В статье рассматриваются конституционно-правовые основы прав инвалидов в России, автором раскрываются понятие, сущность, и основные элементы конституционно-правовой статуса инвалидов в России. Анализ основных положений теории общего правового статуса инвалидов, а также изучение социально-экономических и правовых особенностей исследуемой категории лиц с ограниченными возможностями, позволяет автору раскрыть содержание конституционно-правового статуса инвалидов в сфере материального обеспечения и обслуживания, социальной, трудовой и медицинской реабилитации, описывая механизмы реализации прав и свобод инвалидов в России, предлагая пути их совершенствования.
Ключевые слова: инвалиды, инвалидность, законодательное обеспечение прав инвалидов, защита прав инвалидов, Конституция РФ, механизмы реализации конституционных прав инвалидов, правовой статус инвалидов, социальная защита.
The article deals with the constitutional and legal basis of the rights of persons with disabilities in Russia, the author reveals the concept, essence, and basic elements of the constitutional and legal status of persons with disabilities in Russia. The analysis of the main provisions of the theory of the General legal status of persons with disabilities, as well as the study of socio-economic and legal features of the studied category of persons with disabilities, allows the author to reveal the content of the constitutional and legal status of persons with disabilities in the field of material security and services, social, labor and medical rehabilitation, describing the mechanisms of realization of the rights and freedoms of persons with disabilities in Russia, offering ways to improve them.
Довольно длительный период проблемы инвалидов рассматривались только в контексте милосердия (благотворительности), и в результате эта более уязвимая категория граждан была исключена из жизни соответствующего общества. Однако с развитием правозащитного сегмента международного права человечество постепенно приходит к осознанию того, что проблемы лиц с ограниченными возможностями по сути своей являются проблемами прав человека, дискриминации, социальной изоляции. Действительно, эти проблемы нельзя игнорировать, когда число принадлежащих к этой уязвимой категории лиц в мире превышает 650 миллионов человек, а в России их число превышает 12,8 миллионов человек [15]. Несомненным остается и тот факт, что число лиц с ограниченными возможностями и инвалидов на планете будет увеличиваться в будущем по мере увеличения продолжительности жизни. Особенности правового положения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями закреплены в международных конвенциях и российских правовых актах.
Несмотря на большое количество научных трудов по рассмотрению проблем связанных с реализацией механизмов социальной помощи инвалидам и реабилитации исследуемой категории лиц с ограниченными возможностями, рассмотрение правового положения инвалидов, его места в конституционно-правовой системе России, особенности реализации личных прав и социально-экономических свобод человека и гражданина в правовом статусе инвалидов, выходят за рамки отдельной проблемы инвалидности и представляют собой малоизученные или даже неизученные аспекты механизма реализации конституционно-правового статуса инвалидов в Российской Федерации.
Изучая исторические аспекты развития цивилизации, мы видим, что на протяжении нескольких столетий общество сталкивается с проблемой инвалидов и инвалидности, при этом инвалиды занимали положение убогих и неполноценных людей, которых общество считало не способными приносить пользу стране и обществу.
Масштабы и характер инвалидности меняются с течением времени и зависят от демографических, исторических, социальных, экономических и политических факторов. Старение населения приводит к увеличению риска инвалидности в пожилом возрасте, участие в войнах и военных конфликтах провоцирует увеличение количества травм, преимущественно в молодом возрасте, рост материального производства, как правило, сопровождается увеличением травм и так далее. Эти факторы сменяют друг друга, но часто действуют одновременно [7, с. 7].
Положение лиц с ограниченными возможностями в современной России характеризуется наличием многих проблем материального, финансового, психологического, медицинского и бытового характера, в социальных отношениях преобладает практика социальной изоляции, ограничивающая доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями к ресурсам и жизненным шансам.
Как известно, такая категория населения, как инвалиды, является самой незащищенной. Это обусловлено определенными ограничениями в сфере их активности. Россия в своей законодательной базе предоставляет защиту прав инвалидов во всех отраслях жизни.
В нормативно правовых актах, которые в настоящий момент действуют на территории России, предлагается четкое определение такого понятия, как «инвалид». Законодатель определяет, что таковым является, прежде всего, человек, который имеет физические или другие выраженные отклонения. Под иными отклонениями подразумеваются психические, сенсорные или умственные. Все инвалиды делятся на несколько групп, в зависимости от степени тяжести увечья и ограничений в жизнедеятельности.
Рассматривая определение инвалидности по различным словарям и правовым источниках, мы видим, что особых различий в содержании данного понятия нет. Так, например, в Большом юридическом словаре: «инвалидность — по определению ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 20 июля 1995 г. «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы» [2, с. 200].
В преамбуле Конвенции о правах инвалидов (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года) дается общее понятие инвалидности: «это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другим»«. [4].
Согласно ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ, инвалид — это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [10].
По мнению Н. А. Коростелевой: «Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, то есть выражает отношение общества к инвалиду, как к социально бесполезной категории. В большинстве это связано с тем, что инвалид ограничен в отношениях с внешним миром и подвижности в силу субъективных факторов (его физическое и психическое здоровье) и преобладающего общественного сознания» [5, с. 84].
Кроме того, можно увидеть, как меняется отношение к пониманию данного понятия «инвалид» в обществе с течением времени и можем сделать вывод что инвалидность — это не только форма и наличие кого-то заболевания или патологического состояния, которое ограничивает некоторые способности человека, это и особые взаимоотношения человека с обществом. Но в обыденном понимании закрепилось узкое значение, при котором инвалидом является человек, имеющий стойкое расстройство здоровья.
Хотя само слово «инвалид» практически не используется в цивилизованных странах, а те, кто потерял некоторые компоненты здоровья из-за болезни или несчастного случая, называются «инвалидами», правовой смысл все еще закреплен в понятии «инвалид». Определение «человек с ограниченными возможностями» является наиболее оптимальным для использования в современной науке и социальной практике, так как предполагает минимальную степень дискриминации, интеграции в окружающую среду, обеспечение соответствующих условий для данной категории людей.
Права инвалидов, как и всех граждан, в Российской Федерации гарантируются Конституцией России. По своей правовой форме законодательство Российской Федерации в отношении инвалидов отвечает идеалам социального государства, но, тем не менее «реальное обеспечение гражданских, политических и иных прав инвалидов далеки от необходимого уровня, а в чем-то эти проблемы даже усугубились» [7, с. 3].
Следует отметить, что в Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и является одновременно медицинской и юридической процедурой. Установление определенной группы инвалидности имеет правовое и социальное значение, поскольку предполагает определенные особые отношения с обществом: наличие льгот для инвалида, выплату пенсии по инвалидности, ограничения в трудоспособности и дееспособности.
Концепция правового статуса инвалидов основывается на общем учении о правовом статусе личности в обществе. Это понятие в общетеоретических исследованиях появляется довольно часто, что обусловлено необходимостью раскрытия отношений между государством и индивидом, отраженных в праве.
Слово «статус» (от лат. status) означает государство, правовое положение, состояние, которое определяется совокупностью прав и обязанностей лица, государственного органа, общественной организации, учреждения [6, с. 792].
Конституционно-правовой статус — это статус человека в первую очередь как гражданина государства и члена общества. Правовой статус определяется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещения по службе, семейное положение, должность), является единым и одинаковым для всех граждан. Правовой статус характеризуется относительной статичностью, общностью. Содержание этого статуса составляют в основном те права и обязанности, которые предоставляются и гарантируются всем и каждому Основным законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного человека.
Понимание правового статуса инвалидов является одним из вопросов, связанных с особым правовым статусом граждан. В данном случае можем отметить, речь идет об специальных правах и обязанностях, предусмотренных законодательством для определенных групп населения, объединенных общими-специфическими особенностями их положения в обществе и государстве. Эти группы, исходя из общего конституционного статуса гражданина, имеют свою специфику, дополнительные права и обязанности, льготы, предусмотренные действующим законодательством.
Конституционно-правовой статус инвалидов − это система прав, свобод и обязанностей, основанная на принципах социального государства, закрепленных государством в Конституции и других нормативных правовых актах, нормы которых охватывают особый статус инвалидов, содержащий дополнительные специальные права в связи со степенью ограничения жизнедеятельности, признаваемые в установленном законом порядке.
Российское законодательство направлено на достижение следующих целей: устранение или возможная более полная компенсация жизненных ограничений инвалидов, вызванных нарушениями здоровья при стойких нарушениях функций организма; восстановление социального статуса инвалидов; достижение их материальной независимости и социальной адаптации.
Кроме того, существующие нормативные акты, регулирующие отношения в связи с инвалидностью, в одной части являются общим правовым источником для всех видов особого статуса инвалидов. К таким источникам относятся акты, регламентирующие порядок и основания установления инвалидности, определения степени ограничения жизнедеятельности и другие. Другая часть правовых источников, предусматривающих конкретные права, обычно состоит из различных актов, действующих в отношении лиц с различным правовым статусом.
Следует отметить, что Конституция Российской Федерации не содержит специальных норм в отношении инвалидов, поскольку конституционные нормы распространяются в равной степени на всех граждан государства, проживающих на его территории. Конституция Российской Федерации исходит из того, что права каждого человека, независимо от его личных качеств, физических данных или социального статуса, равны.
Рассмотрим основные законы, гарантирующие социальную защиту инвалидов в РФ.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [10] является одним из законов, содержащих важные гарантии социальной защиты инвалидов. Этот нормативный акт регулирует не отдельные сферы жизни и деятельности инвалидов (трудовые отношения, отношения в сфере образования, медицинского обслуживания, отношения в жилищно-коммунальной сфере и многие другие), а все эти отношения в комплексе.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, раскрыты в Федеральном законе от 12 января 1995 года № 5 − ФЗ «О ветеранах» [11].
Защита прав и интересов лиц, принимавших непосредственное участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, или лиц, находящихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, осуществляется законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» [3].
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам прописаны в статье 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ [12]. Настоящий Федеральный закон регулирует основания возникновения права на пенсию нетрудоспособных граждан, порядок назначения, исчисления, выплаты и индексации пенсий.
Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [13] устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, предоставления социальных льгот, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров, социальных услуг.
Федеральный Закон РФ от 21.11.2011 года № 324 — ФЗ (редакция от 28.11.2015 года) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [14], гласит, что право на оказание бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан: граждане, доход семей которых ниже прожиточного минимума РФ, либо одиноко проживающие граждане с доходом ниже прожиточного минимума РФ; инвалиды 1 и 2 группы; пенсионеры; ветераны ВОВ; дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; усыновители; и другие категории граждан входящие в этот список. Адвокаты и юристы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи должны осуществлять правовое консультирование граждан как в устной, так и в письменной форме, составлять заявления, жалобы и другие документы правового характера, представлять защиту таких граждан в суде.
Помимо федеральных законов предоставление правовых гарантий инвалидам обеспечивается изданием и применением указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, например, таких как: Указ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» [16], на основании которого определяется порядок при обеспечении лекарственными льготами, санаторно-курортным лечением, внеочередным обслуживанием инвалидов в различных учреждениях; Указ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» [17], который непосредственно касается обеспечения бесплатно транспортными средствами или на льготных условиях либо денежной компенсации; Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» [8], в котором определены порядок и условия необходимые для признания лица инвалидом; Постановление Правительства «О государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы»» [9], которое направлено на формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни; и некоторые другие.
Кроме того, существует также множество подзаконных актов, регулирующих социальную защиту инвалидов и имеющих ведомственный характер. Меры поддержки инвалидов указаны и в региональных законодательных актах.
Факт инвалидности, установленный в соответствии с требованиями закона, определяет характер и свойства соответствующего правового статуса инвалидов.
Одной из важнейших характеристик правового статуса инвалида является степень ограничения жизнедеятельности, то есть полная или частичная утрата человеком способности или возможности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентированию, общению, контролю своего поведения, обучению и работе. Установленные законом критерии ограничения жизнедеятельности служат основными признаками как самого понятия инвалидности, так и одновременно правового статуса инвалидов.
В настоящее время Российское законодательство по обеспечению прав инвалидов в России разработано таким образом, чтобы создать для инвалидов условия, которые позволят им быть полноценными и полноправными членами гражданского общества и учитывает, что они нуждаются в защите принадлежащих им прав больше, нежели иные категории граждан, но, тем не менее, в некоторых нюансах требует изменений и совершенствования.
Социальная политика по усилению прав инвалидов должна развиваться параллельно с разработкой научно обоснованной системы оценки инвалидности и постепенным ужесточением норм и правил назначения инвалидности, уточнением критериев предоставления права на пользование услугами, регулированием оказания услуг, включая установление стандартов и их обязательное применение.
Государство должно активно вовлекать в процесс оказания социальных и реабилитационных услуг некоммерческие организации на региональном и местном уровнях.
Сегодня в России существуют в основном единичные небольшие некоммерческие организации социальной поддержки инвалидов, работа которых, как правило, основана на энтузиазме отдельных представителей инвалидного сообщества. Нет таких сильных некоммерческих организаций, как общероссийские, имеющих опыт работы, материально-техническую и методическую базу, высококвалифицированных специалистов, оказывающих комплекс медицинских, социальных, психологических, юридических и других услуг инвалидам. Власти и общество постепенно приходят к пониманию необходимости развития таких форм помощи инвалидам, преимущества которых заключаются в том, что они, во-первых, расширяют спектр социальных услуг, тем самым увеличивая возможности реализации прав инвалидов, во-вторых, оказывают помощь, которая, будучи востребованной, не обеспечивается государственными мерами социальной поддержки инвалидов, и в-третьих, расширяют охват пользователей социальных услуг. В этих условиях необходима четкая программа развития социальной защиты инвалидов с привлечением некоммерческих организаций.
В части обеспечения доступности инвалидам объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности должна проводится длительная и сложная комплексная (организационная, правовая, финансовая, информационная, методическая) работа, направленная на приведение сфер образования, труда, медицины, социального обслуживания в соответствие с потребностями и интересами инвалидов. Ключевой целью социальной политики должно быть обеспечение того, чтобы инвалиды не только имели права, но и могли в полной мере их осуществлять. К решению этой масштабной проблемы должно стремиться общество, в том числе государство, бизнес, общественные организации.
Несмотря на большие изменения социально-экономической политики государства в лучшую сторону, поддержка незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями остается острейшей социальной проблемой. Конечно, необходимо изменять ситуацию в лучшую сторону, но для этого необходимо не только усилия государства, направленные на поддержание высокого уровня жизни инвалидов, но и усилия общества, повешение уровня образования, самообразования инвалидов, нацеленность к труду и улучшению уровня благополучия каждого [7, с.56].
В заключении на основании вышесказанного автором предложены пути совершенствования механизмов реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации, к ним можно отнести к ним следующие:
− необходимость принятия единого кодифицированного документа, составляющего основу права социального обеспечения
− устранить фиктивность и придать содержательную реалистичность категории «прожиточный минимум», с повышением ее правового значения и положения;
− установление размеров пенсий всем категориям инвалидов, позволяющих обеспечить достойный уровень жизни, то есть не менее размера прожиточного минимума, а также дополнение пенсионного законодательства Российской Федерации нормой об увеличении размера пенсии инвалида в зависимости от количества лиц, находящихся на его иждивении;
− законодательное закрепление круга государственных органов, ответственных за реализацию элементов социальной защиты инвалидов, нормативное уточнение и закрепление их обязанностей.
В целом современное законодательство РФ охватывает различные аспекты жизни инвалидов, определяет их правовой статус, их положение в обществе. В настоящее время осуществляется переход от медицинской модели инвалидности к социальной модели, что подтверждается тенденциями развития законодательства о социальном обеспечении и социальной защите инвалидов. Можно выделить несколько направлений государственной политики в области защиты прав инвалидов. Так, одни Законы и нормативно правовые акты определяют размер, условия и порядок назначения и выплат государственной социальной помощи инвалидам, вторые реализуют государственные и региональные программы оказания социальной помощи в виде набора социальных услуг, субсидий и пособий, третьи оказывают помощь в трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями и улучшении социального статуса, четвертые регулируют назначение пенсий и пособий нетрудоспособной части населения, пятые оказывают поддержку детям-инвалидам и другие.
Особое значение в правовом регулировании и защите граждан РФ играет, принятый Закон «О государственной системе бесплатной юридической помощи в РФ», на основании, которого государство гарантирует бесплатную помощь адвокатов за счет средств государства, в тяжелых ситуациях. В критической ситуации любой гражданин страны, входящий в список имеющих право на бесплатную защиту граждан, может рассчитывать на помощь адвоката, оплаченного властями. Эта помощь в первую очередь малоимущим, ветеранам, инвалидам, детям сиротам. Повышение правовой грамотности населения позитивно повлияет на профилактику борьбы с бедностью, коррупцией.
Для того чтобы механизмы поддержки инвалидов стали эффективными и разработка программ, направленных на их поддержку действовали, правительству РФ нужны тщательно продуманные целевые программы государства, совершенствование действующего законодательства, направленного на улучшение социальной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, которое специально адресовано этой категории граждан РФ.
Реализация всех тех норм, которые закреплены в нормативных правовых актах, и пути совершенствования механизмов реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации позволит людям с ограниченными возможностями вести достойную жизнь и не чувствовать себя изгоями в современном обществе.
Литература:
- Городнянская К. А. Нормативно-правовые основы реализации прав инвалидов. / Молодой ученый. − 2016. − № 6.6. − С. 61–62. − [Электронный ресурс]: режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/110/27461/ (дата обращения: 14.08.2019).
- Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А и др. Большой юридический словарь. М. 2012 С. 200.
- Закон РФ от 15.05.1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиаций вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» / «Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ» от 23.05.1991 года, № 21, Ст.699.
- Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. / Собрание законодательства Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. N 6 ст. 468,
- Коростелева Н. А. Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам / Челябинск, Вестник ЧГПУ. 2012. № 8. С. 84–89.
- Кузнецов С. А. Современный толковый словарь русского языка. СПб., 2001. С 792.
- Малева Т. М. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России. М., Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С.7
- Постановление правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» / «Российская газета» от 28.02.2006г. № 40. / СЗ РФ от 27.02.2006г. № 9, ст. 1018.
- Постановление правительства РФ от 01.12.2015г. № 1297 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2025 годы» / [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://government.ru/programs/215/events/ (дата обращения 15.08.2019).
- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» / РГ РФ, 1995. № 234.
- Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» / «Российская газета» от 25 января 1995 г. N 19,
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» / «Парламентская газета» от 20.12.2001 г. № 238–239,
- Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» / «Российская газета» от 23 июля 1999 г. N 142,
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» / «Российская газета» от 23 ноября 2011 г. N 263, «
- Федеральная служба государственной статистики / [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения 15.08.2019г).
- Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» / Собрание актов Президента и Правительства РФ от 5 октября 1992 г., № 14, ст. 1098
- Указ Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» / «Российская газета» от 8 мая 2008 г. № 97/ СЗРФ от 12 мая 2008 г. № 19 ст. 2115.