Роль закупочной логистики в снабженческой деятельности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 26.08.2019

Статья просмотрена: 2459 раз

Библиографическое описание:

Широкова, В. Д. Роль закупочной логистики в снабженческой деятельности предприятия / В. Д. Широкова, Л. В. Майорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62133/ (дата обращения: 16.11.2024).



Логистика представляет собой научное учение, рассматривающее системное планирование, управление и контроль материальных потоков, а также энергетических, информационных и пассажирских потоков [5]. Принято считать, что управление материальными потоками является существенной стороной хозяйственной деятельности предприятий, однако, в настоящее время оно также является основной функцией экономической жизни. Можно выделить пять функциональных областей логистики: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, информационная [2].

На нынешнем этапе развития экономики, любому предприятию (как производственному, так и торговому) в своей организационной структуре необходимо иметь службу, которая будет осуществлять закупку, доставку и временное хранение предметов труда. В процессе обеспечения предприятия сырьём, материалами и комплектующими с момента изучения рынка закупок до момента доставки их на склад предприятия решаются задачи закупочной логистики.

Таким образом, основной целью закупочной логистики является обеспечение предприятия материальными ресурсами с минимальным уровнем затрат для успешной организации его производственной деятельности.

В настоящее время, роль закупочной логистики возрастает, что обусловлено влиянием следующих факторов:

1) потребители требуют большое разнообразие продуктов, что формирует необходимость в регулярном расширении товарного ассортимента;

2) расширение ассортимента новых продуктов и услуг создает потребность в ускорении производственных процессов;

3) продолжительность производственного цикла уменьшается;

4) конкуренция среди производителей усиливается, поскольку рынок переполнен товарами и услугами.

Процесс закупок необходимо осуществлять в определенной последовательности. Любая закупка начинается с расчета потребности в материальных ресурсах для предприятия. Не менее важными являются вопросы что конкретно закупить, в каком объеме, с каким контрагентом налаживать взаимодействие, чтобы получить максимальную отдачу и прибыль от сотрудничества, а также, на каких конкретно условиях следует заключать договорные отношения [3]. К функциям снабжения относят: заключение договоров, контроль за их исполнением и организация доставки закупленных предметов труда.

Также важным вопросом остается «производить или закупать». Рассмотрим какие факторы подтверждают рациональность закупки материальных ресурсов:

1) отсутствие производственных мощностей и квалифицированного персонала;

2) возможность выбора альтернативных источников поставок, соответствующих критериям качества и надежности.

3) оптимизация затрат на содержание запасов;

4) издержки на закупку ниже, чем затраты на собственное производство.

Отразим также и обстоятельства, которые подтверждают рациональность собственного производства:

1) отсутствие поставщиков на рынке, которые удовлетворяют критериям выбора;

2) низкая себестоимость собственного производства;

3) обеспечение надлежащего качества производственных процессов;

4) рациональное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов.

Отметим, что управление закупками оказывает значительное влияние на конкурентоспособность предприятий, а также вносит свою лепту в достижение поставленных корпоративных целей.

Непременным условием выстраивания результативной системы закупок является разработка эффективного механизма сквозного планирования потребностей в материалах. Логично составленный план аналогичен широко применяемой в логистике концепции тянущей системы. Сначала планируется объем продаж, а затем на его основе составляется план производства, и в последнюю очередь план закупок.

Зачастую предприятиям и организациям довольно трудно организовать сотрудничество с поставщиками. В нашей стране главным критерием выбора контрагентов является цена. Но ценовой фактор не является основополагающим. Принятие решения по выбору поставщиками необходимо осуществлять по одному из двух вариантов:

  1. Выбор поставщика из числа действующих осуществляется на регулярной основе по определенной системе показателей.
  2. Выбор нового поставщика проводится на основе анализа рынка снабжения, на котором организация уже работает, а также на абсолютно новом рынке, если компания разработала новый продукт.

Исходя из этого, главной задачей специалиста по закупкам является формирование числа проверенных поставщиков и сокращение их количества до минимума. Так, при выборе поставщиков рационально разделить их на основных и альтернативных. Основные поставщики обеспечивают большую часть стратегически важных поставок для предприятия, а альтернативные, соответственно, оставшуюся часть. В этом случае альтернативные поставщики выполняют роль буфера безопасности на случаи сбоя в поставках, колебаний рыночного спроса и одновременно, проверяются на возможность дальнейшего сотрудничества и перевода их в базу основных.

Таким образом, закупочная логистика существенно влияет на конкурентоспособность предприятия, вносит свою лепту в достижение поставленных корпоративных целей, обеспечивает эффективное сотрудничество между поставщиком и потребителем, а также способствует заключению контрактов на закупки для всего производственного цикла снабжения. В результате чего, рационально выстроенная система снабжения на предприятиях позволит увеличить отдачу на вложенные в него инвестиции.

Литература:

  1. Аникин Б. А., Родкина Т. А. Логистика: учебное пособие. Изд.- М.: Проспект, 2016. — 408с.
  2. Гаджинский А. М., Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. — 20-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 484 с.
  3. Гончарова С. О., Шевень Л. Н. Особенности управления закупочной логистикой на предприятии: российский и зарубежный опыт // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36721 (дата обращения: 23.07.2019).
  4. Катаева, Н. Н. Маркетинговые исследования конкурентоспособности предприятия на рынке строительных услуг [Текст] // Nauka-Rastudent.ru. — 2015. — № 1 (13). — С. 56.
  5. Тойменцева И. А. Логистика стратегического управления процессом закупок в условиях риска / И. А. Тойменцева, Н. В. Мартынова // Материалы III Всероссийской заочной научно-практической конференции: в 2 частях: Российская наука: актуальные исследования и разработки. Самарский государственный экономический университет. 2017. С. 260–262.
Основные термины (генерируются автоматически): закупочная логистика, собственное производство, закупка, поставщик, предприятие.


Похожие статьи

Формирование маркетинговой деятельности предприятия в области управления персоналом как фактор стабильности организации

Применение рейтинговой оценки подрядчиков к системе закупочной деятельности предприятия

Система управленческой деятельности строительного предприятия как важный фактор его коммерческого успеха

Проблемы в осуществлении закупочной деятельности в Российской Федерации на современном этапе

Роль решения в системе управления предприятием

Маркетинг выставочной деятельности предприятия

Ценообразование, как фактор развития девелоперской деятельности коммерческой недвижимости в инвестиционно-строительной сфере

Маркетинг во внешней экономической деятельности Ульяновской области

Роль рекламной кампании в повышении эффективности деятельности современных организаций

Мотивация и психологическая поддержка персонала в контексте управленческой деятельности

Похожие статьи

Формирование маркетинговой деятельности предприятия в области управления персоналом как фактор стабильности организации

Применение рейтинговой оценки подрядчиков к системе закупочной деятельности предприятия

Система управленческой деятельности строительного предприятия как важный фактор его коммерческого успеха

Проблемы в осуществлении закупочной деятельности в Российской Федерации на современном этапе

Роль решения в системе управления предприятием

Маркетинг выставочной деятельности предприятия

Ценообразование, как фактор развития девелоперской деятельности коммерческой недвижимости в инвестиционно-строительной сфере

Маркетинг во внешней экономической деятельности Ульяновской области

Роль рекламной кампании в повышении эффективности деятельности современных организаций

Мотивация и психологическая поддержка персонала в контексте управленческой деятельности

Задать вопрос