Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 25.08.2019

Статья просмотрена: 991 раз

Библиографическое описание:

Покопцева, А. Ю. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста / А. Ю. Покопцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62141/ (дата обращения: 20.12.2024).



В статье раскрываются условия, формы, средства и методы активизации речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: активизация, речевое общение, пересказ, ребенок, беседа, игра.

Современная концепция развития дошкольников выдвигает на первый план идею о развитии коммуникативных способностей в условиях активизации разных видов деятельности и, прежде всего, речевой. Главная цель образования — помочь ребенку выработать и развить те способы взаимодействия с собой и с окружающим миром, которые позволили бы ему максимально реализовывать себя.

Процесс формирования коммуникативных умений у детей происходит при накоплении соответствующего опыта и при систематическом закреплении полученных навыков под руководством педагогов и родителей.

Исходной формой речевого общения является диалог, который рассматривается как обмен высказываниями-репликами. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. Между тем, чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и речевой коммуникации позволяет активизировать процесс речевого общения.

Среди условий активизации речевого общения можно выделить следующие:

− общая активность, коммуникабельность, инициативность;

− умение преодолевать застенчивость;

− способность переходить от ситуативного диалога к обдуманной речи;

− наличие потребности в общении;

− вовлечение ребёнка в доступную для него деятельность.

Процесс активизация речевого общения осуществляется в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Основным методом активизации речевого общения является разговор педагога с детьми (неподготовленные беседы) и правильно организованные беседы с детьми (подготовленные беседы).

Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации речевого общения своей речью учит детей языку.

Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных слов и объяснять значение неизвестных.

В работе используются различные приемы активизации речевого общения: постоянное вовлечение ребенка в разговор (беседы педагога с детьми), использование на занятиях приема театрализации (педагог дает образец вербальной и невербальной коммуникации, а дети этот образец копируют), целенаправленная работа по составлению разных видов рассказов и совершенствованию пересказов.

Воспитатель начинает работу с детьми с пробуждения у них положительного эмоционального отношения к процессу общения, к окружающим людям, вооружает их способами действий. При организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми воспитатель ориентируется на исходный уровень речевого развития каждого ребенка, учитывает его индивидуальные особенности, вовлекает в процесс коммуникации.

Работа по формированию речевого общения проводится регулярно и органично включается во все виды деятельности детей, как на занятиях, так и вне занятий.

Для каждого ребенка определяется особое содержание и формы работы по развитию коммуникативных навыков и закреплению полученных умений в разнообразных видах деятельности.

Освоение детьми общественного опыта осуществляется средствами разнообразных видов игр и в предметно-практической деятельности. При таком подходе у ребенка формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку занять определенное положение в коллективе сверстников.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации основных её компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, направленным на обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и развитие умения пользоваться уже имеющимися средствами в речевой практике. Значимость таких игр в том, что дети не просто получают и анализируют языковую информацию, а целенаправленно ею пользуются, что стимулирует их собственную речевую активность.

Особая роль в процессе активизации речевого общения отводится пересказу. Подбирая тексты для пересказа, взрослые должны учитывать содержание и идею произведения. Текст, использованный на занятиях по активизации речевого общения, должен не только познакомить ребёнка с особенностями русской речи, но и активизировать его речевую и мыслительную деятельность. В сюжете должна чётко прослеживаться последовательность событий и действий. Обоснованным также будет использование в повествовании знакомых персонажей, которые имеют свои чётко выраженные личностные характеристики.

Дети дошкольного возраста достаточно хорошо владеют принципами построения отдельных предложений, но создание из отдельных предложений логической речевой структуры для многих из них является порой непосильной задачей.

Именно поэтому в вводной части занятия используются приемы, готовящие детей к восприятию произведения, формирующие соответствующий эмоциональный настрой, организующие внимание. Это могут быть рассматривание картины или объекта, отгадывание загадок, чтение педагогом небольшого стихотворного текста, прослушивание музыкального произведения.

Первичное чтение произведения играет очень важную роль. Педагог должен читать текст медленно, четко и выразительно. Не следует предупреждать детей о последующем пересказе, дабы обеспечить целостность восприятия произведения и дать возможность эмоционально прочувствовать его. Эти два этапа являются динамическими и могут отсутствовать, если произведение уже хорошо знакомо детям.

Не менее важную роль играет беседа после первичного прочтения текста. Необходимо продумать вопросы заранее, чтобы при разборе выделить основные моменты, обеспечить понимание детьми идеи произведения, дать характеристику персонажей и их действиям, обратить внимание на особенности языка произведения.

Повторное чтение после беседы с детьми проводится уже после нацеливания детей на пересказ. Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

После повторного чтения необходимо сделать паузу для обдумывания детьми содержания и подготовки к пересказу. На этом этапе, чтобы облегчить детям задачу, педагог может напомнить им план пересказа или использовать другие приемы работы.

Пересказ осуществляется посредством активного руководства со стороны педагога.

Значимое место в процессе активизации речевого общения детей отводится родителям дошкольников. Поэтому педагоги разрабатывают для них методические рекомендации по вопросам развития речи их детей, консультируют и ежедневно отвечают на возникающие вопросы.

В связи с этим в задачи педагогов также входит изучение особенностей общения взрослых с детьми в семье, помощь родителям в осознании негативных последствий деструктивного общения в семье. Педагоги стремятся заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного и коммуникативного поведения, обращают внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в детском саду и в семье, создают у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

Практика работы с детьми показывает, что помимо игр, способствующих активизации речевого общения дошкольников, эффективным средством также является пересказ.

Литература:

  1. Гуженкова Н. В., Михайленко В. В. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2017. — № 16. — С. 452–454.
Основные термины (генерируются автоматически): речевое общение, ребенок, активизация, беседа, идея произведения, педагог, пересказ, повторное чтение, процесс активизации, условие активизации.


Похожие статьи

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Похожие статьи

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Задать вопрос