Обучение и воспитание в исламской педагогике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 19.09.2019

Статья просмотрена: 1610 раз

Библиографическое описание:

Шамуратова, Э. С. Обучение и воспитание в исламской педагогике / Э. С. Шамуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62128/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье речь пойдет об организации семейного обучения и воспитания на основе исламских ценностей, о начальном — семейном этапе воспитания высочайшей цели нашего общества — полноценной личности, а также о педагогической деятельности, нашей современной национальной системе образования и её актуальных задачах.

Ключевые слова: ценности, обучение и воспитание, обычаи, мечты, поведение.

Религия основана на норме, согласно которой верование является неотъемлемой частью нашей национальной культуры и неотъемлемой частью человеческого мышления и мировоззрения. Если мы хотим сохранить нашу национальную и этническую самобытность в условиях глобализации, нам, естественно, придется прибегнуть к силе ислама и опыту исламской педагогики и воспитывать наших детей в соответствии с исламской этикой.

Внедрение практики исламской педагогики в систему семейного обучения и воспитания, в условиях глобального кризиса нравственности, особенно в западных странах, будет способствовать предотвращению негативных явлений в нашем обществе и противодействовать внутреннему разложению семьи и общества. С другой стороны, стратегия развития нашей страны нуждается в честном, трудолюбивом, самоотверженном, ответственном, свободном от коррупции, честном и воздерживающимся от греха человеческом капитале. На этом пути исламский фактор сегодня играет ключевую роль в защите наших детей от различных современных угроз, таких как духовная нищета, жестокость, безответственность, эгоизм, насилие и себялюбие.

В Коране есть аят из суры Аль-Исра: «Мы создали люд человеческий священным». В исламе положение человека очень высоко. Говорят, что все люди являются слугами Аллаха. Человек — наместник бога на земле, венец двух миров. Рождаемый ребенок описывается как «райский цветок». В Коране говорится, что все дети, появляющиеся на свет по всему миру, рождены в лоне ислама. Ребенок свободен от всех грехов.

А в книге «Махбуб уль кулуб» Хазрат Навои говорит: «Одамий шарифул қавнайндур». Другими словами, «человек — самое дорогое и самое благородное существо двух миров». Когда Господь создавал миры, человек был его высшей целью. Человек является отражением красоты Божьей, воплощением силы и таинства всевышнего, чудесным плодом его разума и мысли. Душа же человеческая — сокровищница любви и мудрости господней [8]. Поэтому необходимо, чтобы каждый знал с самого раннего детства, что почитание ребенка настолько велико и что Аллах- творец, ожидает от человека только добрых деяний. Человек, с детства познавший насколько великим и возвышенным был он создан господом богом, и, что следует ему воздерживаться от злого, жестокого и греховного поведения, естественно спасет себя и окружающих от забвения и станет человеком с богатой духовностью.

В исламе человек воспевается как главная религиозная категория. Утверждается, что он — главная цель Аллаха. Подчеркивается, что вера ниспослана человеку для исправления его поведения. Ислам следует по пути обеспечения веры и убеждения в человеке на пути его становления высокодуховной и социально активной личностью.

Человек — это социальное существо, обогащающееся в процессе своего развития различными свойствами, качествами и особенностями, что проявляется в его поведении. Соответственно, человек, в качестве личности — самый драгоценный субъект общества. В то же время, его социальная значимость также проявляется в его способностях в социальной коммуникации, взаимодействии с другими людьми, создании материальных и культурных ценностей путем своей трудовой деятельности, в способности передачи речью своих размышлений, чувств и идей. Как человек не может жить без общества, так и общество не может существовать без человека. Любое общество живо людьми, которые его формируют, то есть с человеческим обществом, с его деятельностью, отношениями и образом жизни, намерениями, мечтами, действиями и характером. В этом смысле человек является основным социальным элементом, обеспечивающим существование любого общества. Такое положение проявляется в личном участии человека в деятельности общества, в его отношении к себе и к посторонним, в создаваемом им богатстве в рамках любой социальной, религиозной или этнической группы, класса, племени, народа или нации.

Мы определили религиозные и духовные источники формирования исламских ценностей в семье в качестве основных и вспомогательных источников.

Основные источники:

Коран и Хадисы — святые источники ислама;

произведения о жизни и истории пророка Мухаммеда (с.а.в.) [9];

произведения посвященные истории ислама, а именно такие литературные жанры как повесть, биография, летопись, манокиб, холот, сийра, макомот, арбаъин;

религиозные обычаи, традиции, обряды узбекского народа;

образцы устного народного творчества на религиозные темы (религиозные церемониальные песни, частушки, легенды, рассказы, поговорки, пословицы, эпические произведения, игры, суфийские танцы, музыка и мунаджаты);

историко-религиозные памятники архитектуры (медресе, мечети, памятники, ханака, мавзолеи, надгробия);

памятники исламской литературы, истории, источниковедения, текстологии, живописи, миниатюры, прикладного искусства и ремесел;

система взглядов и идей, отраженная во взглядах исламских учёных, в частности, хадисоведов, правоведов, каламов, исследователей таухида-единобожия, философов, энциклопедистов, мыслителей, поэтов и ученых-суфистов.

Вспомогательные источники:

теле- и радиопередачи на религиозно-историческую и религиозную-просветительскую тематику, просветительские телерадиоканалы, пропагандирующие ислам, газеты, журналы и телепередачи Духовного управления мусульман;

религиозно-исторические, религиозно-просветительские исследования Международной исламской академии Узбекистана;

различные социальные сети и каналы;

освещение религиозно-исторической и религиозную-просветительской тематики в рамках интеграции семейного и школьного обучения, обучения в рамках института махалли.

Заключение. Каждая религиозная традиция имеет свою систему ценностей и свою социальную доктрину. Эта социальная доктрина способствует интеграции верующих с окружающим миром, то есть с обществом. Эти отношения основываются на религиозном учении. А религиозное учение основано на священных источниках ислама. Следовательно, исламские ценности играют важную роль в межличностных и социальных отношениях и в социализации личности. Невозможно полностью поддержать социализацию каждой личности нашей страны без формирования в ней исламских ценностей.

Среди социальных функций религиозного образования можно выделить следующие:

формирование мировоззрения;

формирование системы этики и нравственных ценностей человека;

формирование системной позиций и отношения личности к обществу и семье;

обеспечение интеграции человека в общество;

обеспечение коммуникации человека на основе религиозного учения;

обеспечение спокойствия и стабильности регулятивной функции личности, т. е. его чувственно-эмоционального и эмпатического состояния, основанного на деятельности души человека.

Литература:

  1. Бэртин Андре. Воспитание в утробе матери. –Москва, 1992.
  2. Гильмутдинов Б. Р. Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли ислама в современной школе. Авт. дисс.... канд.пед.н. -Казань, 2002. — 23 с.
  3. Гулямова Д. А. История формирования нравственных ценностей студенческой молодежи Узбекистана в период независимости. Дисс… канд.ист.наук. — Т.: 2008;
  4. Ёвқочев Ш. А. Политизация религии и проблема религиозного эксремизма. Автореферат. КД. Т.: 1993; 104.Жабборов И. Ўзбек халқи этнографияси. — Тошкент: Ўқитувчи, 1994. — 320 б.;
  5. Ибрагим А. И. Абед Халил. Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста. Авт. дисс.... канд. пед.н. –Казань, 1996. — 24 с.
  6. Исакова Р. Ш. Урбанизация жараёнларида миллий қадриятларнинг трансформацияси. Социология фан. номзоди… дисс.автореферати. — Т.: 2006;
  7. Кадырова З. Проблемы повышения социальной активности молодёжи Узбекистана в условиях всестороннего реформирования общества: Дис. … д-ра. филос. наук. –Тошкент, 2001.
  8. Комилов Н. Суфизм. Вторая книга. Таинство единобожия. – Ташкент, 1990. – 148 с.
  9. Абдулла Авлоний. Краткая история Пророка и ислама. – Т.: Ташкентский исламский университет, 2008. – 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общество, религиозное учение, исламская педагогика, семейное обучение, социальная доктрина, ценность.


Похожие статьи

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Психологические проблемы развития личности в образовании

В статье рассмотрены важнейшие аспекты развития личности обучающегося в обучении в образовательной организации. Проанализированы главные проблемы, препятствующие развитию личности, а также предпосылки формирования системы ценностей и мотивов развития...

Воспитание как формирование и развитие личности

В статье приведена информация о важности и роли воспитания в формировании личности. В данной статье рассматривается ряд регулярных и последовательных воспитательных действий, направленных на достижение конкретных результатов. Главным результатом обра...

Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя

Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества.

Принципы воспитательной работы в начальной школе

Принципы воспитательной работы в образовательном процессе рассматриваются как внутреннее содержание воспитания, именно они раскрывают содержание каждого этапа работы по воспитанию детей в начальной школе. Многие принципы воспитания взяты из советской...

Специфика организации патриотического воспитания молодежи в современной школе

Статья посвящена весьма актуально проблематике современных педагогических исследований, связанных с определением направлений в системе патриотического воспитания обучающихся российских школ.

Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории

В статье рассматривается процесс нравственного и патриотического воспитания на уроке истории. В ходе исследования определяются цели, способы и пути воспитания патриотизма и нравственности на уроке истории.

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальных классов

В статье поднимаются актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста. Авторы делают акценты на способы формирования данных качеств личности, показывая методы и приемы работы.

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике

В статье автор описывает ключевые возрастные и индивидуальные проблемы в обучении и воспитании школьников и обуславливает необходимость их учета в организации учебно-воспитательного процесса.

Похожие статьи

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Психологические проблемы развития личности в образовании

В статье рассмотрены важнейшие аспекты развития личности обучающегося в обучении в образовательной организации. Проанализированы главные проблемы, препятствующие развитию личности, а также предпосылки формирования системы ценностей и мотивов развития...

Воспитание как формирование и развитие личности

В статье приведена информация о важности и роли воспитания в формировании личности. В данной статье рассматривается ряд регулярных и последовательных воспитательных действий, направленных на достижение конкретных результатов. Главным результатом обра...

Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя

Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества.

Принципы воспитательной работы в начальной школе

Принципы воспитательной работы в образовательном процессе рассматриваются как внутреннее содержание воспитания, именно они раскрывают содержание каждого этапа работы по воспитанию детей в начальной школе. Многие принципы воспитания взяты из советской...

Специфика организации патриотического воспитания молодежи в современной школе

Статья посвящена весьма актуально проблематике современных педагогических исследований, связанных с определением направлений в системе патриотического воспитания обучающихся российских школ.

Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории

В статье рассматривается процесс нравственного и патриотического воспитания на уроке истории. В ходе исследования определяются цели, способы и пути воспитания патриотизма и нравственности на уроке истории.

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальных классов

В статье поднимаются актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста. Авторы делают акценты на способы формирования данных качеств личности, показывая методы и приемы работы.

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике

В статье автор описывает ключевые возрастные и индивидуальные проблемы в обучении и воспитании школьников и обуславливает необходимость их учета в организации учебно-воспитательного процесса.

Задать вопрос