В статье рассматриваются основные проблемы организации уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения меры пресечения в виде запрета определенных действий, которые возникают в практической деятельности сотрудников.
Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции, обвиняемый, подозреваемый, мера пресечения, запрет определенных действий, аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля.
Федеральным законом от 18 апреля 2018 № 72-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста» была введена новая мера пресечения — запрет определённых действий. Понятие и порядок применения данной меры пресечения раскрываются в ст. 105.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.105.1 УПК РФ, запрет определенных действий заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов. Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.
В соответствии с п. 6 ст.105.1 УПК РФ суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий может возложить следующие запреты:
1) выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;
2) находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;
3) общаться с определенными лицами;
4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;
5) использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
6) управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Суд может установить в отношении лица запрет на совершение как одного, так и всех запретов, указанных в ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ, а также обязан указать в постановлении конкретные условия исполнения данной меры пресечения (конкретный адрес жилища, который запрещено покидать, временные периоды, когда запрещено покидать жилище, объекты
и расстояние, ближе которого к ним нельзя приближаться, лица, с которыми запрещено общаться и т.д.).
Срок применения запрета устанавливается и продлевается судом в порядке ст. 109 УПК РФ, зависит от тяжести совершенного преступления и максимально не может превышать 36 месяцев.
Контроль за исполнением подозреваемым и (или) подозреваемым возложенных на него запретов возлагается на уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний, которые вправе осуществлять его посредством применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля. Нарушение подозреваемым и (или) обвиняемым избранной судом меры пресечения влечет ее изменение на более строгую.
С целью осуществления контроля за исполнением установленного судом запрета в виде выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором лицо проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, за подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых применение СЭМПЛ невозможно, считаем необходимым предоставить право посещения данных лиц в ночное время суток.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.02.2013 № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, а также за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в виде меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог» к средствам контроля относятся:
1) средства персонального контроля (браслет электронный, стационарное контрольное устройство, мобильное контрольное устройство, ретранслятор, персональный трекер);
2) устройство аудиовизуального контроля;
3) технические средства и устройства региональных информационных центров (сервер мониторинга, сервер аудиовизуального контроля, стационарный пульт мониторинга, мобильный пульт мониторинга).
Достаточно распространённой технической проблемой являются векторные карты для использования их в СЭМПЛ. В некоторых регионах на них отображается только отдельно взятый город, поселок или село. Необходимо отметить, что для действенного осуществления контроля за лицами, в отношении которых избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий следует детализировать карты, что позволит увеличить масштаб.
Несмотря на применение аудиовизуальных, электронных и иных технических средств является проблема осуществления контроля за соблюдением подозреваемым или обвиняемым запретов на общение с определенными лицами, отправку и получение почтово-телеграфных отправлений, использование средств связи и сети Интернет.
Лица, в отношении которых избрана новая мера пресечения пребывают в доме (квартире), где могут находиться члены его семьи, или в жилище своих родителей и проживать с ними. Может случиться так, что подозреваемый (обвиняемый) будет общаться и встречаться с теми лицами, с которым ему запретил общаться суд, под предлогом их встречи с лицами, которые проживают совместно с подучетным лицом. Аспект данной проблемы в области запрета на получение и отправления корреспонденции заключается в том, что данный запрет не всегда будет эффективен, по той причине, что информация, имеющая значение для уголовного дела, может содержаться не только в корреспонденции, адресованной именно подучетному лицу. Подвергнуть данному запрету лиц, с которыми проживает подозреваемый (обвиняемый) не является возможным, так как ими не были совершены противоправные действия.
Используемые аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля не предназначены для идентификации круга лиц, с которыми подозреваемому или обвиняемому запрещено общаться, а запрет находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, превращается всего лишь в юридическую фикцию, поскольку достаточно проблематично будет правильно определить такие расстояние и объекты.
Применяя в качестве меры пресечения запрет определенных действий, государство избегает значительных материальных затрат. Вместе с тем проблемы, связанные с применением новой меры пресечения, невозможно решить без внесения изменений в законодательство. Такие изменения помогут защитить права как обвиняемого, так и других участников уголовного судопроизводства.
Литература:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ] // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2001. — № 52. — Ст. 4921.
2. О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, а также за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в виде меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог: [Текст]: постановление Правительства Рос. Федерации: [от 18 февраля 2013 г. № 134] // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 8. — Ст. 838.