В статье рассматриваются организационно-методические и возрастные особенности физической подготовки воспитанников общеобразовательных организаций МО РФ.
Ключевые слова: физическая культура, средства, методы, формы.
Введение
Физическая культура — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития [7].
Физическая культура воспитанников в системе общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации является неотъемлемой частью их образования и воспитания и, включает:
− физическую подготовку;
− спорт;
− мероприятия оздоровительно-рекреационной направленности [3].
Значение физической культуры у воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации заключается:
− в создании фундамента для всестороннего физического развития;
− укрепление здоровья;
− формирование разнообразных двигательных навыков и умений [8].
В практике физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации широко используются физические упражнения по разделам: «Гимнастика и атлетическая подготовка», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Плавание», «Преодоление препятствий», «Спортивные единоборства и рукопашный бой», «Спортивные игры», а также комплексно. В выпускных классах обучающиеся знакомятся с методикой проведения всех форм физической подготовки [3].
Важными средствами физического воспитания являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями [6].
Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, выделяют: оптимальное чередование видов деятельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий и инвентаря [5].
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Особенности физической подготовки обучающихся в 5–8 классах
В 5–8 классах обучаются воспитанники в основном в возрасте 12–15 лет (средний школьный возраст) [3].
Особенности возрастного развития обучающихся 5–8 классов характеризуются ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает до 7 см. главным образом за счет удлинения ног. Масса тела ежегодно прибавляется на 3–6 кг. Наиболее интенсивный темп роста происходит в 13–14 лет [8].
Важными задачами физического воспитания в среднем школьном возрасте являются:
− содействовать гармоничному физическому развитию;
− формировать основы знаний о личной гигиене;
− развивать волевые и нравственные качества;
− развитие скоростно-силовых качеств, выносливости, силы и гибкости;
− воспитывать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и видами спорта [6].
У воспитанников 5–8 классов высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости [8]
2. Особенности физической подготовки обучающихся в 9–11 классах
В 9–11 классах обучаются воспитанники в возрасте 16–18 лет (старший школьный возраст) [3].
Старший школьный возраст характеризуется продолжением роста и развития, что выражается в равномерном его протекании в отдельных органах и системах [8].
У воспитанников 9–11 классов почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости [8].
В 15–17 лет заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У воспитанников старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные, и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом [4].
Воспитанники старших классов могут проявлять достаточно высокую волевую активность, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления [4].
3. Средства, методы иформы физической подготовки воспитанников общеобразовательных организаций МО РФ
Программы по физической культуре весьма обширны и разнообразны. Наиболее целесообразными средствами физической подготовки воспитанников являются:
- Гимнастические и акробатические упражнения;
- Легкоатлетические упражнения;
- Лыжная подготовка;
- Спортивные игры;
- Плавание;
- Элементы единоборств [1].
В системе физической подготовке обучающихся в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями. Формами физической подготовки являются:
− учебные занятия (уроки физической культуры);
− утренняя физическая зарядка;
− спортивная работа;
− а при нахождении в летних лагерях дополнительно попутная физическая тренировка [3].
Метод можно определить, как способ применения средств для решения задач сходного типа. Сам способ в данном контексте представляет собой реальное действие или их систему, необходимых для решения поставленной задачи [2].
При проведении различных форм физической подготовки в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации используются следующие методы развития физических качеств:
− Равномерный;
− Переменный;
− Повторный;
− Интервальный;
− Круговой;
− Игровой;
− Соревновательный [2].
Выводы
Таким образом выяснилось, что при проведении различных форм физической подготовки с воспитанниками общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации необходимо правильно подбирать упражнения, дозировку, методы и средства тренировки в соответствии с возрастом занимающихся.
Для эффективного развития физических качеств их усиленную тренировку необходимо проводить в возрасте, который наиболее благоприятно для этого подходит, в соответствии со степенью адаптации и подготовленности всех органов и систем организма к определенной нагрузке.
Литература:
- Кузнецов Р. П. Средства и методы физической подготовки обучающихся в довузовских образовательных учреждениях МО РФ: дис. …канд. пед. наук. — СПб., 2013. — 204 с
- Максименко А. М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А. М. Максименко. — 2-е изд, испр. и доп. — М.: Физическая культура, 2009. — 496 с.
- Наставление по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов министерства обороны российской федерации (Приказ Министра обороны РФ от 30.10.2004 N 352).
- Озеров В. П. Формирование психомоторных способностей человека: монография / В. П. Озеров. — Ставрополь: Сервисшкола, 2011. — 280 с.
- Соловьев Г. М. Теория и методика оздоровительной физической культуры в структуре физической самоподготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: учебное пособие / Г. М. Соловьев, С. Н. Кашин. — Ставрополь: Сервисшкола, 2016. — 224 с.
- Соловьев Г. М. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учебное пособие / Г. М. Соловьев, С. Н. Кашин. — М.: Илекса, 2014. — 212 с.
- Твой олимпийский учебник [Текст]: учеб. Пособие для олимпийского образования/ В. С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. — 25-е изд., перераб. и дополн. — М.: Советский спорт, 2014. — 224с.: ил.
- Щуров А. Г., Варжеленко И. И., Пашута В. Л., Курьянович Е. Н., Кузнецов И. А., Харитонов М. А. Медико-педагогический контроль функционального состояния обучающихся в довузовских образовательных учреждениях минобороны России в процессе занятий физической культурой и спортом: учебное пособие — СПб: ВИФК. — 161 с.