала с включением авторских звукотаблиц, звуковых планшетов с использованием плоских бус не вызывает сомнения, поскольку предлагаемые упражнения способствуют формированию и совершенствованию тонкой моторики кисти и пальцев, помогут ребёнку научиться слышать звуки русского языка, оринтироваться в звуко-таблице подбирая, накрывать предметные картинки фишками разного цвета проговаривая заданный звук (например-звук Ч)- на живые предметы фишки коричневого цвета, на неживые предметы — фишки черного цвета), а на вязаном планшете нанизывать плоские бусы с нарисованными на них предметными картинками с заданным звуком. Можно отметить, что коррекционная деятельность с применением игровой технологии поможет детям с радостью пройти путь автоматизации и дифференциации поставленных звуков, что в свою очередь повысит качество коррекционного процесса.
Представленные игровые задания направлены на совершенствование грамматических категорий, определения места звука в слове, формирования правильного звукопроизношения, моторных функций (в работе с плоскими бусами). Экспериментальным путём мы убедились, что авторские практические упражнения с использованием звукотаблиц и звуковых планшетов являются эффективным средством в индивидуально-подгрупповой коррекционной работе.
В заключении отметим, что игровая деятельность на этапе автоматизации и дифференциации позволяет более широко и с разных сторон изучить поставленный звук и решить задачи, учителем логопедом за более короткий промежуток времени.
Представляем варианты игр «Звукотаблица-Ч». Игровые упражнения: предметы размещаем влинейный ряд(в таблице 4 ряда).
- Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (Черепаха, клюЧ, бабоЧка, оЧки, овеЧка, боЧка, ПеЧкин, перчатки,девоЧка,пеЧка,богаЧ,Чемодан, мальЧик, меЧ, быЧок, мяЧ.)
- Ставь на каждый предмет свой указательный пальчик и добавляй к называемому предмету сначала фразу «пальЧик на …»:
пальЧик на Черепахе
пальЧик на клюЧе
пальЧик на бабоЧке и т. д.
- Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у Черепашки — клюЧ, у БабоЧки — оЧки и т. д. (картинки подобраны парами: живой предмет — неживой предмет).
- К живому предмету добавляй слово РЫЧИТ, а к неживому предмету — МОЛЧИТ: Черепаха — рыЧит, а клюЧ- молЧит, бабочка — овеЧка-рыЧит, а боЧка- молЧит.
- Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: одна бабоЧка, две бабоЧки, пять бабоЧек и т. д.
- Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно: перЧатки — перЧатоЧки, Чемодан-ЧемоданЧик и т. д.
- Расставь фишки- на живые предметы фишки коричневого цвета, на неживые предметы — фишки черного цвета.
- Показывай и называй: бабоЧка — кориЧневая, перЧатки — Черные и т. д.
- Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между, над..., под... и т. д. (задание может быть любой сложности).
- С каждым предметом придумай по одному предложению. (Усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, ПеЧкин и перЧатки — ПеЧкин носит перЧатки и т д.)
«Звукотаблица-Ж». Игровые упражнения:
- Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * жук, жёлудь, жаба, лужа, уж, баржа, жираф, пижама, медвежонок, журнал, морж, снежинка, ёжик, ножик, журавлёнок, этажерка (и.т.д.)
- Ставь на каждый предмет фишку и добавляй к называемому предмету сначала слово «подхожу»: я подхожу к жуку, я подхожу к жёлудю, я подхожу к жабе и т. д.
- Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у жука — жёлудь, у жабы –лужа, у ужа –баржа, у жирафа- пижама и т. д. (картинки подобраны парами: живой предмет — неживой предмет).
- Называй предметы живые нежными, а неживые — нужными: жук-нежный, а жёлудь нужный, жаба -нежная, лужа-нужная и т. д.
- Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один жук, два жука, пять жуков и т. д.
- Назови каждый предмет, про который можно сказать Мой(накрой фишкой оранжевого цвета), про который можно сказать Моя(накрой фишкой баклажанового цвета).
- На живые предметы клади фишку оранжевого цвета, а на неживые предметы — баклажанового цвета.
- Показывай и называй жук — оранжевый, жёлудь — баклажановый, жаба — оранжевая, лужа-баклажановая и т. д.
- Раздели слова на части с использованием схем (полосок);
- Определи, где находится звук (в начале, в середине, конце слов с использованием схем);
- Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу;
- С каждым предметом придумай по одному предложению. (усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, жук и жёлудь — жук схватил жёлудь).
Литература:
- Кантур Т. Г., Сидорова Т. С. «Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы «Вижу слышу и играю — правильно говорю» Кубанское полиграфическое объединение Спб-250стр. 2014г.
- Кантур Т. Г. «Практический материал по развитию фонетико-фонематической стороны речи детей 5–7 лет», Кубанское полиграфическое объединение Спб-150 стр. 2011г.
- Сидорова Т. С. «Развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики у детей с нарушением речи по средствам бусографии». Кубанское полиграфическое объединение.2016г7.
- Сидорова Т. С. Кантур Т. Г. «Взаимодействие педагогов и родителей при организации коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ТНР 5–7 лет, посредством практических, игровых упражнений. ООО»Виза» Спб-250 стр.3-е издание дополнено 2018г.