В данной статье речь пойдет об организации семейного обучения и воспитания на основе исламских ценностей, о начальном — семейном этапе воспитания высочайшей цели нашего общества — полноценной личности, а также о педагогической деятельности, нашей современной национальной системе образования и её актуальных задачах.
Ключевые слова: ценности, обучение и воспитание, обычаи, мечты, поведение.
Религия основана на норме, согласно которой верование является неотъемлемой частью нашей национальной культуры и неотъемлемой частью человеческого мышления и мировоззрения. Если мы хотим сохранить нашу национальную и этническую самобытность в условиях глобализации, нам, естественно, придется прибегнуть к силе ислама и опыту исламской педагогики и воспитывать наших детей в соответствии с исламской этикой.
Внедрение практики исламской педагогики в систему семейного обучения и воспитания, в условиях глобального кризиса нравственности, особенно в западных странах, будет способствовать предотвращению негативных явлений в нашем обществе и противодействовать внутреннему разложению семьи и общества. С другой стороны, стратегия развития нашей страны нуждается в честном, трудолюбивом, самоотверженном, ответственном, свободном от коррупции, честном и воздерживающимся от греха человеческом капитале. На этом пути исламский фактор сегодня играет ключевую роль в защите наших детей от различных современных угроз, таких как духовная нищета, жестокость, безответственность, эгоизм, насилие и себялюбие.
В Коране есть аят из суры Аль-Исра: «Мы создали люд человеческий священным». В исламе положение человека очень высоко. Говорят, что все люди являются слугами Аллаха. Человек — наместник бога на земле, венец двух миров. Рождаемый ребенок описывается как «райский цветок». В Коране говорится, что все дети, появляющиеся на свет по всему миру, рождены в лоне ислама. Ребенок свободен от всех грехов.
А в книге «Махбуб уль кулуб» Хазрат Навои говорит: «Одамий шарифул қавнайндур». Другими словами, «человек — самое дорогое и самое благородное существо двух миров». Когда Господь создавал миры, человек был его высшей целью. Человек является отражением красоты Божьей, воплощением силы и таинства всевышнего, чудесным плодом его разума и мысли. Душа же человеческая — сокровищница любви и мудрости господней [8]. Поэтому необходимо, чтобы каждый знал с самого раннего детства, что почитание ребенка настолько велико и что Аллах- творец, ожидает от человека только добрых деяний. Человек, с детства познавший насколько великим и возвышенным был он создан господом богом, и, что следует ему воздерживаться от злого, жестокого и греховного поведения, естественно спасет себя и окружающих от забвения и станет человеком с богатой духовностью.
В исламе человек воспевается как главная религиозная категория. Утверждается, что он — главная цель Аллаха. Подчеркивается, что вера ниспослана человеку для исправления его поведения. Ислам следует по пути обеспечения веры и убеждения в человеке на пути его становления высокодуховной и социально активной личностью.
Человек — это социальное существо, обогащающееся в процессе своего развития различными свойствами, качествами и особенностями, что проявляется в его поведении. Соответственно, человек, в качестве личности — самый драгоценный субъект общества. В то же время, его социальная значимость также проявляется в его способностях в социальной коммуникации, взаимодействии с другими людьми, создании материальных и культурных ценностей путем своей трудовой деятельности, в способности передачи речью своих размышлений, чувств и идей. Как человек не может жить без общества, так и общество не может существовать без человека. Любое общество живо людьми, которые его формируют, то есть с человеческим обществом, с его деятельностью, отношениями и образом жизни, намерениями, мечтами, действиями и характером. В этом смысле человек является основным социальным элементом, обеспечивающим существование любого общества. Такое положение проявляется в личном участии человека в деятельности общества, в его отношении к себе и к посторонним, в создаваемом им богатстве в рамках любой социальной, религиозной или этнической группы, класса, племени, народа или нации.
Мы определили религиозные и духовные источники формирования исламских ценностей в семье в качестве основных и вспомогательных источников.
Основные источники:
Коран и Хадисы — святые источники ислама;
произведения о жизни и истории пророка Мухаммеда (с.а.в.) [9];
произведения посвященные истории ислама, а именно такие литературные жанры как повесть, биография, летопись, манокиб, холот, сийра, макомот, арбаъин;
религиозные обычаи, традиции, обряды узбекского народа;
образцы устного народного творчества на религиозные темы (религиозные церемониальные песни, частушки, легенды, рассказы, поговорки, пословицы, эпические произведения, игры, суфийские танцы, музыка и мунаджаты);
историко-религиозные памятники архитектуры (медресе, мечети, памятники, ханака, мавзолеи, надгробия);
памятники исламской литературы, истории, источниковедения, текстологии, живописи, миниатюры, прикладного искусства и ремесел;
система взглядов и идей, отраженная во взглядах исламских учёных, в частности, хадисоведов, правоведов, каламов, исследователей таухида-единобожия, философов, энциклопедистов, мыслителей, поэтов и ученых-суфистов.
Вспомогательные источники:
теле- и радиопередачи на религиозно-историческую и религиозную-просветительскую тематику, просветительские телерадиоканалы, пропагандирующие ислам, газеты, журналы и телепередачи Духовного управления мусульман;
религиозно-исторические, религиозно-просветительские исследования Международной исламской академии Узбекистана;
различные социальные сети и каналы;
освещение религиозно-исторической и религиозную-просветительской тематики в рамках интеграции семейного и школьного обучения, обучения в рамках института махалли.
Заключение. Каждая религиозная традиция имеет свою систему ценностей и свою социальную доктрину. Эта социальная доктрина способствует интеграции верующих с окружающим миром, то есть с обществом. Эти отношения основываются на религиозном учении. А религиозное учение основано на священных источниках ислама. Следовательно, исламские ценности играют важную роль в межличностных и социальных отношениях и в социализации личности. Невозможно полностью поддержать социализацию каждой личности нашей страны без формирования в ней исламских ценностей.
Среди социальных функций религиозного образования можно выделить следующие:
формирование мировоззрения;
формирование системы этики и нравственных ценностей человека;
формирование системной позиций и отношения личности к обществу и семье;
обеспечение интеграции человека в общество;
обеспечение коммуникации человека на основе религиозного учения;
обеспечение спокойствия и стабильности регулятивной функции личности, т. е. его чувственно-эмоционального и эмпатического состояния, основанного на деятельности души человека.
Литература:
- Бэртин Андре. Воспитание в утробе матери. –Москва, 1992.
- Гильмутдинов Б. Р. Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли ислама в современной школе. Авт. дисс.... канд.пед.н. -Казань, 2002. — 23 с.
- Гулямова Д. А. История формирования нравственных ценностей студенческой молодежи Узбекистана в период независимости. Дисс… канд.ист.наук. — Т.: 2008;
- Ёвқочев Ш. А. Политизация религии и проблема религиозного эксремизма. Автореферат. КД. Т.: 1993; 104.Жабборов И. Ўзбек халқи этнографияси. — Тошкент: Ўқитувчи, 1994. — 320 б.;
- Ибрагим А. И. Абед Халил. Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста. Авт. дисс.... канд. пед.н. –Казань, 1996. — 24 с.
- Исакова Р. Ш. Урбанизация жараёнларида миллий қадриятларнинг трансформацияси. Социология фан. номзоди… дисс.автореферати. — Т.: 2006;
- Кадырова З. Проблемы повышения социальной активности молодёжи Узбекистана в условиях всестороннего реформирования общества: Дис. … д-ра. филос. наук. –Тошкент, 2001.
- Комилов Н. Суфизм. Вторая книга. Таинство единобожия. – Ташкент, 1990. – 148 с.
- Абдулла Авлоний. Краткая история Пророка и ислама. – Т.: Ташкентский исламский университет, 2008. – 64 с.